Автор Новожилова Татьяна Алексеевна ГБДОУ центр развития ребёнка –детский сад № 24 Красносельского района Санкт-Петербурга В последнее время у детей дошкольного возраста всё чаще возникают проблемы правильного звукопроизношения. Я считаю, что вызвать нарушенный звук должен специалист-логопед, а вот работу по закреплению звука в речи ребёнка вполне могут проводить воспитатели в детском саду и родители под руководством и контролем логопеда. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль над собственной речью. Чаще других нарушается звукопроизношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Нередко у детей страдает звукопроизношение и гласных звуков, они произносят их нечётко, часто заменяют один звук на другой. Надо отметить, что правильное произношение гласных звуков очень важно, так как гласные звуки служат основой для развития звуко-буквенного анализа, а так же чёткое и правильное проговаривание гласных звуков выполняет роль артикуляционной гимнастики, способствует выработке координированных движений органов речи.
Через систему ежедневной работы логопеда, а именно: выполнение общей и специальной артикуляционной гимнастики, развития правильного речевого дыхания, мелкой моторики, фонематического восприятия и других видов работ, логопед вызывает у ребёнка правильный, не дефектный звук речи. Итак, звук в речи изолированно может быть вызван, но ребёнок не может сразу правильно выговаривать его в свободной речи. Сроки автоматизации поставленного звука у каждого ребёнка будут индивидуальны. Родители и педагоги должны знать, работа над автоматизацией звука является необходимым этапом в работе над звуком и, осуществляя её, следует помнить, процесс автоматизации - сложный процесс для нервной системы ребёнка, так как связан с широким использованием активного торможения. Ребёнку приходится тормозить неправильное, но привычное для него произношение и говорить правильно, но непривычно. Процесс автоматизации имеет свою последовательность и реализуется от простого к сложному: автоматизация изолированного звука, автоматизация звука в слогах, автоматизация звука в словах, автоматизация звука в предложениях, текстах, в спонтанной речи ребёнка. Для того чтобы исправленный звук прочно вошёл в самостоятельную речь ребёнка, ему предстоит выполнить множество речевых упражнений. Взрослому следует запастись терпением и настроится на кропотливую ежедневную работу. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы проговаривая слова или предложения с определённым звуком речи, ребёнок произносил этот звук утрированно. Занимайтесь с малышом по 5- 10 минут в день. Следите за состоянием ребёнка и результативностью занятий. Помните лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться стойкого результата, чем «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне. Будьте заинтересованы, настойчивы. Не забывайте хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение. Далее предлагаю вам игры на закрепление правильного звукопроизношения у детей звука [ш]. Начинать работу над автоматизацией произношения звука можно только в том случае, если ребёнок правильно произносит данный звук в слогах и цепочках слогов.
1. Поиграй в игру «Один — много». а) шина —шины б) шаг — шаги шапка — ... шинель—... шайба — ... шаман — ... шея — ... шампунь—...
2. «Назови ласково». а) лошадь — лошадка б) башня — башенка петух — ... вишня — ... парашют—... карман — ... ремень—... горох—…
3.Повтори (прочитай) чистоговорки: Ыш, ыш, ыш — шумит камыш. Ыш, ыш, ыш — у меня малыш. Ыш, ыш, ыш — под кроватью мышь. Иш, иш, иш — тут такая тишь. Иш, иш, иш — в небо улетишь. Иш, иш, иш — прилетишь в Париж. Иш, иш, иш — сел на ветку стриж.
4. Повтори скороговорку:
Кукушка кукушонку купила капюшон, Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне он смешон.
5. Повтори (прочитай) пословицы и поговорки: Шила в мешке не утаишь. Ум хорошо, а два лучше. Знай больше, а говори меньше. Тише едешь — дальше будешь. Поспешишь — людей насмешишь. С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Литература: 1.Н.В.Нищева «Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп». 2.Т. А Ткаченко Логопедический альбом. «Правильно произносим звук [Ш]. 3.З. А. Репина В.И. Буйко «Уроки логопедии» 4.Л. В. Лопатина Лекции. 5.Ю.Б.Жихарева-Норкина «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки Ш, Ж.»
|