Тема: Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях. Программное содержание: Закреплять правильное произношение звука [р] в словах, словосочетаниях и предложениях. Развивать умение слышать звук [р] в слогах, словах; определять позицию звука в слове. Закреплять умение подбирать антонимы. Формировать навык определения смысловой основы предложения, упражнять в согласовании слов в предложении. Уточнить написание буквы Р. Развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительное внимание, мышление. Воспитывать познавательный интерес к занятиям. Оборудование: песочница с песком (манкой), игрушки – гномики из киндер - сюрприза, предметные картинки на звук [р], мнемотаблица, природные камни белого и черного цвета, карточки для «Звуковой мозаики», почтовые открытки, влажные салфетки.
Психогимнастика: - Какой сегодня чудесный день! Давай улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделай глубокий вдох носом и вдохни в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохни через рот все обиды и огорчения (вдох и выдох три раза)
- Сегодня мы совершим удивительное путешествие в сказочный город и познакомимся с его жителями. - Итак, в некотором царстве, в одном волшебном городе текла река (логопед проводит по манке рукой). - На берегу реки жили братья-гномики (ставятся игрушки гномики) Жили эти гномики В чудесном домике В доме том была труба, Дым из неё валил всегда. Было и окно, Нарисуй, какое оно (ребенок на манке рисует дом, трубу, дым, окно) Жили гномы, не грустили, Друг за другом бегали, Прыгали, скакали, Весело играли (ребенок выполняет пальчиковую гимнастику по тексту)
- Однажды братья узнали, что злой волшебник Буквоед спрятал в городе клад и забыл куда. Давай поможем братьям отыскать сокровища. Ты сокровища ищи, Из песка доставай, Что нарисовано, называй (ребенок отыскивает в манке картинки, в названии которых есть звук «р» и называет их). - Какой общий звук в этих словах? (-Звук [р]) - Позиция звука [р] в словах (Звук [р]) в начале слова, в середине, в конце)
Характеристика звука [р] с опорой на мнемотаблицу: - Что нам помогает говорить правильно и красиво? (органы артикуляции). Как работают органы артикуляции, когда мы произносим [р]? (ребенок характеризует звук, опираясь на мнемотаблицу) Положение губ: раскрыты, зубы: разомкнуты положение языка: широкий кончик языка поднят вверх голос: работает воздушная струя: холодная Упражнение на развитие фонематического слуха: - В домиках у гномиков хранились самоцветы, они их часто доставали и в «Звуковую мозаику» играли. Поиграем? - Если услышишь звук (р), то черный камушек клади, не услышишь – белый. - Если услышишь в слоге звук (р), черный камушек клади, не услышишь – белый. - Если в слове услышишь звук (р), то черный камушек клади, не услышишь – белый. - Молодец! А теперь обратно камушки клади и звуки произноси, если черный, то звук [р] говори, если белый, то любой. - А теперь не зевай и слоги называй. - А теперь звуки в словах произноси. Молодец!
Динамическая пауза: игра с мячом «Скажи наоборот»: Плохой – хороший Злая – добрая Веселый – грустный Белое – черное Узкий – широкий Длинная – короткая Враг - друг Утро – вечер
Игра «Подарки»: Гномики очень подарки любили И часто подарки друг другу дарили: Я тебе подарю грушу. Я за грушу подарю тебе розу. Я за розу подарю тебе карандаши. И т. д. -Чьи карандаши? Чья роза? Чей телевизор?
Игра «Почта» -Наши гномики очень любопытные. Любят гномики все узнавать, В открытках друзьям об этом писать. Но гномики так спешили, Что много ошибок допустили. Давай гномикам поможем исправить ошибки: - В открытке написано «Дровами рубят топор». А как правильно сказать? Сахар грызёт Иру. Забор красит Рому. Рыба поймала рыбака. Мусор убирает Рому (ребенок исправляет предложения).
Соотношение звука и буквы: (по И.Баскакиной) -Гномики учились букву Р писать. А злой Буквоед спрятал все буквы. Гномикам помоги – буквы найди (находит и обводит все буквы Р).
Подведение итогов: - Вот и закончилось наше сказочное путешествие. - Скажи, какой звук, сегодня, чаще всех произносили? (-Звук [р]) - А что понравилось больше всего? (называет игры, которые понравились на занятии) - Ты сегодня молодец! И за это гномики приготовили тебе сюрприз: в песке поищи и подарок найди (ищет в манке сюрприз).
|