Конспект занятия НОД «Познание. Формирование элементарных математических представлений». Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах» |
Математика детям | |||
Автор: Белова Ольга Юрьевна | |||
24.09.2015 22:35 | |||
Конспект занятия НОД «Познание. Формирование элементарных математических представлений». Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах» Составитель: Белова Ольга Юрьевна, воспитатель второй квалификационной категории МКДОУ № 45. Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах». Адресат: воспитанники старшей группы Объект: познание. Формирование элементарных математических представлений Предмет: непосредственно-образовательная деятельность с использованием дидактических игр и продуктивной деятельности. Форма проведения: подгрупповая (6 – 7 детей). Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах». Он будет полезен педагогам, работающим со старшими дошкольниками. Конспект занятия направлен на то, чтобы в игровой форме обобщить имеющиеся знания старшего дошкольника о геометрических фигурах и их свойствах.
Образовательная область: познание. Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Аудитория: конспект занятия рассчитан педагогов, работающих со старшими дошкольниками, а также для родителей старших дошкольников, детей 5 -7 лет. Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи:
Методические приемы: Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы. Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами. Практические: раскрашивание рисунков, выделение и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика. Игровые: создание игровой ситуации. Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку, добраться до дома. Интеграция областей: познание: (совершенствовать счетные навыки детей, упражнять в счете в пределах 10, учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах); здоровье: закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой; социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность; коммуникация: осваивать элементарные навыки речевого этикета; художественная литература: чтение стихов и загадок о геометрических фигурах; художественное творчество: рисование котят с использованием геометрических фигур, раскрашивание раскрасок цветными карандашами. Оборудование:
Непосредственная образовательная деятельность. 1. Орг. момент. - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь. Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы. Если мы будем правильно отвечать, то заработаем призы от наших героев. 1) Загадка: Брат мой маленький, Сережа, - Наше занятие посвящено геометрическим фигурам. Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем (учитель показывает рисунки фигур и читает стихотворение). Он давно знакомый мой, Растянули мы квадрат Не кирпич, не треугольник - Ну, пожалуй, и довольно! - Как наглядная натура Долька арбузная – это полукруг, Если взял бы я окружность, Треугольник подпилили Не квадрат, не треугольник, Острый угол и тупой Шесть тупых углов внутри Слишком много здесь углов, Может мячиком он стать Как его нам не вертеть Он не ласков и не груб И фигуру получили. Это клоун на траве. Как же звать его тогда? (конус). Догадайтесь, дети, сами Всем известна… (пирамида). Или даже шестиугольник. 2) Логические задачи: Назовите фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры. - Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? Найдите две одинаковые фигуры. Какие признаки треугольников вы знаете? - Как называются фигуры? Что у них общего? Какая фигура лишняя и почему? Какая по счету из фигур самая большая? А какая самая маленькая? 2. Физкультминутка (выполняется по рисунку на доске) Сколько точек в этом круге, Сколько ёлочек зелёных, 3. Игра «Сложи картинку». - Маша и медведь предлагают сложить картинки из геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно рассмотрим карточки. Назовите геометрические фигуры, из которых сложены картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить картинку, глядя на карточку, а затем по памяти. 4. Загадки от Маши и Медведя. Меж собой соедини. Очень ровная всегда, Потому что я… (квадрат). Очень странная наружность: Как веселый колобок, Приглашает опознать: Как фигуру назовем? (ромб). Это месяц в облаках 5. Пальчиковая игра «Котята» (автор: Пахомова Е.В.) (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол) У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их). Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу). - Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются? - Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке? - А сколько кружков? - Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры. 6. Практическая работа «Геометрическая раскраска». - Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли. - Сколько кружков? - Сколько треугольников? - Сколько квадратов? - Сколько прямоугольников? 7. Проверка знаний. - Дети, Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они для вас приготовили сюрприз. А сейчас им нужно отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем добраться до дома. А поможет нам в этом карта, на которой объекты изображены геометрическими фигурами. - Как нам пройти через реку? (по мостику или на лодке) - Какие мы увидели геометрические фигуры? (полукруг, трапеция) - В виде какой фигуры изображена тропинка в лесу? (кривая линия) - На пути нам встретилось озеро, какой фигурой оно изображено? (овал) - Вокруг озера тропинка ведёт мимо цветочной поляны? Какой фигурой она изображена? (кругом) - Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой изображён забор у дома? (ломаная линия) - Из каких фигур построен домик Медведя? (прямоугольники, треугольник, круги). Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! 8. Итог занятия, рефлексия. - Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось? - Оцените себя. Если вам понравилось занятие и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок. - Маша и Медведь благодарны вам за помощь. Они приготовили для вас сладкий приз (конфеты, фрукты). Итог статьи. Надеюсь, что предложенный мною конспект занятия по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах» будет полезен педагогам, работающим со старшими дошкольниками, и интересен детям. Занятие способствует воспитанию у детей интереса к геометрии, развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения.
|