Методики преодоления зрительного напряжения у детей дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности . Учитель-дефектолог (тифлопедагог) 1 квалификационной категории Лезжова О.В. ГБОУ СОШ № 1375 с углубленным изучением английского языка Дошкольное отделение Здание 5 г. Москва. Как всем известно, глаза являются наиболее значимыми сенсорным анализатором, с помощью, которого мы воспринимаем сигналы из окружающего мира. Движение и предметно практическая деятельность детей осуществляются при участии и под контролем зрения. Даже ребенок имеющий сотые его доли пытается увидеть, как можно больше, используя все свои зрительные возможности. Поэтому педагогам, а так же родителям необходимо обращать внимание на зрительное перенапряжение детей, возникающие в процессе обучения и воспитания в дошкольном учреждении или дама, особенно это выражено у детей физически ослабленных, часто болеющих или имеющих особенности развития. В садах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения проблема зрительного переутомления детей стоит более остро, чем в садах обще развивающего типа, поэтому потребность в разработке и применении комплексов зрительных гимнастик, занимает важное место во всем педагогическом процессе. Следует учесть, что проходя курсы медицинского лечения, когда ребенок испытывает зрительную депривацию, ему свойственно более быстрое утомление. Так же параллельно с лечебно-восстановительным курсом с ребенком проводятся игровые - коррекционные - занятия со специалистами (тифлопедагогом, учителем – логопедом), которые проводят коррекционно - развивающую работу и закрепляют результаты лечения; с воспитателями в группе, проводящими коррекционную работу по рекомендациям специалистов. Такой интенсивный тип работы , без применения особых технологий может повлечь за собой сильные психофизические перегрузки, особенно со стороны зрительного анализатора.
Скачать полный текст конспекта
Общее психофизическое утомление у детей с нарушением зрения наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. Восприятие материала на занятиях становится неполным, дети хуже справляются с поставленными задачами. Интерес ребенка к занятиям снижается, самочувствие ухудшается, работоспособность падает. Поэтому педагогам необходимо дозировать зрительные нагрузки и вовремя предотвращать зрительное перенапряжение. Обращать внимание на этот фактор необходимо и педагогам массовых дошкольных учреждений так, как там в них находятся дети предрасположенные к появлению различных зрительных нарушений. Для оптимизации учебного процесса с детьми дошкольного возраста необходимо организовывать отдых для глаз. Эффективен такой отдых для всех дошкольников, в не зависимости от состояния органа зрения. Для этого требуется 2-х - 3-х минутный перерыв, должен быть заполнен рационально: гимнастики для глаз и упражнения для снятия зрительного и общего переутомления могут сочетаться с реализацией образовательных областей. Специальные упражнения для глаз, разработанные еще Э.С.Аветисовым, Ю.А. Курпан, Е.И. Ливадо, Н.И. Пильман, Е.И. Ковалевским, В.Ф. Базарным, Г.Г. Демирчоглян сочетаются с педагогическими задачами, поставленными на данном этапе работы с ребенком. преследуют определенные цели и помогают решать ряд задач. Предложенные нами технологии преследуют следующие цели: формирование установки бережного отношения к своему зрению, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование потребности и поведенческих навыков здорового образа жизни. Помогают решить следующие задачи : обучение ребенка элементарным приемам снятия зрительного напряжения; подведение детей к самостоятельному выполнению этих упражнений в течении всего дня пребывания в дошкольном учреждении, формирование положительного отношения у детей дошкольного возраста к выполняемым упражнениям. В процессе реализации этих технологий педагоги руководствуются следующими принципами: доступность предлагаемых технологий; правильный подбор и условия предъявления вспомогательного материала; системность в работе с упражнениями. Проблему зрительного утомления детей можно решить включая упражнения , не прерывая основной образовательный процесс. Для профилактики зрительного утомления применяется, методики игрового характера, стимулирующие заинтересованность детей. Выполнение гимнастик для глаз в этом случае не требует больших затрат времени. А частые, краткие перерывы дают глазам отдых и повышают работоспособность. Все упражнения на снижение зрительного напряжения включают следующие элементы: 1. Напряжение и расслабление мышц глаза ( принцип выполнения -закройте глаза, сильно напрягите мышцы, затем раскройте глаза, расслабив мышцы глаз. Посмотрите в даль); 2. Фокусировка глаз с близкого объекта на дальний (принцип выполнения - несколько раз переведите взгляд с близко расположенных предметов на предметы, находящиеся на значительном расстоянии от Вас. Выполняйте упражнение медленно); 3. Упражнение на ступенчатую фокусировку (принцип выполнения - отвлеките свое внимание от выполняемой на близком расстоянии работы и направьте свой взгляд вдаль, поэтапно перемещая взгляд от близко расположенного предмета к более удаленному, затем к предмету, расположенному еще дальше и, наконец, к совсем далекому). Не торопитесь, давая возможность глазам "навести резкость". Когда Вы взглядом достигнете дальний предмет, задержите на нем свое внимание на несколько секунд и затем перемещайте взгляд обратным путем); 4. Перемещение взгляда (принцип выполнения - сядьте поудобнее, предельно расслабьтесь. Голова при выполнении упражнения остается неподвижной. Глубоко вдохнув, посмотрите как можно выше вверх. Затем посмотрите вниз. Затем посмотрите вдаль. Глубоко вдохнув, посмотрите как можно дальше влево. Медленно выдыхая, посмотрите как можно дальше вправо. Затем посмотрите вдаль. Глубоко вдохнув, посмотрите как можно дальше влево вверх. Медленно выдыхая, посмотрите по диагонали как можно дальше вправо вниз. И еще раз – вправо - вверх и влево - вниз. Затем посмотрите вдаль. По окончании упражнений несколько раз поморгайте); 5. Различные вращения( принцип выполнения - вдохнув, делайте круговые движения глазами по часовой стрелке. Медленно выдыхая, делайте эти же движения против часовой стрелки. Посмотрите вдаль); 6. Взгляд на кончик носа (принцип выполнения - глубоко вдохнув, посмотрите на кончик носа, затем медленно выдыхая, посмотрите на какой-нибудь предмет, расположенный вдали. Закройте глаза) ; 7.Пальминг. Не существует более эффективного и простого упражнения для снятия зрительного напряжения, чем пальминг (в переводе с английского "palm" - ладонь). Пальминг выполняется следующим образом- снимите очки; - сядьте прямо, свободно, живот и диафрагму не втягивайте, не сутультесь, дышите естественно и легко, стараясь почувствовать, как поток воздуха и энергии проходит через тело, достигая глаз и мозга; - энергично потрите ладони одна о другую до тех пор, пока они не станут горячими; - поставьте локти на стол (при необходимости подложите под них толстую папку или стопку книг); - расслабьте плечи, не поднимайте их вверх; - закройте глаза и прикройте их ладонями, которые складываются крест-накрест, сначала левую, на нее правую. Ладони не должны давить на глаза. Вы сразу же "окунетесь" в бархатную черноту. Следите за дыханием: дышите глубоко. При выдохе мысленно сбрасывайте с себя усталость и мышечное напряжение. Все внимание сосредоточьте на глазах.
8 . Соляризация (солнечные ванны для глаз).
Специальные упражнения для глаз внесены нами в во все виды проводимой коррекционной, общеобразовательной работы, на которых присутствует тонко координированные зрительно - ручные операции. Выполнение обще развивающих упражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребенка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз. Проводятся зрительные гимнастики при появление первых признаков утомления или на 3-5 , 5-7 минуте( в зависимости от возраста детей) работы на близком расстоянии (в зависимости от его длительности и степени напряженной зрительной работы). Время выполнения гимнастик от одной до трех минут, которое может включать 10-15 повторений однотипных движений. Далее вашему вниманию предоставляется таблица, в которой для удобства упражнения разделены на несколько групп, описаны методики проведения с учетом возрастной специфики.
|