Цель. Познавательное развитие детей и формирование мотивационной готовности к обучению в школе. Задачи: - закрепление представления о формах геометрических фигур; - развитие ориентировки на листе бумаги; - развитие когнитивных, фонематических процессов (анализа, представления); - развитие внимания, памяти, логического мышления. - общеучебных умений и навыков (слышать учебную задачу, выполнять задания по инструкции педагога, осуществлять контроль за качеством собственной работы, взаимодействовать в процессе учебной деятельности); - воспитание навыков сотрудничества; самостоятельности, инициативности, ответственности. Оборудование
Сундучок; конверт с письмом; белая бумага формата А4, тетрадные листы в клеточку и простые карандаши и медали по количеству детей; наборы геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник), мультимедийная презентация «Ассоциации» Ход занятия I этап. Вводная часть Приветствие «Солнечные лучики» Цель. Сплочение группы. Психолог. Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Первый лучик, нежный лучик, Заглянул он к нам в оконце И принес в своих ладошках Теплоту, частицу солнца. Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Психолог предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями. Мы с вами хорошо поздоровались, а значит, и хорошо сможем потрудиться. Дети, когда я спешила к вам сегодня утром, я нашла конверт. Странный какой-то, на нем ничего не написано. Давайте откроем его и посмотрим, что там. Здесь спрятались разные слова: ученик, учеба, учитель, учебник, урок. Постарайтесь их запомнить, а для этого повторите их про себя. Кто запомнил, какие слова я прочитала? Повторите! (Дети по очереди повторяют слова.) А теперь ответьте на вопросы: что общего у этих слов, чем они похожи? Дети. Все слова начинаются со звука [у], и все они школьной тематики. Психолог. Молодцы! Давайте придумаем еще слова, которые начинаются со звука [у]. Дети. Утро. Ухо. Улитка. Улица. Психолог. Молодцы! Но тут в конверте еще какая-то загадка. Слушайте внимательно. Может, тогда мы поймем, от кого письмо? Прыг-скок, трусишка! Хвост – коротышка, Ушки – вдоль спинки, Глаза – с косинкой, Одежда – в два цвета На зиму и лето. Дети. Зайчик. Психолог. Все ясно, значит, письмо нам прислал наш друг Зайчонок. Теперь мы можем с вами его прочесть. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Зайчонок. Я живу в лесу вместе с другими ребятами-зверятами. Случилась беда: нашу Лесную школу заколдовала и украла Злая Волшебница. Она не хочет, чтобы ребята получали знания. Я слышал, что вы самые умные дети, и поэтому решил обратиться к вам за помощью. Помогите мне выполнить задания Злой Волшебницы и найти заколдованную Лесную школу. Зайчонок». Ребята, а вы знаете, что такое школа и зачем туда нужно ходить? Что ещё вы знаете о школе? Хотите ли вы пойти в школу? (Ответы детей.) Поможем найти Лесную школу для зверушек? Дети. Да! Психолог. Тогда давайте начнем путешествие, во время которого нам предстоит выполнить несколько заданий Злой Волшебницы. II этап. Основная часть Психолог. И вот первое задание от Злой Волшебницы. (На полу лежит конверт с заданием) • Игра «Раскодируй путь» Психолог: Ребята, посмотрите, конверт с заданием. Давайте посмотрим, какое задание нам нужно выполнить. «Это волшебный код. Помните, нужно повторить все цифры, кроме "5" и "1". Если услышите цифру "5", то хлопните в ладоши; а если цифру "1", то топните ногой. Психолог: Ребята, что нужно сделать? (Дети повторяют правила и выполняют задание ). • Игра с геометрическими фигурами Психолог. Молодцы, ребята! Злая Волшебница так расстроилась, что вы так быстро выполнили задание, и не заметила, как выронила свои волшебные фигуры (на полу рассыпаны геометрические фигуры). Эти фигуры волшебные, они помогут нам в выполнении следующего задания. Сейчас мы с вами превратимся в геометрические фигуры. Давайте вспомним их названия? Квадрат, прямоугольник, овал, круг, многоугольник, треугольник (фигуры дети выбирают сами). Перед вами на полу лежат фигуры, но они перемешались, и вы должны собрать только свои. Надо сделать это аккуратно, не мешая другим детям, можно помогать друг другу. (Дети выполняют.) Посчитайте, сколько у вас получилось фигур. (Ответы детей.) Каких фигур оказалось меньше всех? А каких больше? (Ответы детей.) Теперь, ребята, внимательно посмотрите на рисунок, который я вам показываю. (Показывает орнамент из геометрических фигур.) Сейчас поднимут руки только те фигуры, которые есть на рисунке. (Дети выполняют.) • Игра «Геометрические ковры» Психолог. А сейчас Злая Волшебница просит нас собрать из геометрических фигур красивый коврик по заданию. (Раздает детям листы белой бумаги.) Только слушайте внимательно! В середине положите круг, в верхней части листа — три квадрата, в нижней части листа — три треугольника, слева — два овала, справа — один прямоугольник. (Дети выполняют.) Справились? Давайте проверим, что у нас получилось. (Вывешивает на доске правильный образец.) Молодцы! Как мы сейчас помогли Зайчику, что мы делали? (Ответы детей.) Вы справились с этим заданием. Ребята! Злая Волшебница удивилась, как быстро мы выполнили задание, и предлагает нам новое препятствие. • Игра «Ассоциации» Нам предстоит выполнить следующее задание. Посмотрите на картинки и выберите из четырех ту, которая не подходит к той, что в середине Я думаю, прежде чем приступить к следующему заданию, нам надо немного отдохнуть. Физминутка Тра-та-та, тра-та-та, Шли учиться два кота (дети шагают на месте) Увидали мышку (смотрят по сторонам) Побросали книжки (машут руками) Мышь поймать никто не смог (руки на пояс, приседают) Опоздали на урок! (разводят руками) Психолог. Молодцы, ребята! Вот мы и дошли до следующего задания Злой Волшебницы. И скажу вам по секрету, что если мы справимся с этим заданием, то найдем и расколдуем Лесную школу. • Игра «Домик» Психолог. Давайте посмотрим! (На окошке стоит сундучок, в котором лежат листы в клеточку.) Ребята, вспомните, как мы ориентируемся, где право, а где лево? Итак, всем необходимо от поставленной точки провести линию на три клетки вверх, провести линию на одну клетку влево, на одну клетку вверх, на одну клетку вправо, на одну клетку вверх, на одну клетку вправо, на одну клетку вверх, на одну клетку вправо, на одну клетку вверх, на одну клетку вправо, на одну клетку вверх, на одну клетку вправо, на одну клетку вниз, на одну клетку вправо, на одну клетку вниз, на одну клетку вправо, на одну клетку вправо, на одну клетку вниз, на одну клетку влево, на три клетки вниз, на семь клеток влево. (Дети выполняют.) И что же у нас получилось? (Вывешивает на доске образец.) У всех так получилось? Это и есть Волшебная школа. Можете раскрасить Волшебную школу, нарисовать окошки. (Дети выполняют.) Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Поменяйтесь своими листочками! Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания Злой Волшебницы, нашли и расколдовали Волшебную школу, и теперь лесные зверушки смогут учиться, получать новые знания. За ваши знания, активную работу Зайчонок прислал вам медали (вручает медали детям). III этап. Заключительная часть Ребята, давайте вспомним, как мы помогали Зайчику, какие задания выполняли. Вам занятие понравилось? Прощание «Узел дружбы» Дети встают в круг. Ведущий предлагает завязать «узел дружбы»: протягивает ладонь, а дети кладут на нее свои ладошки сверху. Ведущий накрывает их второй ладонью и говорит: «Вот какой узел получился! Он поможет нам дружить». Спасибо вам, ребята! Вы, молодцы!
Конспект занятия
детей подготовительной логопедической группы
«Проделки Злой Волшебницы»
Цель. Познавательное развитие детей и формирование мотивационной готовности к обучению в школе.
Задачи:
- закрепление представления о формах геометрических фигур;
- развитие ориентировки на листе бумаги;
- развитие когнитивных, фонематических процессов (анализа, представления);
- развитие внимания, памяти, логического мышления.
- общеучебных умений и навыков (слышать учебную задачу, выполнять задания по инструкции педагога, осуществлять контроль за качеством собственной работы, взаимодействовать в процессе учебной деятельности);
- воспитание навыков сотрудничества; самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование
Сундучок; конверт с письмом; белая бумага формата А4, тетрадные листы в клеточку и простые карандаши и медали по количеству детей; наборы геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник), мультимедийная презентация «Ассоциации»
Ход занятия
I этап. Вводная часть
Приветствие «Солнечные лучики»
Цель. Сплочение группы.
Психолог. Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.
Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце
И принес в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца.
Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Психолог предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.
Мы с вами хорошо поздоровались, а значит, и хорошо сможем потрудиться. Дети, когда я спешила к вам сегодня утром, я нашла конверт. Странный какой-то, на нем ничего не написано. Давайте откроем его и посмотрим, что там. Здесь спрятались разные слова: ученик, учеба, учитель, учебник, урок. Постарайтесь их запомнить, а для этого повторите их про себя. Кто запомнил, какие слова я прочитала? Повторите! (Дети по очереди повторяют слова.) А теперь ответьте на вопросы: что общего у этих слов, чем они похожи?
Дети. Все слова начинаются со звука [у], и все они школьной тематики.
Психолог. Молодцы! Давайте придумаем еще слова, которые начинаются со звука [у].
Дети. Утро. Ухо. Улитка. Улица.
Психолог. Молодцы! Но тут в конверте еще какая-то загадка. Слушайте внимательно. Может, тогда мы поймем, от кого письмо?
Прыг-скок, трусишка!
Хвост – коротышка,
Ушки – вдоль спинки,
Глаза – с косинкой,
Одежда – в два цвета
На зиму и лето.
Дети. Зайчик.
Психолог. Все ясно, значит, письмо нам прислал наш друг Зайчонок. Теперь мы можем с вами его прочесть.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Зайчонок. Я живу в лесу вместе с другими ребятами-зверятами. Случилась беда: нашу Лесную школу заколдовала и украла Злая Волшебница. Она не хочет, чтобы ребята получали знания. Я слышал, что вы самые умные дети, и поэтому решил обратиться к вам за помощью. Помогите мне выполнить задания Злой Волшебницы и найти заколдованную Лесную школу. Зайчонок».
Ребята, а вы знаете, что такое школа и зачем туда нужно ходить?
Что ещё вы знаете о школе?
Хотите ли вы пойти в школу?
(Ответы детей.) Поможем найти Лесную школу для зверушек?
Дети. Да!
Психолог. Тогда давайте начнем путешествие, во время которого нам предстоит выполнить несколько заданий Злой Волшебницы.
II этап. Основная часть
Психолог. И вот первое задание от Злой Волшебницы. (На полу лежит конверт с заданием)
• Игра «Раскодируй путь»
Психолог: Ребята, посмотрите, конверт с заданием. Давайте посмотрим, какое задание нам нужно выполнить.
«Это волшебный код. Помните, нужно повторить все цифры, кроме "5" и "1". Если услышите цифру "5", то хлопните в ладоши; а если цифру "1", то топните ногой.
Психолог: Ребята, что нужно сделать? (Дети повторяют правила и выполняют задание ).
• Игра с геометрическими фигурами
Психолог. Молодцы, ребята! Злая Волшебница так расстроилась, что вы так быстро выполнили задание, и не заметила, как выронила свои волшебные фигуры (на полу рассыпаны геометрические фигуры). Эти фигуры волшебные, они помогут нам в выполнении следующего задания. Сейчас мы с вами превратимся в геометрические фигуры. Давайте вспомним их названия? Квадрат, прямоугольник, овал, круг, многоугольник, треугольник (фигуры дети выбирают сами).
Перед вами на полу лежат фигуры, но они перемешались, и вы должны собрать только свои. Надо сделать это аккуратно, не мешая другим детям, можно помогать друг другу. (Дети выполняют.) Посчитайте, сколько у вас получилось фигур. (Ответы детей.) Каких фигур оказалось меньше всех? А каких больше? (Ответы детей.)
Теперь, ребята, внимательно посмотрите на рисунок, который я вам показываю. (Показывает орнамент из геометрических фигур.) Сейчас поднимут руки только те фигуры, которые есть на рисунке. (Дети выполняют.)
• Игра «Геометрические ковры»
Психолог. А сейчас Злая Волшебница просит нас собрать из геометрических фигур красивый коврик по заданию. (Раздает детям листы белой бумаги.) Только слушайте внимательно!
В середине положите круг, в верхней части листа — три квадрата, в нижней части листа — три треугольника, слева — два овала, справа — один прямоугольник. (Дети выполняют.)
Справились? Давайте проверим, что у нас получилось. (Вывешивает на доске правильный образец.) Молодцы! Как мы сейчас помогли Зайчику, что мы делали? (Ответы детей.) Вы справились с этим заданием. Ребята! Злая Волшебница удивилась, как быстро мы выполнили задание, и предлагает нам новое препятствие.
• Игра «Ассоциации»
Нам предстоит выполнить следующее задание. Посмотрите на картинки и выберите из четырех ту, которая не подходит к той, что в середине
Я думаю, прежде чем приступить к следующему заданию, нам надо немного отдохнуть.
Физминутка
Тра-та-та, тра-та-та,
Шли учиться два кота (дети шагают на месте)
Увидали мышку (смотрят по сторонам)
Побросали книжки (машут руками)
Мышь поймать никто не смог (руки на пояс, приседают)
Опоздали на урок! (разводят руками)
Психолог. Молодцы, ребята! Вот мы и дошли до следующего задания Злой Волшебницы. И скажу вам по секрету, что если мы справимся с этим заданием, то найдем и расколдуем Лесную школу.
• Игра «Домик»
Психолог. Давайте посмотрим! (На окошке стоит сундучок, в котором лежат листы в клеточку.)
Ребята, вспомните, как мы ориентируемся, где право, а где лево? Итак, всем необходимо от поставленной точки провести линию на три клетки вверх, провести линию на одну клетку влево, на одну клетку вверх, на одну клетку вправо, на одну клетку вверх, на одну клетку вправо, на одну клетку вверх, на одну клетку вправо, на одну клетку вверх, на одну клетку вправо, на одну клетку вверх, на одну клетку вправо, на одну клетку вниз, на одну клетку вправо, на одну клетку вниз, на одну клетку вправо, на одну клетку вправо, на одну клетку вниз, на одну клетку влево, на три клетки вниз, на семь клеток влево. (Дети выполняют.)
И что же у нас получилось? (Вывешивает на доске образец.) У всех так получилось? Это и есть Волшебная школа. Можете раскрасить Волшебную школу, нарисовать окошки. (Дети выполняют.) Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Поменяйтесь своими листочками! Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания Злой Волшебницы, нашли и расколдовали Волшебную школу, и теперь лесные зверушки смогут учиться, получать новые знания. За ваши знания, активную работу Зайчонок прислал вам медали (вручает медали детям).
III этап. Заключительная часть Ребята, давайте вспомним, как мы помогали Зайчику, какие задания выполняли. Вам занятие понравилось?
Прощание «Узел дружбы»
Дети встают в круг. Ведущий предлагает завязать «узел дружбы»: протягивает ладонь, а дети кладут на нее свои ладошки сверху. Ведущий накрывает их второй ладонью и говорит: «Вот какой узел получился! Он поможет нам дружить».
Спасибо вам, ребята! Вы, молодцы!
|