Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей). Овладение речью ребенка находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Возникновение речевых нарушений зачастую обусловлено социальными причинами. Это, прежде всего, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. Неправильное речевое окружение и воспитание также может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. Поэтому важно чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Участие родителей в речевом развитии необходимо начинать с момента рождения ребенка:
- необходимо поощрять любые попытки малыша заговорить, ведь ребенок начнет говорить только тогда, когда вы захотите его слышать; - поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос; - не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно; -не сравнивайте ребенка ни с кем; - развивайте фонематическое восприятие (слух ) – отгадывание звучащего предмета или музыкального инструмента; - делите слова на слоги; - делайте специальные упражнения, развивающие артикуляционный аппарат; дыхательные и звуковые («цокот лошадки», «стрельба», «трактор», «пароход гудит», «барабан», «загнать мяч в ворота»); - чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова , обороты, развивает слух. При этом помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным и выразительным. Обязательно обсуждайте прочитанное. Родителям важно знать, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания. Ведь иногда родители, бабушки и дедушки умиляются особенностям речи ребенка, поощряют неправильное произнесение слов. В то же время, нельзя требовать правильного произнесения звуков в тот период жизни ребенка, когда этот процесс не закончен. Чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны. Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии ребенка. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников – тесная взаимосвязь в работе педагогов и родителей, выполнение рекомендаций родителями, которые дают им педагоги. Родителям необходимо знать, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты: - следует реально оценить состояние здоровья ребенка; - если вас что-то беспокоит в его речевом развитии, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам; - многие считают, что с возрастом, к 6-7годам, звуки сами по себе будут произноситься правильно, и не обращают внимания на плохое произношение у малыша. Это неверно. Обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается к пяти годам. Получается, что пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (со всеми дефектами), специалисты принимаются за дело. Уважаемые родители, помните, что семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимного проникновения двух социальных институтов.
|