Общие рекомендации Многие дети разговаривают без запинок с малышами, игрушками, животными или надев маску. Поощряйте это. Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Всхлипывание само по себе часто приводит к повторению слов, слогов и у не заикающихся людей. Сначала надо любым способом успокоить ребенка, отвлечь чем - нибудь интересным, приласкать. Не делайте замечаний, если ребенок употребляет эмбол, то есть говорит какое - то лишнее слово («а», «вот», «ну»). Употребление эмболов удлиняет время высказывания, дает возможность лучше сосредоточиться, подготовить артикуляцию. Таким образом, ребенок помогает себе справиться с запинками. Эмболы исчезнут, когда улучшатся речевые способности. Пусть вас не раздражает, когда ребенок что- то крутит в руках, - это в некоторой степени снимает напряжение, отвлекает от речевых трудностей. Можно даже дать ему маленькую игрушку или кусочек пластилина.
Не заставляйте ребенка здороваться и прощаться, со временем он усвоит правила хорошего тона не меньше, чем ими владеют окружающие взрослые. Кстати, если ребенок с легкостью говорит «пока» вместо «до свидания», в этом нет ничего страшного. Сначала надо снять напряжение, а потом обучать речевому этикету. Зачастую бабушки, гордые достижением внуков, хотят их продемонстрировать всем. Потерпите немного. Не просите малыша читать вслух стихи перед посторонними, пока он сам этого не захочет. С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его. Не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка. Вот несколько способов высказать одобрения: • Молодец! • Правильно! • У тебя это хорошо получилось! • Ты сегодня хорошо потрудился! • Прекрасно! • Я горжусь тобой! • Я знала, что ты справишься! • Неплохо! • Отлично! • Ты быстро научился! • Это то, что надо! • Я не смогла бы сделать лучше. • С каждым днем у тебя получается все лучше! Режимные «речевки» полезно произносить в стиле речитатива, желательно каждый день, для выработки нового речевого рефлекса. Утро. Для чего мне просыпаться? Чтобы встретить новый день. Для чего мне умываться? Чтоб с лица смыть сон и лень. Зубки чистить для чего? Чтоб им быть белей всего. Белей снега самого. Завтрак. Для чего я завтрак ем? Чтобы быть большим совсем. Ем хлеб с маслом я и кашу. Обгоняю куклу Машу, куклу Дашу и всех – всех. А они, ну просто смех. Невозможные копуши! Не желают быстро кушать. Обед Голод чувствую к обеду, Одержать могу победу Над котлетой и над супом. Я не буду таким глупым, Чтоб голодным оставаться, Голодайте сами, братцы! Дневной сон. Сон дневной полезен очень, Дети в нем растут, нет мочи! И умнеют на глазах, Просыпаются – и ах! Вспоминают все, что знают, И с охотой напевают, И стихи вовсю читают, Или сказки вспоминают. Ужин Вот и вечер. Вкусный ужин. Он для роста очень нужен. Нужен ужин для ума, Посуди, дружок, сама: За день сил уходит много. Надо их вернуть немного. Вот для этого и ужин. Он приятен нам и нужен.
Ночной сон. День окончен, спать пора. Вся на свете детвора Хочет ночью отдыхать, Крепко глазки закрывать И смотреть чудесный сон: Может быть, приснится слон, Очень добрый и большой. Может быть, морской прибой. Пусть тебе приснится сон, Утром не забудь о нем! А сейчас - спокойной ночи, Мы тебя все любим очень. Личный пример родителей играет большую роль в воспитании ребенка и в формировании его характера. Детям свойственно подражать поступкам взрослых. Необходимо с самого раннего возраста личным примером приучать детей к правильному поведению и правильной речи. Дети очень чувствительны к проявлению внимания и интереса к их жизни. Можно многого добиться, завоевав любовь и доверие своего ребенка.
.
Литература: 1. Селиверстов В. И.. Заикание у детей. – Москва; Просвещение, 1972. 2. Визель Т. Г. Речь и проблемы общения у детей; Москва, Молодая гвардия, 2005. 3. Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить; Москва, Центрполиграф, 2002. 4. Резниченко Т. С. Чтобы ребенок не заикался; Москва, Гном и Д, 2000.
|