Известно, что условия обучения ребенка с общим недоразвитием речи определяются особенностями его речевого развития. Предусматриваются следующие виды занятий: (I год обучения) - занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи; -занятия по формированию произношения.
На I году обучения пятилетние дети с ОНР не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается отставание не только в развитии речи, но и во внимании, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому для проведения логопедических занятий целесообразно делить группы на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе. Основными задачами этих занятий являются: 1. Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. 2. Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произнесения слов различной звуко - слоговой структуры; контроль над внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза. 3. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений вырабатывать у детей умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ- описание. Я придерживаюсь существующих в современной логопедии форм проведения индивидуальных и фронтальных занятий, вместе с тем несколько изменяя структуру и характер занятий. Преобладающими стали комбинированные занятия. Логопедическое занятие максимально насыщаю изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом. Кроме того, закрепление навыков письма и чтения - повседневно. Наглядное моделирование - важный атрибут логопедического занятия. Работая над проблемой развития эмоционального мира, коррекции эмоциональных отклонений у детей с ОНР, в каждое занятие включаю коррекционные игры и упражнения данного направления. Использую их как физминутки; в начале занятия – для концентрации внимания. Комбинируя такие игры, упражнения и этюды с речевыми, можно получить замечательный результат, который превзойдет все ваши ожидания. Часто читаю детям сказки и притчи В.А.Сухомлинского, которые помогают «растопить» сердца детей. И каждое занятие (будь то фронтальное или индивидуальное) начинаю с улыбки. Это дает детям понять, что я рада их видеть, принимаю их такими, какие они есть, поддержу, подскажу, если трудно, а, может быть, и страшно отвечать. Ведь положительный эмоциональный настрой – главнейшее требование к логопедическому занятию.
|