Тема: «Свойства предметов». Программное содержание. 1. Формировать представления о признаках сходства и различия, между предметами. 2. Объединять предметы в группы - (по сходным признакам) и выделить из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком. 3. Развивать связанную речь детей. 4. Учить детей аргументировать свои высказывания. 5. Продолжать учить детей отгадывать загадки. 6. Формировать умение предвидеть опасность. Материалы к занятию: Демонстрационный - картинка с изображением зайчика; картинки-лото с изображением фруктов, цветов, овощей; модель корзинки маски-шапочки зайчиков (на всех) и лисы (одна). Раздаточный - кубики: пять красных и один желтый; мешочки или
коробочки для кубиков. Содержание НОД. Организационный момент. Математическая разминка. 1. Счёт прямой и обратный 1 – 5. 2. Закреплений знаний цифр 1 – 5. I. Выявление признаков сходства и различия между предметами. 1. Игра: "Соберем урожай". - Кто знает, какое сейчас время года? (Осень.) - Какие работы ведутся осенью в саду и в огороде? (Осенью собирают урожай овощей и фруктов). На фланелеграфе модель корзины и картинки с изображением цветов, фруктов, овощей; картинка с изображением Зайчика. - Наш Зайка тоже решил собрать урожай на своем огороде. Что он положил в свою корзинку? Дети по желанию выходят к фланелеграфу и кладут в корзинку картинки с изображением овощей. По ходу действия можно задать вопросы: «Какого цвета морковь? Какой формы огурец? Какого размера редиска? Что растет на земле? Что растет под землей? Что растет над землей?». - А почему вы не положили ромашку? Она ведь тоже может расти в огороде? (Ромашка - цветок, а Зайка собирал овощи.). - А почему осталось яблоко? (Яблоко - фрукт, а не овощ.) - Какие же предметы вы выбрали и по какому признаку? Потому что они сочные? Крупные? Вкусные? Их используют в пищу? (Нет. Все это - овощи, они растут в огороде.) 2) Игра: «Волшебный мешочек». На столах у детей пять кубиков красного цвета и один желтый, и по «волшебному мешочку» (мешочек или коробка для кубиков). - Что у вас на столах? (Кубики.) - Чем они похожи и чем отличаются? (Одинаковые форма, размер, все пластмассовые. Отличаются по цвету.) - Какое свойство отличает их друг от друга? (Цвет.) - Положите в свой «волшебный мешочек» кубики с одинаковыми свойствами. Какие кубики вы положили? Какие кубики остались? Почему? (Положили 5 красных кубиков - у них одинаковый цвет, форма, размер, материал. Остался желтый кубик - он не подходит по цвету). II. Физкультминутка: "Лис и зайчата". Стой, зайчонок, не беги По тропинке узенькой, Лучше ты побереги Хвостик свой кургузенький. Лис крадется вдоль тропы. Вряд ли ищет он грибы! Один ребенок изображает крадущегося лиса, а остальные - бегущих зайчиков. Зайчики замирают, а потом разбегаются от лиса по местам-«домикам». III. Объединение предметов в группы по общему свойству и вы¬деление из группы отдельных предметов, отличающихся каким-либо свойством. - Ребята, вы научились находить среди разных предметов признаки сходства и различия. Продолжим вместе с нашим Зайчиком путешествие: «отправимся» в лес. Я загадаю вам несколько загадок и думаю, вы сразу догадаетесь, о чем они. Под кустами, под листами Мы попрятались в траву. Нас в лесу ищите сами. Мы не крикнем вам: «Ау!» (Грибы, ягоды.) - Назовите ягоды, изображенные на первой картинке. (Малина, рябина, клубника.) - Какие ягоды вы еще знаете? Какие из них растут в лесу, в саду? Какие растут только в лесу? (Черника, брусника, голубика, морошка и т.д.) - Кто в шляпе родится? (Грибы.) - Назовите грибы, нарисованные на картинке. (Белый, опенки, мухомор) - Что между ними общего? (У каждого гриба есть шляпа и ножка. Все они растут в лесу.) - А какой гриб здесь лишний и почему? (Опята - растут всегда вместе, а мухомор и белый могут расти по одному; мухомор - ядовитый гриб, несъедобный, а остальные – съедобные). - Да, действительно, о мухоморе даже стихотворение есть: Стоит на дорожке На тоненькой ножке, Пестрой шляпкою покрыт, Несъедобен, ядовит. - А кто из вас знает, чем и для кого полезен мухомор? (Мухоморы могут есть лоси. В народной медицине используют мухомор как лекарство - для приготовления растирки). VI. Итог занятия. - Зайчонок был очень рад познакомиться с вами. Ему очень понравились рассказы Саши, Тани и т.д. о том, что растет и кто живет в лесу. Рад он и вашим подаркам. А вам понравилось путешествие с Зайчонком?
|