Математика в играх |
Математика детям | |||
Автор: Купыра Татьяна Алексеевна | |||
05.03.2015 17:05 | |||
Математика в играх «Что ближе?» Цель: Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве. Ход игры: Дети делятся на две команды. Одной команде дать задание назвать предметы, которые находятся – вдали, другой – вблизи. Отмечайте черточкой на земле ответы детей. В конце предложить посчитать, сколько предметов назвала каждая команда и сколько предметов назвали обе команды. (Игра проводится на прогулке) «Сколько взять конфет?» Цель: Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом. Ход игры: Предлагается условие задачи: «В бумажном кульке лежат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы две конфеты одного сорта?» (не менее трех) Задача решается путем логического мышления. Так же решается о яблоках: «В вазе лежало 3 яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?» (одна из девочек взяла яблоко вместе с вазой) «Найди и назови» Цель: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета. Ход игры: На фланелеграфе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур, разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок, говорит: «Кто нашел большой круг?», «Кто нашел маленький синий квадрат?» и т. д. Ребенок правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет её себе. В конце подсчитывают, сколько, у кого фигур, объявляют победителей. (ответ следует давать сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки; игровые действия включают элементы занимательности, соревнования) «Что там?» Цель: Закрепить умение устанавливать соотношение трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении предметного действия (составление матрешки). Материал: Деревянная трехместная матрешка. Ход игры: Воспитатель загадывает загадку: Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. Воспитатель разбирает матрешку, обращает внимание ребенка на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом – от самой большой до самой маленькой. Сначала взрослый сам собирает матрешку. Затем его действия повторяет ребенок. Вкладывая одну матрешку в другую, определяя какая – меньше, какая – больше. Ребенок должен назвать все части. (большая, меньшая, самая маленькая) «Что, каким бывает?» Цель: Уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины. Ход игры: Взрослый говорит: Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит слово. Например: взр. – длинный, реб. – дорога, лента, веревка. «Отгадай число» Цель: Закрепить умение детей сравнивать числа. Ход игры: По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9. Ребенок, выполнивший условия игры, получает фишку. При делении детей на группы, ответивший неправильно – выбывает. «Числовой ряд» Цель: Закрепить знания детей о последовательности чисел в натуральном ряду. Ход игры: Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой, лицевой стороной вниз, карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает её и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число, меньше числа открытой им раннее карты, ребенок кладет карточку левее правой, если больше – правее. Если же он возьмет карту с числом уже открытым им, то возвращает её на место. Право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд. «Отгадай число» Цель: Закрепить умение находить следующее и предыдущее число от 1 до 10. Ход игры: Дети образуют круг. По считалке выбирается ведущий: Шел по берегу петух, Поскользнулся, в речку – бух! Будет знать петух, Что впредь, Надо под ноги смотреть! Ведущий задумывает любое число в пределах 10 и на ухо говорит воспитателю. Играющие, при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только да или нет, должны отгадать это число. Например: задумано число 8. Оно больше 5? – Да. Оно больше 9? – Нет. И т. д. После того, как число отгадано, ведущим становится ребенок, который его отгадал. Усложнение: Называть числа от 10 до 20. «Что, где?» Цель: Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве. Ход игры: Игра проводится в кругу с мячом. Ведущего выбирают с помощью считалки: Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы играть. Всех нам надо сосчитать, Чтобы знать, кому начать. Ведущий бросает мяч кому-либо из детей и спрашивает: «Кто слева от тебя?» Если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается. Вопросы, которые можно задавать: Что впереди? Кто возле тебя? Что над головой? И т. д. «Ручеек» Цель: Закрепить знания детей о составе числа из двух меньших. Ход игры: Двое детей – ведущие берутся за руки, образуя воротца, в руках у них цифра (от 1 до 10). Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого цифры от 1 до 10. По сигналу: «Ручеек в воротца» — дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число (которое на воротцах). Ручеек должен пройти через воротца. Дети, образующие воротца пропускают тех, кто не только правильно составил заданное число, но и сказал, как оно составлено. Игра повторяется, при этом меняются ведущие и цифры у детей. «Назови число» Цель: Упражнять детей в умении производить устные вычисления. Ход игры: Взрослый или старший ребенок говорит: «Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5». «Подумай, назови» Цель: Закрепить умение увеличивать или уменьшать число на единицу. Ход игры: Игра проходит в кругу. С помощью считалки выбирается ведущий: Дождик, дождик поливай- Будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, Будут вкусные ватрушки. Бросая мяч, ведущий называет число и просит увеличить или уменьшить названное число на единицу. Ребенок, поймавший мяч, называет число, затем сам называет любое число, просит уменьшить (увеличить) и бросает мяч кому-либо из играющих. Усложнение – просит назвать предыдущие и последующие числа. «Цепочка примеров» Цель: Упражнять детей в умении производить арифметические действия. Ход игры: Две группы детей садятся на стулья – одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3+2 – и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч, продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник, давший неправильный ответ или пример, выбывает. Выигрывает группа детей, у которых осталось больше игроков. «Считай дальше» Цель: Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке. Ход игры: Игра проводится в кругу с мячом. Перед началом игры следует договориться, в каком порядке (прямом или обратном) дети будут считать. С помощью считалки выбирается ведущий: 1,2, 3, 4. Кто не спит у нас в квартире? Всем на свете нужен сон. Кто не спит, тот вон! Ведущий бросает ребенку мяч и называет число. Поймавший мяч, продолжает считать до и после названного числа. Затем он становится ведущим. Игра проводится в быстром темпе, чтобы охватить большее количество детей. Усложнение – счет можно не только до 10, но и дальше. Математическое развитие.
осуществленного действия переливания, перекладывания. 11. Ориентировка в частях суток, выделение последов-ти и использование слов: сегодня, вчера, завтра и т. д. 12. Обобщение 3-5 групп предметов. 13. Сосчитывание, сравнение, воспроизведение количества количества предметов по образцу, числу с использованием цифр. 14. Изображение отдельных элементов геом-ких фигур (отрезок, точка) 15. Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами. 16. Составление геом-ких фигур из палочек и преобразование их. 17. Определение времени по часам. 18. Измерение длины различными мерками (линейка, шаблон) Цель:
«Игра ладошки» Количество играющих: 6-8 человек. Инвентарь: можно использовать карточки с цифрами.
«Горох в бутылку» Количество игроков: 1-6 человек. Инвентарь: бутылки с широким горлышком по кол-ву игроков, горох.
«Курочки и петушки» Количество играющих: 2-6 человек. Инвентарь: зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки).
«Скрепки» Количество играющих: 2-6 человек. Инвентарь: две коробки канцелярских скрепок.
«Найди пуговки» Инвентарь: пуговицы разных цветов и размеров.
«Не урони шарик» Количество играющих: 2-6 человек. Инвентарь: ложки, шарики (картофелина или яблоко).
«Счет на пальцах» Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.
«Посчитаем крышечки» Количество играющих: 2-6 человек. Инвентарь: крышки от бутылок, бумага, карандаш.
«Самые простые счеты» Инвентарь: коробка из-под обуви, веревка, макароны.
«Мишки и шишки» Инвентарь: игрушечные медведи (или другие животные), шишки (или другие мелкие предметы).
«Сколько карманов?» Количество играющих: 1-6 человек.
«Каждый третий» Количество играющих: от 6 человек.
«Три раза мимо» Количество играющих: 2-6 человек.
Три раза мимо гавани прошел кораблик наш, Три раза мимо гавани, печален наш рассказ. Три раза мимо гавани кораблик наш прошел, Лежим мы все на острове, и всем нам хорошо.
Пять раз уж мимо гавани… Раз десять мимо гавани… «Допрыгни до числа» Количество играющих: 1-6 человек.
«Математика в календаре» Инвентарь: календарь (желательно с крупными цифрами), небольшой лист бумаги.
«Кто больше» Количество играющих: 2-3 человека. Инвентарь: игрушки, корзинки или детские ведерки.
«Одна картошка» Количество играющих: 3-8 человек.
«Сможете сосчитать?» Количество играющих: 1-6 человек. Инвентарь: лист бумаги, ручка, тарелка, конфеты, орешки, бобы.
«Что за число?» Количество играющих: 2-9 человек. Инвентарь: колода игральных карт (только с числами).
«Пять маленьких детишек» Количество играющих: 1-6 человек.
Пять маленьких детишек напились вдруг кефира, Один пошел гулять, осталось их……… Четверо детишек пускали пузыри, Один пошел на улицу, осталось только……… Три маленьких ребенка пошли играть в слова, Один пошел на кухню, осталось только……… Два маленьких ребенка делили апельсин, Один домой отправился, остался лишь……… Один ребенок маленький играет без друзей, Пойдемте, одинокому поможем поскорей. «Прогулка на пятачок» Количество играющих: 1-6 человек. Инвентарь: монетка в 5 рублей.
«Вперед по стрелке» Количество играющих: 1-3 человека. Инвентарь: бумага, краска, скотч, сюрприз.
«Кто быстрее соберет?» Количество игоающих: 1-6 человек. Инвентарь: бумага, ручка, пакеты по числу участников и несколько предметов по вашему усмотрению.
«Повернись – не ошибись» Количество играющих: 1-6 человек.
«Горячо – холодно» Количество играющих: 1-6 человек.
«Найди флажок» Количество играющих: 2-6 человек. Инвентарь: флажки или одинаковые предметы в большом количестве.
«Проверь глазомер»
Проблемно- игровые ситуации для детей 5-6 лет. Скоро в школу Цель:
Материалы: карточки с изображениями разных по форме портфелей (квадратные, трапециевидные, прямоугольные) четырех цветов с замками разной формы и разным количеством кнопок на них. Развитие сюжета игровой ситуации. Дети учатся в первом классе. У каждого из них – по портфелю. (Педагог показывает детям изображения портфелей, дети их рассматривают.) Педагог. Все портфели разные. Это для того, чтобы ученики их не перепутали. Заметили ли вы что-либо общее (одинаковое) во всех десяти портфелях? (Дети вместе педагогом участвуют в поиске общих свойств. Приходят к выводу, что одинаковые признаки такие: наличие кодового замка, украшения в виде глаз, форма – все портфели четырехугольные.) Педагог. Первоклассников позвали на урок физкультуры. Переодевшись в физкультурную форму, они ушли, оставив портфели в беспорядке. Двое дежурных хотят навести порядок. Они в затруднении: ходят, смотрят, думают, как это можно сделать. Как вы думаете, дети, что надо знать для наведения порядка? Дети. Цвет, номер кодового замка, имя ученика, содержимое портфеля… Педагог. Что каждый ученик знает о своем портфеле? Что помогает ему быстро отыскать свой портфель среди других? (После обсуждения детских ответов дети и педагог вместе осуществляют классификацию портфелей по цвету – четыре группы; по форме замков – четыре группы; по наличию ручки – две группы. Каждый раз дети называют основание классификации, количество объектов в каждой группе, обосновывают отнесение объекта в конкретную группу.) Педагог. Можно ли упорядочить все портфели, разложить в ряд? На основании чего? Какого признака? (Педагог помогает детям догадаться, что сделать это можно по номерам кодовых замков: 1, 2, 3…) После выполнения последнего упражнения педагог вновь предлагает детям ответить на вопрос: «Возможно ли быстро навести порядок в расположении портфелей?» Варианты игры 1. «Догадайся! В чем закономерность последовательности кодов замков?» Педагогическая помощь в ходе выполнения:
2. «Не могу открыть портфель. Помогите!» Вернулись дети с урока физкультуры и стали открывать свои портфели. Все открыли, а двое – никак! Расстроились, не могут вспомнить что-то очень важное. Педагог. Что могли забыть дети? (Ответы детей, обсуждение.) Оказалось, что один ученик забыл номер кода, а все остальные – помнили номера замков на своих портфелях. Они и помогли ему. Как? (Назвали номера своих кодовых замков, пропущенный номер и оказался тем, которого недоставало.) Второй ученик, оказывается, потерял свой магнитный ключ. Положение сложное. Пришлось обращаться к мастеру по изготовлению таких ключей. О чем он спросил мальчика? (Дети предлагают свои варианты и обсуждают их) Поезд дальнего следования Цель:
Материалы. Модель паровоза и разноцветных пассажирских вагонов; комплект знаков- символов, проездных билетов, цифр, силуэтов животных и их детенышей; геометрических фигур. Развитие сюжета игровой ситуации На детской железной дороге дети учатся быть машинистами поезда, проводниками, контролерами, кассирами, составителями и даже начальниками поездов. (Педагог предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением поезда или игрушечную железную дорогу) Педагог. Мы на детской железной дороге. Давайте составлять поезд. (Детям предлагаются рисунки паровоза и десять разноцветных вагонов. Они выбирают направление движения и составляют поезд, произвольно располагая вагоны.) Педагог. Представьте себе, что вы пассажиры. Что нужно знать пассажиру, чтобы доехать до нужного ему города? Дети. Время отправления, номер поезда и направление следования, номер вагона и места в нем. Педагог. В вагоне какого цвета хотел бы поехать каждый из вас? Определите порядковые номера своих вагонов. (В случае ошибок дети вместе с педагогом определяют место начала нумерации.) Педагог. Что необычного вы заметили в нашем поезде? Дети. У него разноцветные вагоны с белой полосой вдоль каждого. Педагог. На этих полосах можно разместить фирменные знаки каждого вагона. Для этого надо выбрать одну из карточек (знаков-символов). Как вы думаете, что означают цифра, цветное пятно, фигура? (количество элементов, цвет вагона и элемента, форму элементов) В этот день был праздник – День железнодорожника. Вагоны в праздник принято украшать. (Дети выбирают нужную карточку, отбирают элементы по цвету, форме, количеству. Например, у ребенка карточка с цифрой 4, оранжевым пятном и овалом. Он возьмет 4 оранжевых овала и расположит их на белой полосе оранжевого вагона.) Педагог в роли контролера совместно с детьми «делает обход вагонов», соотносит знаки на карточке с фирменными знаками на полосе вагона. Возможен обмен карточками, при котором цвет элементов не будет совпадать с цветом вагона; комбинирование (чередование) элементов; произвольный выбор фирменных знаков. Вариант игры «Поезда вне расписания». Срочно потребовалось отправить два поезда в разных направлениях, а билетная касса оказалась закрытой. Как быть? (В разговоре с детьми педагог поясняет, что возможно изготовление ими проездных билетов.) Дети изготавливают билеты, указывая на них количество пассажиров (только взрослых животных, только детенышей, взрослых и детенышей, номер вагона и, по желанию детей, номера мест). Затем дети формируют два поезда из одного имеющегося состава, говорят, как при этом меняются номера вагонов, цветовые сочетания, последовательность. Отправляют поезда до определенных станций (называют реальные или вымышленные города). Возможно использование различных стихотворений, в том числе С. В. Погореловского: От станции Кушетка До станции Комод Вожу я материалы- Там строится завод. От станции Окошко До станции Кровать Вожу я пассажиров На дачу – отдыхать. Слоны берут билеты, И гусь берет, и кот, А заяц едет зайцем: Билета не берет! Вариант игры «Объявлена посадка в вагоны». У детей билеты, на которых указано количество пассажиров (взрослых животных и их детенышей), номер вагона. Каждый ребенок выбирает своих «пассажиров». Проверив, сообщает взрослому (контролеру), в какой вагон (номер, цвет, оформление), сколько и как он будет размещать пассажиров. Вагоны «отправляются», а дети в это время решают творческие задачи. Например:
Цветик-семицветик Цель:
Материалы: модель цветика- семицветика с условным изображением основных фрагментов сюжета сказки «Цветик-семицветик»; карточки с цифрами и арифметическими знаками. Вариант игры «Что за цветок?» Дети рассматривают цветок, исследуют его структуру: цвет и форму лепестков, их количество, порядок расположения. Воспитатель предупреждает детей, что лепестки очень нежные, легкие, если поднимется ветер, они разлетятся в разные стороны. Собрать и разложить их в том же порядке можно, лишь предварительно запомнив расположение лепестков. Дети несколько раз проговаривают порядок следования цветов, запоминают, лепестки какого цвета расположены рядом. Воспитатель убирает несколько лепестков, меняет лепестки местами. Дети восстанавливают прежний порядок. В процессе пересчета общего количества лепестков дети каждый раз запоминают лепесток, с которого начали счет. Примерные вопросы: - Сколько лепестков улетело? Какого они цвета? - Какого (по цвету) лепестка не стало? Какого, по порядку, лепестка не стало? - Какие лепестки не на своем месте? Верни их на прежние места (при условии изменений в расположении лепестков и неизменности их общего количества). - Который (какой по порядку) лепесток оранжевый, если начать считать с зеленого? (Дети осваивают порядковый счет, определяют место того или иного лепестка в зависимости от того, с какого начинается отсчет.) - Какой по порядку красный лепесток? (Начиная счет с определенного лепестка) Вариант игры «Рассказываем сказку». Дети вспоминают содержание сказки «Цветик-семицветик», рассматривают условные обозначения на обратной стороне лепестков. Соответственно тексту дети раскладывают лепестки в определенном порядке, пересказывают отдельные фрагменты сказки. Устанавливается общее количество лепестков – 7. Педагог. Сколько всего лепестков? Сколько из красных, желтых и т.д.? За упражнением следует обобщение: число 7 состоит из семи единиц. По ходу пересказа сказки дети «записывают» (т. е. раскладывают соответствующие карточки) изменение количества лепестков: 7-1=6; 6-1=5 Затем дети восстанавливают количество лепестков: 1+1=2; 2+1=3 и т. д.
|