Введение С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. Х. Швачичкин, Л. Ф. Чистов, А. Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия анализа и синтеза для полноценного усвоения звуковой стороны речи. На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Среди всех речевых дефектов нарушение фонематического восприятия анализа и синтеза является наиболее распространённым. По данным исследования Т.Б. Филичевой, среди 5128 дошкольников в разных регионах России было выявлено 1794 ребёнка с нарушением фонематического восприятия анализа и синтеза, что составляет 34,98% общего числа детей. По результатам обследования учителя – логопеда СОШ №4 выявлено 37% детей с нарушением фонематического восприятия анализа и синтеза. Результаты обследования детей в МКДОУ «Детский сад «Буратино» показали, что нарушения этого же характера имеют большое количество детей, что составляет 50% в старших и подготовительных группах. Нарушение фонематического восприятия часто связанно с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, а, кроме того, не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда над формированием фонематического восприятия анализа и синтеза остаётся актуальным.
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Практика показывает преимущества наглядного моделирования в работе с детьми: • материал интересен воспитанникам; • наглядный материал усваивается лучше, чем вербальный; • имеет ситуацию успеха; • вызывает положительные эмоции. Многие педагоги (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, А. Р. Лурия, Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, В. К. Воробьева) считают: что для полноценного усвоения звуковой стороны речи посредством использования наглядного моделирования, работа будет эффективна тогда, будут соблюдены следующие педагогические условия: 1. Формирования интереса к речевой деятельности и наглядному моделированию; 2. Организация субъект – субъектного взаимодействия педагогов и детей; 3. Организация взаимодействия ДОУ и семья. На основании выше изложенного определена основная цель проекта - развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, через наглядное моделирование, у детей с общим недоразвитием речи. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: 1. Разработать проект для развития фонематического восприятия, анализа и синтеза с детьми с общим недоразвитием речи. 2. Использовать наглядные методы и средства, побуждающие детей к процессу развития речи. 3. Создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и к развитию фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование; 4. Создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи. Реферативная часть Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста становится наглядное моделирование. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития фонематического восприятия, анализа и синтеза. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению ребенка. Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощенных схематических изображений – символов и знаков. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. В основе наглядного моделирования лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели дает возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение разнообразных задач. Формирование навыков наглядного моделирования предполагает определенную последовательность приемов решения таких задач: 1. Знакомство с графическим способом представления информации. 2. Развитие умения дешифровки модели. 3. Формирования навыка самостоятельного моделирования. В основе работы с детьми лежат следующие принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию. 1. Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико – грамматического строя. 2. Принцип оценки коммуникативного поведения в процессе общения важен для анализа речевых нарушений, для понимания их генеза и, особенно для определения путей их преодоления и коррекции. 3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. 4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребёнка, поддержку его инициативы, видение в ребёнке целенаправленного партнера. 5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности – обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения речевой деятельностью с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы. Ожидаемые результаты: - повышение темпа развития речи в целом, за счет включения в подгрупповые и индивидуальные занятия, игры и задания по формированию фонематического восприятия анализа и синтеза на основе наглядного моделирования; - полноценное освоение звуковой стороны речи, фонематического восприятия анализа и синтеза; - повышение уровня родительской компетенции в вопросах речевого развития и воспитания детей. Проектная часть Реализация проекта «Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи через наглядное моделирование» с воспитанниками ДОУ и родителями предусматривает четыре этапа: 1этап – диагностико-мотивационный, 2 этап – проектно-организованный, 3 этап – практический, 4 этап – итоговый. Этапы реализации 1этап – диагностико-мотивационный Задачи: 1. Выявить уровень развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи. 2. Создать условия для активного участия в проекте детей, родителей. Дата проведения Работа с детьми - Диагностирование детей с общим недоразвитием речи. -Анализ полученных результатов. Работа с родителями - Сообщение родителям об итогах проведения диагностирования. - Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми во время консультативных часов. 2 этап – проектно-организационный
Задача:
Разработать проект «Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи через наглядное моделирование».
Содержание деятельность
Разработка этапов проекта
Разработка комплекса игровых заданий по формированию фонематического восприятия анализа и синтеза с использованием наглядного моделирования
Разработка перспективного плана с родителями
Создание условий, необходимых для реализации проекта (подбор дидактического материал, изготовление схем, картинок - символов, макетов; создание мультимедийных презентаций)
3 этап – практический
Задачи:
1. Реализовать с детьми комплекс игровых заданий, направленных на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
2. Создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи по развитию фонематического восприятия анализа и синтеза.
Содержание деятельности с детьми
Подготовительный этап включает в себя следующие разделы:
Раздел № 1: «Развитие слухового восприятия»
Раздел № 2: «Развитие слуховой памяти»
Основные задачи данного этапа:
• формировать фонематическое восприятие на материале не речевых звуков;
• развивать способность узнавать и различать не речевые звуки;
• учить различать высоту, силу и тембр голоса;
• учить различать слова близкие, по звуковому составу;
• учить различать слоги и затем фонемы родного языка.
Основной этап включает в себя следующие разделы:
Раздел№ 1: «Обучение простым формам фонематического анализа»
Раздел № 2: «Обучение сложным формам фонематического анализа»
Раздел № 3: «Формирования навыка синтеза звука»
Раздел № 4: «Формирование фонематических представлений»
Цель данного этапа:
формирование у детей навыков фонематического восприятия анализа и синтеза с помощью наглядного моделирования.
Содержание деятельности с родителями
Первый год работы
Месяц Содержание деятельности
Сентябрь
Родительское собрание «По итогам обследования детей в старшей логопедической группе»
Октябрь
Консультация на тему: «Правильное произношение – одна из сторон речевого развития ребёнка, разработка дидактического материала по звукопроизношению для занятий в домашних условиях»
Ноябрь
Выставка пособий по наглядному моделированию: «Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза»
Декабрь
Ширма «Звуки и их характеристика»
Январь
Открытое мероприятие «Заходите, посмотрите»
Февраль
Мультимедийная презентация: «Вспомогательные схематические средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка фонематических процессов»
Март
Ширма-выставка: «Звуки, слоги и слова»
Апрель
Открытое мероприятие «Заходите, посмотрите»
Май
Игра «Что? Где? Когда?».
В течение года Индивидуальные консультации «На огонек»
Работа с родителями
Второй год работы
Месяц Содержание деятельности
Сентябрь
Родительское собрание «По итогам обследования детей в подготовительной логопедической группе»
Октябрь
Консультация на тему: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников через наглядное моделирование»
Ноябрь
«Акция от логопеда» - конкурс «Звуки, как мы их видим»
Декабрь
Выставка дидактического и методического пособия на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза
«В помощь родителям»
Январь
Открытое мероприятие «Заходите, посмотрите»
Февраль
Методические рекомендации родителям по закреплению произносительных навыков
Март
Ширма-выставка: «Звуки и буквы. Слово и предложение»
(с использованием схем)
Апрель
Викторина для родителей и детей «Я звуки знаю лучше всех»
Май Мультимедийная презентация: «Дружим со звуками и буквами»
В течение года Индивидуальные консультации «На огонек»
IV этап – итоговый
Задача:
Анализ результата работы с детьми, обработка полученных данных, соотнесение с поставленной целью.
Список литературы
1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
5. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
6. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – СПб., 1995 с. 35-62.
7. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
8. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007.
9. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.
10. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.
12. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997.
13. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи – СПб., 1999.
14. Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская Справочник дошкольного логопеда – Р-н-Д 2009
|