Самоанализ воспитателя «В стране математики» |
Математика детям | |||
Автор: Земцова Галина Леонидовна | |||
30.12.2015 14:36 | |||
Самоанализ воспитателя «В стране математики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 п. Степной. Составила воспитатель детского сада № 22 «Берёзка» п. Степной Земцова Г.Л. Моё педагогическое кредо: «Гореть – не тлеть!» Педагог дошкольного учреждения – это стиль жизни... Ежедневно взаимодействуя с детьми, пришла к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности — игре.
В последние годы детский сад стал учреждением с программой развития, в этих условиях особую важность приобретают наши человеческие качества — доброта, терпеливость, порядочность. Ведь не секрет, что современные родители в водовороте ежедневных дел, порой забывают о душевном тепле, так необходимом их дочерям и сыновьям. А я, воспитатель, должна и обязана согревать детей своим теплом. Чтобы дети тебе поверили, надо просто их любить и создать условия, где они могли бы подниматься на ступеньку выше в своем развитии. Понимаю, что жизнь не стоит на месте, можно утонуть в море информации, поэтому стараюсь осваивать новые методы, приемы и технологии, ведь только от меня зависит, чему я научу своих воспитанников. Моё профессиональное убеждение: педагог должен учиться всему и постоянно. Ещё одним своим постулатом считаю профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев. Воспитание группы детей – дело нелегкое и обязывает меня быть сообразительной, всегда готовой к разрешению любых ситуаций. Работая воспитателем, пришла к выводу, что дети очень чутко улавливают слабости педагога и не прощают срывов, растерянности, беспомощности. Они любят играть в игры, я — тоже, и каждый день своей педагогической деятельности наполняю дидактическими, сюжетно — ролевыми, развивающими играми. Анализируя свой опыт работы, пришла еще к ряду убеждений:
Работу и общение с родителями понимаю как процесс сотрудничества, формирование единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольном учреждении. Оценивая условия для педагогической деятельности, могу сказать, что в нашем дошкольном учреждении создана необходимая материально-техническая база: имеется мебель, оборудование, технические средства обучения, учебные пособия, журналы, газеты. Стараясь идти «в ногу со временем», самостоятельно разработала дидактические игры и раздаточный материал. Часто вспоминаю известное высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. И поэтому, главную свою задачу вижу в том, чтобы не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы в процессе игры с математическим материалом в дидактических играх. Анализ практики работы коллег многих дошкольных учреждений Курганинского района свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей на НОД (в непосредственно-образовательной деятельности), их раннего вовлечения в систему дополнительного образования. Таким образом, игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка – дошкольника. Работаю по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой в соответствии с ФГОС, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения. Поэтому считаю актуальной проблему недостаточного использования занимательного математического материала и дидактических игр в развитии дошкольников. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, стараюсь использовать каждую возможность, чтобы разгрузить детей посредством игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе. Сложность же использования дидактической игры в НОД по развитию элементарных математических представлений и в совместной деятельности воспитателя с детьми обусловлена нехваткой современных методических пособий по данной конкретной теме. Главная моя задача — выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации детей, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Созданные мной условия самореализации каждого ребенка в совместной, увлекательной деятельности, выступают эффективным средством выражения его индивидуальности в группе сверстников. Выдвинув предположение, что систематически организуемые дидактические игры с математическим содержанием способствуют улучшению процесса развитияматематических представлений детей дошкольного возраста, поставила перед собой цель: способствовать развитию математических представлений у дошкольников через дидактические игры. Игра, по моему утверждению, не только средство оптимизации процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта детей. Мной был выбран следующий путь осуществления задач:
В своей работе пытаюсь соединить теорию педагогической науки с практикой воспитания и обучения в детском саду. Важным условием повышения эффективности образовательного процесса в любой группе детского сада считаю развитие активности дошкольников. Для меня, как для воспитателя, взаимодействующего с детьми разных возрастных групп, очень важно определить, каким набором педагогического инструментария следует воспользоваться, чтобы ежедневно помогать малышам овладевать азами математики, познавать мир, развиваться, взрослеть. В результате своей практической деятельности выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому веру в возможность движения вперед. С первого года работы воспитателем возникла необходимость творческого освоения новых педагогических приёмов. Работая с детьми разного возраста, имею возможность наблюдать, как меняется активность, мотивация, появляется возможность дифференцированно воздействовать на их развитие у каждого ребёнка. Часто при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживала новые приемы руководства и оформления игр и механически переносила их в свою работу, не получая при этом желаемого результата. Методические приемы позволяли достичь результата лишь в тех случаях, если их применяла системно, учитывая общие тенденции развития детей группы, закономерности игровой деятельности, если хорошо знала и чувствовала каждого ребенка. Выбирая профессию педагога, я взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, вместе с тем, отвечаю за свою профессиональную подготовку, свое право быть воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от меня принятия ряда обязательств: объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны; обладать общей культурой умственной деятельности, культурой поведения, общения, ведь во всех изданиях звучит заповедь, что педагог это образец, которому чаще всего неосознанно, подражают дети, перенимая то, что делает воспитатель. Чтобы процесс обучения и математического развития в дидактической игре проходил успешно, по моему мнению, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера сотрудничества. Используя в работе с детьми традиционные и нетрадиционные формы организации совместной деятельности через дидактическую игру, смогла добиться позитивной динамики развития элементарных математических представлений у детей. Анализируя опыт работы с детьми среднего и старшего возраста, могу сделать следующие выводы. Подбор дидактических игр осуществляется мной с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе заданий, игр и упражнений учитываю их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой занятий, проводимых с помощью других дидактических средств. Достаточно эффективным оказалось использование дидактических игр в индивидуальной работе с детьми. Постоянный анализ достижений воспитанников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания. Опыт педагогической деятельности показывает, что развитие математических представлений детей через дидактическую игру представляет собой развитие умений анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать и оценивать. В заключение можно сделать вывод, что педагогику создавали знаменитые личности, а мы, рядовые воспитатели, ежедневно подтверждаем или опровергаем её законы на практике. И от того, с какими знаниями и умениями я буду приходить ежедневно в детский коллектив, заложу ли искорки любознательности, добра и справедливости в детские сердечки, — зависит будущее наших детей, наших поселков, городов и будущее нашей страны. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок Аннотация Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической подготовки. Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей. Математика — уникальная наука. Она способствует выработке адекватного представления и понимания знания. Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства — писал Леонардо да Винчи. Математика реализует не только мировоззренческие, но воспитательные, культурные и эстетические функции. Мировоззренческая роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в суть явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире, выявлять, описывать и исследовать как внешние связи, так и внутренние связи системы. Эстетическая роль математики (эстетика — наука о прекрасном) состоит, в частности в том, что она сводит разрозненные элементы и связи системы в целостную композицию, обладающую эстетическими качествами (красота, обаяние, цвет, форма, пропорция, симметрия, гармония, единство частей целого, полезность, удовольствие и др.). Воспитательная роль математики состоит в том, что изучение и применение математики вырабатывает исследовательский, творческий подход к делу; настойчивость, терпение и трудолюбие; аккуратность; логичность и строгость суждений; умение выделять главное и игнорировать второстепенное, не влияющее на суть проблемы; умение ставить новые задачи и др. Поэтому роль математики в жизни человека очень важна. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка. Развитие математических способностей дошкольников Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями — Т.И. Ерофеевой, Н.Я. Большуновой), которые рассматривали математическое развитие детей, начиная с младшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте исследователи выделяли методы и приемы обучения, такие как беседы и занятия, разнообразные игры и занятия, а на современном этапе также использование специальных математических сказок, исследователи говорят, что математическое развитие должно быть связано со всеми деятельностями детей и обучение должно осуществляться без принуждения и давления. Педагоги — исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили сказку как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста. Эти исследователи отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить не принужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое. На современном этапе сказка переживает настоящий бум популярности. Это объясняется универсальностью сказки, ее доступностью и простотой использования, влиянию на развитие личности ребенка. А так же тем, что дети дошкольного возраста весьма восприимчивы к сказкам. Как мы уже отмечали ранее дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Возможности сказок в формировании математических представлений дошкольников Сказка — универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы. Сказка, как уже было отмечено, сама по себе имеет огромный развивающий потенциал. Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей. Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Удивительный сказочник Д. Родари, а в дальнейшем большинство авторов направления ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) совершенно справедливо утверждают следующее:
Сказка обладает рядом неоспоримых достоинств, и именно они делают сказку привлекательной для психологической, терапевтической и развивающей работы. С давних времен люди использовали сказки, притчи, мифы как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой даже самую суровую мораль. Также отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем, а неопределенность места действия не ограничивают фантазию ребенка. Очень важно, что в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом — все это «закодировано» в образах сказки. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ( «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.). В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, но и также разные герои простых сказок, в сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки также имеют действия приключенческого характера, усложненные разнообразными испытаниями, математического характера, которые должен выполнить персонаж вместе с маленькими слушателями. Основные особенности волшебных сказок математического характера состоят в значительно более развитом сюжетном действии, в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий, которые нужно преодолеть, совершив определенное математическое действие, в достижении цели; а также в необычайности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых (чудесных) предметов; в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля. На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок, такими авторами как Шорыгиной Е.А., Ерофеевой Т.И., Большуновой Н.Я и многими другими авторами. В математической сказке можно выделить свою особую структуру, которую выделили В.Ф. Любичева и Р.Р. Мухамедьянова:
В содержания математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве, а также числа и др. При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно. Осваиваемое содержание может быть включено в сказку в форме особого рода познавательных задач — загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя (и его помощников — детей): волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Такого рода ситуации типичны в сказках: женихов испытывает принцесса; Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т.д. Этот способ эффективен, потому что в качестве задач или загадок легко может быть представлено любое содержание, в том числе и математическое. Поэтому можно утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживаются детьми. Математическое начало, которое содержится на самой поверхности, принимается и усваивается детьми непринужденно и легко. Значение математических сказок для развития математических способностей Для дошкольника средством развития математических способностей является сказка, которая представляет собой феномен культуры. Сказка играет в мышлении ребенка ту же роль, что в мышлении взрослого играет логика. Сказка идентична по своей структуре с сюжетно – ролевой игрой и является эффективным средством развития ребенка. В сказке представлены знания о мире, специфическая картина мира, соответствующая специфике детской картине мира. Если система активности ребенка разворачивается в пространстве детской игры, то систему мышления ребенка образует сказка, заменяющая ему логику взрослого человека. Сказка позволяет детям в особой метафорической форме формулировать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира (о добре и зле, о жизни и смерти и т. д.) Исследования структуры сказки показывают, что сказка способна выполнять функции особой системы мышления. Она является также средством развития и самой детской игры, поскольку она расширяет пространство воображаемой ситуации в игре. При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое. Исходя из этого, считаю, что сказка должна использоваться на занятиях по математике, включая разнообразные задания, связанные с героями и сюжетом сказок. В связи с этим, мною была составлена картотека математических сказок и серия конспектов по формированию математических представлений для детей старшей группы. Методическое обеспечение работы по развитию математических способностей детей Работа по формированию математических представлений осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни, т.к. обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности. Поэтому, планируя работу на день, целесообразно включать в утренний и вечерний отрезки времени, на прогулке, в игровую деятельность дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические и подвижные игры с математическим содержанием, элементы занимательной математики (логические задачи, загадки, считалки, стихи, головоломки, лабиринты и др.), математические задачи. Уголок занимательной математики Среди условий, необходимых для формирования познавательных интересов дошкольника, для развития глубокого познавательного общения со взрослыми и со сверстниками, и – что не менее важно – для формирования самостоятельной деятельности, обязательно наличие в группе ДОУ уголка занимательной математики. Уголок занимательной математики должен представлять собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Создание уголка занимательно математики решает перед собой следующие задачи:
Содержание уголка занимательной математики
Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям.
Основные требования к уголку занимательной математики
Зоны оформления
В создании уголка занимательной математики могут принимать участие:
Правила работы в уголке занимательной математики
Математические сказки Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и сказку, и проблемную ситуацию. Сам сюжет и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. Читая сказку, не следует торопить события и давать готовый ответ. Там, где ребенку предлагается помочь героям выполнить то или иное задание, необходимо сделать паузу в чтении. Воспитатель или родители, которые занимаются с детьми, направляют их поисковую деятельность. Целесообразно по ходу чтения сказки дать ребенку практически действовать с наглядным материалом, опытным путем находить решения, обсуждать прочитанное, анализировать все высказанные варианты ответа, с тем чтобы он сам видел возможность отвергнуть неверный способ решения. Можно оформить познавательный материал к каждой сказке, который будет содержать задание по темам, например, «Количество и счет», «Состав числа из двух меньших чисел», «Сложение и вычитание», «Деление целого на равные части», «Величина», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве». Желательно также, с помощью специалистов по изобразительной деятельности и ручному труду красочно оформить наглядный материал к каждой из используемых сказок. Задания, предложенные в контексте сказки, могут быть изменены в зависимости от уровня развития ребенка и поставленных задач. Познавательный материал включается в ситуации из повседневной жизни, что делает его восприятие непринужденным и доступным для детей. Консультация для воспитателей Использование занимательного материала для формирования математических представлений Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребёнка в детском саду. Познавательный интерес – ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания, так как:
Важнейшим средством интеллектуального развития ребёнка – дошкольника является изучение математике в детском саду. Успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, настолько ребёнок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания. Познавательный интерес к математике – это избирательное, эмоционально – окрашенное отношение ребёнка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности. Непременным условием развития детского математического творчества является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременном условии является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми. Воспитатель должен уметь подавать материал воспитанникам, чтобы вызвать в них заинтересованность и познавательную активность. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребёнка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми – таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников. Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создаёт положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий её результативность. Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развивать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой занимательны материал можно включать основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В самом начале занятия можно использовать несложные занимательные задачи в качестве «умственной гимнастики». Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудится. Любая математическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи ит. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить её найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры и игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива, проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» — заставляет детей задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения. Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценивать условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста математике. Классификация игрового занимательного материала Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт основание для их классификации. Классифицировать его можно, выделив в нём условно три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. К математическим развлечениям относятся: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственные преобразования и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью интересов. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, — которая увлекает его. В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер производимых проб. Анализ соотношения проб показывает, что практические пробы свойственны как правило, детям средней и старшей групп. Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путём сочетания мыслительных и практических проб, или только мыслительно. Всё это даёт основание для утверждения о возможности поощрения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск решения путём предложений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться. Для детей старшего дошкольного возраста применяются головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идёт трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количество. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать какими – либо усвоенными ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру. Для детей старшего дошкольного возраста задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).
В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель – учить детей приёмам самостоятельного поиска решения задач, не предполагая никаких готовых способов, образцов решения. Из многообразия математических игр и развлечений доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математический отношения. Например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). «Пять братцев в одном домике живут» (варежка). «В году у дедушки 4 имени. Кто это?» (весна, лето, осень, зима) и т.д. Задачи – шутки – это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями, как правило, второстепенными. Например: - Сколько ушей у трёх мышей? - Сколько лап у двух медвежат? - У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? ит. д. Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущими данными. Их воспитатель может использовать в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими – либо явлениями, т.е. в том случае, когда создаётся необходимая для этого ситуация. Математические игры – это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Например: «Отгадай число» (ребёнок должен назвать число меньше 8, но больше 6); «Цепочка примеров» и т.д. Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница», «Лиса и гуси», «По четыре», «Чудо – мешочек» ит. д. Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно – игровой среды: настольно – печатные игры, игры для развития логического мышления, логические задачи, кубики, лабиринты. Наибольшее применение среди занимательного материала находят дидактические игры. Обучение дошкольников математике немыслимо без использования занимательного материла. В современной практике наиболее часто применяют различный занимательный материал для обучения дошкольников математике. В процессе обучения дошкольников математике занимательный материал непосредственно включается в занятие, является средством освоения новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Занимательный материал оправдывает себя в решении задач, индивидуальной работы с детьми, а также проводится со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время, поэтому занимательный материал воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей. Занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 п. Степной. Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе по сюжету русской народной сказки «Теремок». Составила воспитатель разновозрастной группы Земцова Г.Л. Задачи на развитие познавательных способностей: а) закрепить порядковый счет, порядковые числительные; б) сравнивать предметы по величине; в) развивать способность устанавливать простейшие связи между предметами. Задачи на развитие связной речи: а) упражнять в составлении пересказа кратко, в соответствии с текстом произведения (фрагмент сказки «Теремок»); б) упражнять в умении согласовывать числительные с существительным. Воспитательные задачи: поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость. Материалы и оборудование: домики для зверей одинаковой формы, размера, но разные по цвету; домики одинаковой формы, размера, но разные по цвету; корзинка с желудями и шишками; карточки на каждого ребенка грибы с примерами; разрезная картинка с изображением елочки. Ход НОД - Ребята, вы, конечно, знаете сказку «Теремок». Напомните мне, пожалуйста, чем она заканчивается. (Пришел медведь, попросился к зверятам в домик. Но большущий медведь никак не мог залезть в маленький теремок ни через дверь, ни через окно. Навалился на теремок и теремок развалился.) - Да, так заканчивается сказка, но наша сказка на этом только начинается. Погоревали звери, погоревали и решили построить сообща каждому по домику. Сколько домиков им нужно построить? (Дети задумываются). - Трудно сказать сразу? (Трудно сосчитать). Вот медведь считал зверей. От труда медведь вспотел, Он считать ведь не умел. Помоги ему скорей Посчитай-ка все зверей. - Давайте считать вместе (дети выкладывают на стол счётные палочки):
- для мишки (шестой). Правильно, нужно 6 домиков построить. Вывешиваются домики одинаковой формы, цвета, но разных размеров. - Построив домики, звери стали ссориться, спорить и никак не могли решить, кому в какой домик поселиться. Как вы считаете, в какой домик нужно поселить мышку — норушку? (Её поместим в самый маленький домик. Мышка самая маленькая.) - А лягушку — квакушку? (Во второй, побольше). И т. д. поселить всех зверей. - А вот вам задача посложней. Посмотрите, домики все одинакового размера, но чем-то они отличаются. Чем же? Назовите цвета домиков. (Они одинакового размера, но разного цвета: коричневый, темно-серый, оранжевый, белый, зеленый, светло-серый). - Сможете ли вы теперь помочь зверятам поселиться в домики? Нужно будет не только сказать в какой домик поселится тот или иной зверь, но и объяснить, почему вы так решили. (Чтобы никто не обиделся, нужно поселить зверей так: лягушку — в домик зеленого цвета, так как она зеленая; зайчишку — в белый, а рыжую лису — в оранжевый домик. - А бурого медведя? (в коричневый). - А мышку и волка? Ведь они оба серого цвета? (Мышку поселим в домик светло-серый, а волка — в дом темно — серого цвета.) - Все зверята довольные? Никто не остался без домика? (Нет. У каждого есть свой дом). - Стали звери жить отдельно, но очень скоро начали скучать. Поэтому они решили собираться вместе по вечерам, загадывать друг другу загадки и решать интересные задачки. Вот и вам они прислали письма с задачками. Они лежат в почтовом ящике. На конвертах нарисованы сказочные персонажи. Первое письмо. От кого оно? (От мышки — норушки.) - Она просит научить ее определить, чего в корзинке больше шишек или желудей? А считать она не умеет. Как быть? Можно рядом с каждой шишкой класть желудь, а потом посмотреть, что останется. - Так что мы ответим мышке. Чего больше? (Шишек больше, чем желудей. 1 шишка осталась лишняя.) - Второе письмо от...? (Лягушки — квакушки.) - Отгадайте. Какое дерево растет возле моего домика? Вы сможете отгадать, если правильно соберёте картинку. - Что же это за дерево? (Это ёлочка). - А вот письмо от зайчишки. Но здесь вопросов нет. Зайчик хочет поиграть с вами в веселую игру. Выходите, вставайте в круг. Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом. Зайчик беленький сидит Дети прыгают и считают вслух до 10. - Поиграли? А теперь посмотрим какие еще письма остались в почтовом ящике. (письмо с изображением лисы) Шла лисичка вдоль тропинки Сколько всего грибов несла лиса в корзинке? (10) Правильно, 10. Задание волка следующее. Отгадайте и раскрасьте в чем волк пойдет гулять в любой мороз (валенки). - А мишка просит вас помочь ему собрать грибы в корзинку. Но прежде чем положить гриб в корзинку, нужно решить пример, который написан на нем. (Решают примеры, кладут в корзинку.) Итог НОД. - Вот какие молодцы! Набрали полную корзинку грибов. Ребята, вы сегодня очень старались. Решали необычные задачи. Выполняли задания на смекалку и сообразительность. Герои сказки очень благодарны и прислали вам не только загадки, но и угощения (корзиночка с фруктами). Прилагается презентация. Поселим зверей в домики одинакового цвета, но разного размера. Получили первое письмо от Мышки-норушки. Выполняем задание волка. Развлечение Математический КВН (старший возраст) Программное содержание:
Ход развлечения Под звуки марша входят команды: Ведущий: Сегодня у нас очередное заседание КВН. В КВН участвуют 2 команды: команда «Знайка»: капитан.... и команда «Почемучки» — капитан… Команды займите, пожалуйста, свои места. 1. В нашем зале присутствуют очень умные, всезнающие болельщики. Также разрешите представить вашему вниманию уважаемое и очень строгое жюри:
Слово для приветствия представляется команде «Знайка»: О КВН мы узнали, В наш веселый КВН — нам играть совсем не лень Ведущий: Напоминаем Вам правила игры: на обдумывание заданий дается 1 мин. В зависимости от задания член команды отвечает по выбору капитана, индивидуально — на скорость. В случае затруднения болельщики могут помогать своим командам, но в таком случае команда получает вполовину меньше баллов за вопрос. В конкурсе капитанов, в случае затруднения капитана в ответе, ему на помощь приходит команда. В этом случае за ответ он получает наполовину меньше баллов. 1. Начинаем наш КВН с математической разминки.
2. Следующее задание называется «Бантик». Скоро праздник 8 Марта. Вы знаете, что это праздник мам, бабушек, наших милых девочек, которые очень любят разноцветные бантики. Командам нужно собрать бантики из 8 треугольников. Чья команда соберет быстрее, та и победит. (Получит 2 балла) 3. «Кто сегодня именинник» — называется следующее задание. У вас на столах, каждому участнику даны карточки, на которых нарисованы геометрические фигуры. Вам нужно расшифровать, прочитать слово, которое зашифровано. Если участник расшифровал слово, поднимает руку. Побеждает та команда, где все участники быстрее отгадали слова (2 балла). 4. Загадки — шутки на смекалку. (Сначала командам, потом болельщикам).
5. Задание капитанам: Если стол ниже стула, то стул (ниже стола). Если красный бант уже синего, то синий (шире красного). Если сестра старше брата, то брат (младше сестры) Если Коля вышел из дома раньше Вовы (то Вова вышел из дома позже Коли) Следующее очень интересное задание называется «2 обруча». - Команда «Знайка» — Внутрь голубого обруча положить все красные фигуры. Внутри желтого обруча должны лежать все круглые фигуры. - Команда «Почемучки» — Внутри голубого обруча должны лежать все квадратные фигуры. Внутри желтого обруча положить все голубые фигуры. Какие фигуры лежат внутри обоих обручей? Почему? Внутри голубого обруча? Внутри желтого обруча? Какие фигуры находятся вне обоих обручей? (Аналогичные задания для болельщиков). 6. Задание «Сосчитай и быстро ответь». Ежик по лесу шел, Под кустами у реки Задания болельщикам: В снег упал Сережка Сидят рыбаки Ведущий: На этом интересном шуточном задании наш КВН заканчивается. Слово предоставляется жюри. Жюри: … Приглашаем команду — победитель. Награждение. Соперники поздравьте команду, вам тоже вручается утешительный приз. Вы все знаете, что в нашей игре главное не победа, а участие, т.к. мы становимся умнее, находчивее. Молодцы! До новых встреч! ЗАГАДКИ, ЗАДАЧИ-ШУТКИ, ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Из многообразия математических игр и развлечений наиболее до-ступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи-шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. Цель: приобщение детей к активной умственной деятельности.
ЗАДАЧИ-ШУТКИ
По дороге мальчик и девочка шли, У домика утром два зайца сидели Карандаш один у Гриши, Три яблока из сада ёжик притащил. На плетень взлетел петух. На полянку у дубка ёж увидел два грибка. Сколько ёж нашёл грибов? Сосчитай поскорей: Сколько их под облаками? Вот ещё один лежит, Дружно муравьи живут На плетень взлетел петух. За одним большим столом Сидят рыбаки, стерегут поплавки. Пять цветочков у Наташи, Я рисую кошкин дом: А братишка мой, Сережа, Три вершины тут видны, Растянули мы квадрат Если взял бы я окружность, КРУГ — тарелка, колесо, Брат смеётся — вот дела! Я фигура – хоть куда, Кубик – мой любимый брат, Игры на закрепление количественных представлений Какая цифра убежала? Материал. Карточки с цифрами от 0 до 20 (на каждого ребенка). Дети играют парами. Педагог предлагает каждой паре разложить цифры по порядку от 0 до 10. Затем один ребенок закрывает глаза, а другой переставляет цифры в числовом ряду. Открыв глаза, ребенок отмечает, что изменилось в ряду. Если он отгадал, то становится ведущим. Игра продолжается. Найди пару Материал. Карточки с цифрами и карточки с кружками. Дети делятся на две команды. У каждой команды свой стол. На одном столе лежат перевернутые карточки с цифрами, на другом — перевернутые карточки с кружками. Дети бегают по комнате. По сигналу педагога они берут карточки со столов, и каждый отыскивает свою пару: ребенок, у которого на карточке цифра, ищет ребенка, у которого на карточке соответствующее количество кружков. Далее проверяют, все ли пары подобраны правильно. Карточки возвращаются на прежние места, и игра повто-ряется. Назови число Материал. Мяч. С помощью считалки выбирают ведущего: Дождик, дождик, поливай — Дети стоят в кругу. В центре круга — ведущий с мячом в руках. Он бросает одному из играющих мяч, называет любое число и дает задание: «Уменьши число на один». Ребенок, поймавший мяч, дает ответ потом называет любое число и, бросая мяч другому играющему, дает задание: «Увеличь число на один». Если ребенок, поймавший мяч, ошибется, его поправляет кто-либо из детей в кругу или ведущий. Чего не стало? На столе в ряд расставлены 10 игрушек. Педагог предлагает детям пересчитать игрушки, запомнить их расположение и затем закрыть глаза, а сам в это время убирает две любые игрушки. После того как дети откроют глаза, задает им вопросы:
Игры на уточнение понятий о величине предметов Скажи наоборот Материал. Мяч. Дети стоят в кругу. Педагог в центре круга. Он бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Палка длинная, а карандаш...?» Ребенок, поймавший мяч, называет слово, противоположное по значению: «Короткий», — и бросает мяч педагогу. Вопросы:
Усложнение. Задания могут давать друг другу дети. Отгадай, что такое? Дети стоят полукругом. Педагог говорит: «Я назову одно слово, а вы будете перечислять предметы, которые можно назвать вместе с этим сло-вом. За каждый правильный ответ получите фишку».
За каждый правильный ответ дается фишка. Педагог называет следующее слово:
В конце игры дети подсчитывают фишки и определяют победителя. Игры на расширение представлений о геометрических фигурах Какая фигура спряталась? Материал. Магнитная доска; геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, трапеции, ромбы, треугольники разной конфигурации, круги). Дети рассматривают расположенные педагогом на магнитной доске геометрические фигуры. Запоминают, как расположены фигуры. Педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает 1—3 геометрические фигуры. Открыв глаза, ребята должны назвать как можно больше фигур, которые «спрятались». Чтобы дети не повторяли ответы друг друга, педагог может выслушивать каждого ребенка отдельно. Выигрывает тот, кто назовет больше фигур. Он становится ведущим, и игра продолжается. Усложнение. Можно изменить количество фигур на магнитной доске. Дети могут назвать не только фигуры, которые «спрятались», но и их цвет. Сделай так, как я скажу Материал. Наборы геометрических фигур; карточки с расположенными в определенном порядке в ряд геометрическими фигурами. Дети играют парами, сидя за столами. Перед ними наборы геометрических фигур и по две карточки. На каждой карточке ряд из геометрических фигур, по-разному расположенных. С помощью жеребьевки выбирается ведущий. Он берет карточку так, чтобы изображение на ней не видел партнер, и называет геометрические фигуры в ряду. Например: «Маленький зеленый кружок, рядом справа красный прямоугольник и т.д.» Его партнер раскладывает фигуры согласно инструкции. После того, как ребенок разложит геометрические фигуры, дети вместе проверяют, правильно ли он выполнил задание. Теперь ведущим будет тот, кто раскладывал геометрические фигуры. Он берет другую карточку и диктует, как надо раскладывать фигуры. Назови предмет Дети распределяются на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, другая — квадратной. За каждый названный предмет команда получает фишку. В конце игры выясняется, сколько каждая команда набрала фишек. Педагог спрашивает у детей: «Как можно выяснить, какая команда назвала больше предметов? (Это можно сделать без счета, путем попарного соотнесения групп предметов.) Сколько всего предметов четырехугольной формы было названо?» В заключение можно спросить, какие еще фигуры четырехугольной формы дети знают (трапеция, ромб) и почему их можно назвать одним словом — четырехугольники? (У них четыре стороны и четыре угла.) Узоры Материал. Геометрические фигуры. Дети играют парами, сидя за столом напротив друг друга. Один ребенок создает цветочный узор из четырех фигур и показывает его своему партнеру. Тот должен посмотреть на узор в течение 10 секунд (после этого узор прикрывается листом бумаги) и воспроизвести его. Затем ребята сравнивают свои узоры. Если задание выполнено верно, дети меняются ролями. Усложнение. Увеличить количество деталей или предложить детям объединиться и придумать общий узор. Транспорт Материал. Геометрические фигуры. Дети играют парами, сидя за столом напротив друг друга. По инструкции педагога каждый ребенок выкладывает машину из четырех квадратов и двух кругов. Затем педагог предлагает изменить вид машины так, чтобы изменилось ее назначение (легковой автомобиль превратить в грузовой), добавив геометрические фигуры. Дети сравнивают свои машины, рассказывают друг другу, в чем заключены изменения конструкции, какой стала машина. Игры на совершенствование ориентировки в пространстве Наоборот Материал. Мяч. Дети стоят в кругу. В центре круга педагог с мячом. Он произносит любое слово и бросает кому-либо из детей мяч. Ребенок должен ответить словом, противоположным по смыслу. Например, педагог говорит: «Вверх». Ребенок отвечает: «Вниз» (направо — налево, вперед — назад, далеко — близко, внутри — снаружи, над — под и т.д.). Усложнение. Можно называть не только наречия, но и прилагательные: далекий — близкий, верхний — нижний, правый — левый, глубокий — мелкий, дешевый — дорогой, высокий — низкий и т. д. Если ребенок затрудняется с ответом, дети хором помогают ему. Что, где? Материал. Мяч. Дети стоят в кругу. В центре круга педагог с мячом. Он объясняет правила игры: «Я буду называть предметы, находящиеся в комнате. Тот из вас, кто поймает мяч, должен, используя слова слева, справа, впереди, позади, сказать, где этот предмет находится». Педагог бросает мяч ребенку и спрашивает: «Где стол?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Впереди меня» — и бросает мяч педагогу.
Где правая, где левая? Разделившись на две команды, дети выстраиваются в два ряда. По сигналу педагога команды идут в противоположные стороны. По команде «Налево!» или «Направо!» поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Игра продолжается. Угадай, что? Дети играют парами. Ребята в каждой паре договариваются, кто из них начнет игру. Первый ребенок придумывает рассказ-загадку, используя слова: за, между, около, рядом, внутри. Например: «Назови предмет. Он находится за твоей спиной, внутри шкафа, между двумя куклами». Второй ребенок поворачивается и зрительно отыскивает предмет, а затем называет его. Роли меняются, и игра продолжается. Фигуры высшего пилотажа Материал. Голубой лист бумаги и кружок (самолет) (на каждого ребенка). Перед каждым ребенком на столе голубой лист бумаги и кружок (самолет). Педагог объясняет задание: «Вы, конечно, знаете о воздушных праздниках, в которых принимают участие летчики. Они показывают фигуры высшего пилотажа. И мы с вами будем сегодня летчиками. А самолетом станет кружок. Поставьте его на взлетное поле — голубой лист бумаги — внизу листа. Самолет быстро поднимается вверх, но резко падает вниз. Где находится самолет? (Внизу.) Теперь он летит в верхний правый угол. Где теперь находится самолет?» И так далее. Игры на закрепление временных представлений Части суток Материал. Бумажные квадраты: желтый, красный, синий, черный; 4 обруча. На полу на небольшом расстоянии один от другого лежат четыре обруча, внутри каждого обруча квадрат определенного цвета, обозначающий часть суток: желтый — утро, красный — день, синий — вечер, черный — ночь. Педагог читает стихи, предлагает детям встать в обруч возле той части суток, которая была раньше (позже) той, о которой говорится в стихотворении. Я пришел к тебе с приветом А. Фет Случится, в солнечный денек Я. Аким Ярко звезд мерцанье В. Никитин Весело сияет месяц над селом, В. Никитин После выполнения задания педагог предлагает детям ответить на вопросы:
Игра проводится несколько раз с изменением задания. Когда это бывает? Материал. Мяч. Дети стоят в кругу. Педагог спрашивает:
А сейчас мы поиграем. Я бросаю мяч и называю время года, а тот, кто поймает мяч, отвечает, что бывает в это время года. Например, педагог произносит: «Весна», а ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Появились проталинки». Стоящие слева и справа от него ребята добавляют, что еще может быть в это время года: «День становится длиннее», «Птицы прилетают». Мяч возвращается к педагогу, и игра продолжается. Лови, бросай, дни недели называй Материал. Карточки Дети встают в круг. С помощью считалки выбирают ведущего: Раз-два, раз-два, раз-два-три, Ведущий бросает мяч и называет любой день недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй — вторник». Ребенок, поймав мяч, называет три дня подряд: «Среда, четверг, пятница...» и бросает мяч со словами: «Я начну —... (называет любой день недели)». Игра продолжается.
М.: «ТЦ Сфера», 2007
М: «Просвещение», 1990.
|