«Совершенствование способов пространственного и логического мышления через конструирование различных ситуаций» |
Математика детям | |||
Автор: Яковлева Наталья Валентиновна | |||
22.03.2016 22:02 | |||
«Совершенствование способов пространственного и логического мышления через конструирование различных ситуаций» Наталья Валентиновна Яковлева воспитатель МБУ детский сад №138 «Дубравушка» г.о. Тольятти В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Формирование личностных качеств дошкольников должно полностью соответствовать задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Именно в процессе конструирования происходит воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его[1, 11 cтр. ].
О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи (Н. Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.В. Ку-цакова З.В. Лиштван, Л.А. Парамонов, и др.). Н.Н. Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитие ребенка. В процессе конструкторской деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция и т.д.. [2, 17стр. ] Часто на вопрос, что такое математика, люди отвечают: «это умение считать», «умение логически мыслить». Это, несомненно, так, но далеко не исчерпывает ее сути. В ходе образовательной деятельности с использованием конструктора можно показать, что математика — это умение думать и рассуждать, перебирать варианты, искать различные решения, доказывать, что других решений нет. Дети могут учиться соизмерять, познавать геометрические фигуры, плоские и объемные, понимать взаимосвязь чисел и геометрических фигур, что позволяет развить так называемое чувство числа. В силу своей универсальности LEGO- конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO- технологии, является игра — ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться играя и обучаться в игре. В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируют умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. LEGO -технология объединяет элементы игры с экспериментированием. Следовательно, активизирует мыслительно — речевую деятельность дошкольников. Они с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное. Мастер — класс способствует развитию интереса детей к живой природе, направлен на формирование элементарных математических представлений у детей в конструктивно — игровой деятельности, развивающей системы LEGO. Актуальность темы занятия обусловлена важностью формирования у учащихся бережного отношения к животному миру природы в условиях глобального экономического кризиса, потребительского отношения человека к природе, а также потребностью развития у дошкольников интереса к LEGO- конструированию, как способа формирования активизации мыслительных процессов. Новизна темы связана с недостатком литературы, пособий для педагогов по LEGO- конструированию. В России по этой теме издано всего лишь несколько пособий для обучения детей дошкольного возраста. Цель занятия: формировать математические способности через конструирование различных ситуаций, позволяющих воссоздать окружающий мир в действительности. Задачи:
Ход занятия I. Организационная часть. Создание ситуации, способствующей вовлечь детей в процесс обучения. (Декорация лесного пейзажа с дикими животными). Педагог: Наступила осень. В полях убран урожай. Холодно и голодно стало животным в лесу. Заяц и ежик отправились искать корм и встретили на своем пути сторожевого пса, который бежал с хозяйской дачи, так как охранять на ней уже было нечего. Увидев голодных лесных жителей, пёс рассказал им, что его хозяин специально оставил на грядках немного овощей, чтобы животные не голодали зимой.
Ничего не запомнил заяц, но поспешил искать дачу, надеясь разобраться на месте. Еж остался ждать друга около пенька. Ребята! Поможем зайцу найти корм на даче?! II. Основная часть: Постановка цели и задачи работы. Дети знакомятся с набором LEGO- деталей для конструирования на LEGO- платформе, символизирующей дачный участок. III. Практическая работа: Конструирование предметов (грядок, овощей) и определение места их нахождения. Педагог: А вот и дача! Нам придется идти по мосту, он скользкий от осеннего дождя. Держаться не за что, перила разобраны, бревна перепутаны. Читается стихотворение о рассорившихся цифрах. Детям предложено помирить цифры, построить перила. Воспитанники отвечают на вопросы по теме «количество и счет», а также определяют координаты дачного домика. (Правый нижний угол) Педагог: -Ребята! Отгадав мою загадку, вы ответите, грядку с каким овощем помогли найти зайцу. Читается загадка о моркови. Дети подбирают необходимые детали для конструирования грядки с морковью, которую располагают в правом верхнем углу. Определив левый нижний угол, воспитанники размещают в нем конструкцию из деталей LEGO грядки со свеклой. Отвечают на вопросы по темам: «геометрические фигуры», «форма», «цвет». Педагог: -Ребята! Вы не забыли, что зайчика ждет ёжик, который любит яблоки. Вспомните, где растет яблоня? (Левый верхний угол). Дети выполняют построения дерева с яблоками. И размещают постройку в указанном месте. Педагог: - Какая дача без клумбы с цветами?! А найти и восстановить ее, ребята, вы сможете по схеме. (Дети получают схемы, по которым выполняют построение клумбы с цветами, затем отвечают на вопросы, где находится клумба относительно домика, грядок, яблони?) Вот мы и помогли зайчику найти овощи. Взял он яблоко для ёжика, сорвал осенний цветок для мамы и заторопился домой сообщить родителям радостную новость о найденных овощах. Теперь не придется его семье голодать зимой. IV. Заключительная часть: Анализ работ и подведение итогов занятия. Список используемой литературы
Радует, организует» // Социальная сеть для работников образования: электронные ресурс-2013. (дата обращения 20. 03. 2016г.)
|