Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ с использованием методов ТРИЗ «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ» |
Математика детям | |||
Автор: Куртикова Татьяна Альбертовна | |||
19.03.2016 23:30 | |||
Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ с использованием методов ТРИЗ «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ» Подготовила воспитатель I квалификационной категории Куртикова Татьяна Альбертовна МБДОУ дс комбинированного вида №149 «Сказочный» г. Брянск Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс знакомства детей с окружающим миром является система творческих заданий, которые помогают развивать у детей фантазию, логическое и творческое мышление, желание исследовать окружающий мир, понимать суть происходящих процессов в этом мире. Предлагаю одно из авторских занятий, направленных на решение следующих задач.
Программные задачи: уточнить и расширить представления о домашних птицах; характерных признаках, повадках; развивать умение у детей принимать информацию, переданную невербальными средствами; решать проблемные задачи, используя при этом речь — убеждать, доказывать, объяснять; анализировать и делать выводы; продолжать совершенствовать диалогическую форму речи; обогащать речь словами, обозначающими действия; поощрять попытки высказывать свою точку зрения на поставленный вопрос; воспитывать привычку заниматься сообща, не мешая друг другу. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная. Планируемые результаты: имеет представление о домашних птицах, их характерных признаках, повадках; понимает информацию, переданную невербальными средствами; поддерживает беседу, решает проблемные задачи, высказывает свою точку зрения; анализирует и делает выводы; умеет работать в микрогруппе; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. Предварительная работа: заучивание пословиц о птицах; изучение художественной и энциклопедической литературы, связанной с домашними птицами; выполнение этюдов, пантомим «Догадайся, кто я?»; Триз-игры «Что сначала, что потом», «Ассоциации» Словарная работа: замашки, гоготанье, квохтанье, клекот, кукареканье, кряканье; оперенье, водоплавающие. Материалы и оборудование: иллюстрации домашних птиц (утки, гуся, петуха, курицы, индюка, цыплят); магнитофон, грамзапись птичьих голосов; корзина; игрушки (яйцо, курица); тарелочки с пшеном и горохом; колокольчик; цепочка рисунков. НОД: 1. Орг. момент - Ребятки, с какими пословицами мы недавно с вами познакомились? ( «Всякая птица по-своему поёт», «Всякая птица своим пером гордится», У всякой пташки свои замашки») - Как вы понимаете пословицу «У всякой пташки свои замашки»? (всякая птица ведет себя по-своему) - Что означает слово «замашки»? (привычки птицы, повадки птицы) - А хотите узнать побольше о повадках и привычках домашних птиц? Тогда отправляемся на птичий двор. 2. Беседа Звучит грамзапись птичьих голосов. - Ребятки, что вы сейчас услышали? (голоса птиц) - Назовите птиц, голоса которых вы слышали? (Дети: я слышал кряканье утки; гоготанье гуся; кукареканье петуха; квохтанье или кудахтанье курицы; клёкот индюка). При назывании птиц, воспитатель выставляет соответствующие карточки на фланелеграфе. - Кто это? (птицы) - Уточните, какие птицы? (домашние) - Назовите, что общего у всех домашних птиц? (тело покрыто перьями; у всех птиц по два крыла, по две лапы, по два глаза, хвост; умеют взлетать, перелетать, подлетать; все несут яйца; питаются зерном и травой; за ними ухаживают хозяева) - Чем отличаются? (у гуся и утки широкий, плоский клюв; лапы с перепонками; умеют плавать и нырять; а у петуха, курицы и индюка — клюв острый, узкий; не умеют плавать; на лапках нет перепонок; на голове у курицы и петуха гребень, а у индюка — борода; издают резкие голоса) - Молодцы! Ребята, почему гуси и утки умеют плавать, а куры, петухи и индюки — нет? (у гусей и уток на лапках перепонки) - А еще почему? Не знаете? Я сейчас расскажу вам об этом без слов. Покажу, превратившись в домашнюю водоплавающую птицу. Постарайтесь понять, что я буду делать. Показ воспитателем этюда (под музыку). - Дети, если вы поняли, что я вам показала, расскажите об этом (птица поплавала, вышла на берег, отряхнулась от воды, обсохла, почистила перышки) - Молодцы! Вы почти все отгадали. - А для чего все это делают водоплавающие птицы, я сейчас вам объясню. - Накупавшись птицы выбираются на берег, клювом отжимают перья, а потом долго отряхиваются. Чуть подсохнув, птицы смазывают перья жиром. Клювом набирают жир из железы, которая находится под хвостиком и распределяют его по перьям. Дело это нелегкое! Хорошо смазанные перья помогают птицам держаться на воде. А если птица не будет ухаживать за своим оперением, она может утонуть. - А сейчас я вам предлагаю превратиться в домашних птиц и погулять на птичьем дворе. 3. Этюд «На птичьем дворе» (под музыку). Дети показывают повадки утки, гуся, индюка, петуха, курицы с цыплятами. - Молодцы! Я чуть не забыла, что вы дети. Мне показалось, что я попала на настоящий птичий двор. 4. Игра «Приготовь корм для цыплят». (работа по микрогруппам). - Пока мы играли, цыплята проголодались и нам нужно их покормить. Какое зерно любят цыплята? (пшено) - Но у меня случилась неприятность. Я случайно перемешала пшено с горохом. А маленьких цыплят кормить горохом нельзя. Выручайте, ребята, помогите мне отделить пшено от гороха. Вот только сделать это нужно быстро. Работать будем по микрогруппам. Посмотрите внимательно на столы. Перед вами все, что может пригодиться для быстрого выполнения работы. У вас три минуты. Когда заканчивать – я позвоню в колокольчик. Посоветуйтесь друг с другом и начинайте. Работа детей. - Молодцы! Как ловко и быстро вы справились с работой. 5. Решение проблемной ситуации. - Я приготовила для вас сюрприз (показ корзины, в которой курочка с яйцом). — Что это? (яйцо) - Кто его снес? (курица) - Ребята, кто появился раньше — яйцо или курица? Рассуждения детей: — Курица! — Откуда взялась курица? — Из яйца. — Значит, яйцо появилось первым! — А яйцо кто снес? — Курица!) - Ничего не понимаю. Может нам помогут две логические цепочки разобраться в этой проблеме. - Рассмотрим первую цепочку. - Что в этой цепочке является началом развития? (курочка) - Которая снесла...? (яичко) - Из которого вылупился...? (цыпленок) - Который вырос...? (в курочку) - Которая снесла...? (яйцо) - Ребята, значит первой в этой цепочке является курочка, а заканчивается цепочка яйцом, которое снесла курочка. - Рассмотрим вторую цепочку. - В этой цепочке первым появилось...? (яйцо) - Из которого вылупился...? (цыпленок) - Который вырос в...? (курочку) - Которая снесла...? (яйцо) - Если верить первой цепочке, то первой появилась курочка. А откуда же она взялась? - Если верить второй цепочке, то первым появилось яйцо. А кто же его снес? - Ребятки, нашли мы точны ответ? (нет) - Дети, а может быть ваши родители знают, кто же появился первым – яйцо или курица? Спросите у них сегодня, а завтра мне расскажите. 6. Рефлексия - Что вам больше всего понравилось делать на занятии? - С кем тебе понравилось больше всего работать на занятии? - Что нового и интересного узнали для себя? - А мне понравилось, что вы старались и были очень активны. Молодцы!
|