Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в старшей группе
Логопедия
Автор: Владимирова Екатерина Михайловна   
11.09.2021 17:14

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в старшей группеКонспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в старшей группе

Цель: закрепить знания детей об овощах.

Задачи:

1. Образовательные:

  • закрепление представлений об овощах (где растут? как за ними ухаживают? что из них готовят?)
  • уточнение, расширение, активизация словаря по теме (название овощей; огород, корни, листья, кожура, копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; спелый, зрелый, свежий, консервированный, вареный).
  • обогащение словаря синонимами (на материале русской народной сказке «Мужик и Медведь»; крупный, большой, огромный; рассердился, разозлился, разъярился).
  • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; образование относительных прилагательных от названий овощей).

2. Коррекционные:

  • развитие мелкой моторики
  • развитие зрительного внимания и восприятия
  • развитие связной речи

3. Воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимодействия
  • воспитание уважительного отношения к труду взрослых

Оборудование: картинки с изображением овощей, муляжи овощей, корзинка, цветные карандаши.

Предварительная работа: беседа о пользе овощей, чтение русской народной сказки «Мужик и Медведь», рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному произведению.

Ход занятия.

I Организационный момент:

Приветствие детей. Объявление темы занятия.

Логопед:

- Подойдите ко мне и достаньте из «волшебного мешочка» то, что там спрятано (дети достают муляжи овощей и кладут их на стол). Каждый из детей называет то, что он достал.

Логопед:

- Как можно назвать их одним словом? (овощи)

- Где растут овощи? (овощи растут на грядке или в парниках).

- Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая овощей осенью, «отправимся» в гости к героям одной известной сказки.

II Основная часть

Рассматривание картины «Уборка овощей»

Логопед задает вопросы:

- Какое время года изображено на картине?

- Как вы догадались, что на картине осень? (На деревьях желтые листья, птицы улетают на юг, люди убирают урожай.)

- Как называется профессия людей, которые выращивают и убирают урожай? (Овощевод.)

- Что убирают люди на поле? (Выкапывают картошку, грузовые машины везут капусту.)

- Какая техника помогает людям убирать картофель? (Картофелекопалка.)

- Из каких двух слов образовалось такое длинное слово? (Картофель, копать.)

- Как называют место, где хранятся овощи? (Овощехранилище.)

Игра «Подскажи словечко»

Логопед:

- Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла (капуста).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку).

От дождя земля намокла — вылезай, толстушка (свекла).

Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную (морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить (редиску).

Помогает деду внук — собирает с грядок (лук).

Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий (кабачок).

И красавец-великан темно-синий (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

Пальчиковая гимнастика «Заготовка капусты».

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).

Игра «Приготовим сок»:

Из моркови – морковный

Из картофеля – картофельный

Из капусты – капустный

Из свеклы – свекольный

Из тыквы – тыквенный и т. д.

Игра «Узнай и назови»

(Согласование существительного с прилагательным).

Логопед:

Пошла гулять,

Зеленое собирать,

Кому не жалко — отдавай

Цвет правильно называй.

(У детей на столах картинки с изображением овощей.)

Логопеду на поднос кладут картинку и отвечают:

- У меня зеленый огурец

- У меня зеленое яблоко и т. д.

Далее выделяются следующие цвета (красный, желтый, фиолетовый).

Логопед:

Пошла гулять,

Красное (желтое, фиолетовое) собирать.

Кому не жалко – отдавай,

Цвет правильно называй.

Дети:

- У меня красный помидор

- У меня желтый перец

- У меня фиолетовый баклажан и т. д.

Логопед выставляет картинку из сказки «Мужик и Медведь».

- А сейчас я предлагаю отправиться в одну русскую народную сказку.

- Посмотрите на картинку и скажите, как она называется? ( «Мужик и Медведь»)

- Какое еще есть название у этой сказки? ( «Вершки и корешки»)

- Какой овощ посеял мужик в сказке?

- Какая выросла репа? (крупная)

Упражнения с синонимами.

«Третий лишний».

Логопед предлагает выбрать из трех слов два «слова – приятеля» к слову «крупная» (большая, душистая, огромная)

«перехитрил» (обманул, провел, объехал)

«рассердился» (разозлился, разъярился, раскрылся)

«Скажи иначе».

Мужик вырастил крупную репу (огромную).

Мужик перехитрил медведя (обманул).

Медведь рассердился на мужика (разозлился).

Логопед:

- В сказке мужик и медведь не могли поделить вершки и корешки. Вам сейчас нужно будет на карточках найти у овощей «вершки» и «корешки», их дорисовать и закрасить. Девочки будут закрашивать и дорисовывать «вершки», а мальчики «корешки».

А в конце занятия мы узнаем, кто был внимательнее.

III. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год