Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 92» города Курска Левьяш Елена Николаевна, учитель-логопед МБДОУ № 92 Курск - 2013 Цель: дифференцировать звуки [р-л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: коррекционно-образовательные: закреплять правильную артикуляцию и различение звуков [р-л] на слух в словах, предложениях, учить давать сравнительную характеристику звуков, учить образовывать притяжательные прилагательные, активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные», отгадывать загадки, закреплять умение проводить звуковой анализ, пересказывать, учить отвечать полным ответом. коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику, развивать мелкую моторику и общую координацию движений, развивать процессы восприятия, внимания, мышления, развивать навык письма
Скачать конспект
Скачать дополнительные материалы к проекту
скоррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, умение выполнять инструкции логопеда, воспитывать бережное отношение к животным и природе, знать правила поведения в лесу. Оборудование: компьютер, аудиозапись «Звуки природы», подушки для детей, презентация «Веселые зверята», аудиозапись «Бибика», массажные шарики и пружинки су-джок, картинка – путаница, профили звуков [р], [л], картинки диких животных, текст «Рыженькая белка» с иллюстрациями, аудиозапись «У жирафа пятна..», цветные карандаши, картинки –раскраски. Ход образовательной деятельности: 1.Оргмомент. Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня хорошая погода и я хочу пригласить вас на прогулку в лес. Располагайтесь на лесной поляне, закрывайте глаза, слушайте. Включается аудиозапись «Звуки природы», дети садятся на ковре на подушки – «лесная поляна» 2. Развитие слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах. Игра «Чья песенка?» - образование притяжательных прилагательных. Дети слушают звуки природы: поют птицы, журчит ручей, квакают лягушки, фыркает ёжик, рычит медведь, воет волк, рычит тигр. Логопед: Какие звуки леса вы узнали? Дети перечисляют услышанные звуки. Логопед: Кто квакал? Дети: Лягушки. Логопед: Значит, чью песенку мы слышали? Дети: Лягушачью. Логопед: Фыркал ёжик. Чья была песенка? Дети: Ежиная. Образование прилагательных: Рычит медведь (чья песенка?) медвежья Воет волк (чья песенка?) волчья, Рычит тигр (чья песенка?) тигриная Логопед: Молодцы! Лес – дом для животных. Расскажите, как нужно вести себя в лесу? Ответы детей. 3. Артикуляционная гимнастика. Презентация «Веселые зверята» Логопед: Молодцы, ребята! А вы знаете, что животные могут делать зарядку для языка? Давайте посмотрим на веселых зверят и повторим движения вместе с ними.
1. Бегемотик рот открыл, подержал, потом закрыл. (упр. «Окошко»)
2. Тянуть губы прямо к ушкам очень нравиться лягушкам. (упр. «Улыбка»)
3. Знает весь народ: любит мишка вкусный мед. язычком губу оближет, и подсядет к меду ближе. (упр. «Вкусное варенье»)
4. Зайцы прыгают вверх-вниз, повтори-ка, не ленись. (упр. «Качели»)
5. Вот лошадка – серый бок, стучит копытами цок, цок. (упр. «Лошадка»)
6. Собирала белочка прямо на дорожке крупные грибочки на высокой ножке. (упр. «Грибок»)
Логопед: Спасибо за зарядку! Прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад – садимся за руль машины и едем.
Под музыку «Бибика» дети имитируют движения – крутят руль – «подъезжают» и садятся на стулья.
4. Развитие целостного восприятия: картинка - путаница (яблоко, груша, лимон, рысь, лось, чайник) Дети садятся за столы. Логопед: Давайте посмотрим на эту путаницу. Вы узнали, что здесь нарисовано? Логопед: Назовите фрукты. (яблоко, груша, лимон). Как мы скажем – чайник – это что? (посуда). Каких животных вы видите? (рысь, лось)
5.Характеристика звуков [р], [л] по акустическим признакам, по артикуляции (профили звуков) Логопед: Какой первый звук в слове «лось»? Дети: звук [л]. Логопед: Дайте характеристику звуку, какой он: гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой? Дети: Это согласный, твердый, звонкий. Логопед: Как должен двигаться наш язычок при произнесении звука [л]? Дети: Язычок упирается за верхние зубы. Логопед: Какой первый звук в слове «рысь»? По такой схеме дети характеризуют звук [р]: согласный, твердый, при произнесении звука [р] язычок дрожит за верхними зубами.
6. Дифференциация звуков [р-л], определение позиции звука в слове. Игра «Зоопарк» Дети должны распределить животных (картинки) в два вольера «Л» и «Р», определять позицию звука [р] или [л] в словах: Л Р Лось, лама Рысь, росомаха Слон, волк, белка, Зебра, барсук, жираф, Осёл, шакал. Тигр, бобр.
7. Автоматизация звуков [р-л] в слогах, словах с использованием пружинок су-джок. Дети произносят чистоговорки, надевая на палец массажную пружинку су-джок.
Левая рука: Большой палец - ла-ла-ла, видели осла. Указательный палец - лу-лу-лу, подошли к ослу. Средний палец - лы-лы-лы, упрямы все ослы. Безымянный палец - ло-ло-ло, с ослом нам повезло. Мизинец – лы-лы-лы, нам понравились ослы. Правая рука: Большой палец - ра-ра-ра, видели бобра. Указательный палец - ру-ру-ру, подошли к бобру. Средний палец - ры-ры-ры, сильные бобры. Безымянный палец - ро-ро-ро, бобры делают добро. Мизинец – ры-ры-ры, нам понравились бобры.
8. Массаж ладоней шариком су-джок с произнесением текста. Логопед: Пальчики разработали, теперь очередь ладошек. К нам на ладошку прыгнула рыжая белочка. Дети выполняют упражнение, сопровождая словами: Белка, белка, рыжий бок, По деревьям скок, да скок Живой порхает огонек. (катают между ладонями) Прыгни на мою ладошку, Угощу тебя немножко. (сжать одной рукой) Прыгни ты еще разок - Хлеба дам тебе кусок. (сжать другой рукой)
Логопед: Молодцы! А теперь послушайте рассказ о нашей рыжей белочке.
9. Закрепление звуков [р-л] в связной речи. Пересказ рассказа «Рыженькая белка». Логопед читает рассказ, показывает картинки, дети слушают, отвечают на вопросы после чтения, пересказывают. У Лары жила рыженькая белка. Когда Лара садилась завтракать, рыженькая белка прыгала на стол и ела крошки. Лара давала рыженькой белке сахар и орехи, она грызла их или прятала под кровать. Лара очень любила ее. Один раз Лара играла с рыженькой белкой, а форточка была открыта. Проворный зверек прыгнул в форточку и скрылся. Целый вечер Лара искала рыженькую белку на улице и не нашла ее. Когда Лара уже ложилась спать и подняла одеяло, то там вдруг увидела: там спала рыженькая белка. Логопед: У кого жила рыженькая белочка? (У девочки Лары) Чем она питалась? (Лара кормила ее сахаром, орехами.) Что случилось с белкой? (Она выпрыгнула в открытую форточку и убежала) Как Лара нашла рыженькую белку? (Когда Лара ложилась спать и подняла одеяло, то увидела спящую белку)
Логопед: Молодцы! Сейчас мы подвигаемся под музыку.
10. Физминутка «У жирафа пятна…» - развитие общей координации движений под музыку (аудиозапись) На текст песни дети выполняют соответствующие движения.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде, (хлопают по телу) У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде, На лбу, ушах, на шее, на локтях, (хлопают по указанным частям тела) Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде, (щиплют тело) У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде, На лбу, ушах, на шее, на локтях, (щиплют указанные части тела) Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде, (поглаживают тело) У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде, На лбу, ушах, на шее, на локтях, (гладят указанные части тела) Есть на носах, на животах, коленях и носках.
Логопед: Молодцы, присаживайтесь. Будем отгадывать загадку.
11. Развитие навыка звукового анализа слов. Отгадать загадки, написать отгадки, составить схему слова. (индивидуальная работа) Логопед: Послушайте загадку: Африканская коняшка надела Полосатую рубашку. ЗЕБРА Дети записывают ответы самостоятельно, делают анализ слова, составляют схему слова.
12. Работа с деформированным предложением. Составление схемы предложения. (индивидуальная работа) Логопед: Послушайте предложения, всё ли в них верно? Орехи собирают белку. (Белка собирает орехи) У рога огромные лось. (У лося огромные рога) Трава щиплет лама. (Лама щиплет траву) Нора роет барсук. (Барсук роет нору)
Логопед: Давайте составим схему последнего предложения: Барсук роет нору. — — — . 13. Итог. Логопед: С какими звуками мы сегодня играли? Какие игры вам понравились? Какие задания вам показались трудными?
14. Оценка работы детей. Логопед: Вы хорошо играли, правильно выполняли задания: каждому подарок – раскраска животного. До свидания!
|