Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 54» Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной логопедической группе «В гостях у сказки» Воспитатель: Муравьева Наталья Всеволодна Псков 2013 год. Цель Развитие связности, содержательности и выразительности речи и речевого творчества. Тип Речевое развитие Вид занятие – игра
Скачать полный конспект
Задачи Оборудование Образовательные • Закрепить навыки пересказа с опорой на сигнальные карточки, отражающие последовательность событий • Расширить и уточнить словарь по теме «Дикие животные» • Упражнять в умении выделять характерные особенности объекта, правильно словесно их обозначать и находить похожие объекты • Упражнять в умении выдвигать предположения, формулировать выводы, развивать речь – объяснение, рассуждение Развивающие • развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие • стимулировать стремление к речевому творчеству Воспитательные • воспитывать самостоятельнсть и инициативность • воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки сотрудничества • воспитывать уважительное отношение к собеседнику
Демонстрационный материал • магнитная доска и мольберт • сигнальные карточки (схематические изображения)
Раздаточный материал • геометрические фигуры (опорные сигналы для создания плана пересказа) • предметные картинки • листы А4 с кляксами разной формы • карточки со словами • карточки с цифрами
Словарь Активный прилагательные рыжая, пушистая,высокий, крутые, точеные сущ. (названия животных) козел, волк, лиса, сурок, белка, кот,обезьяна Пассивный • крынка, млекопитающие
Научно – энциклопедическая подготовка С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка». Кринка – расширяющийся книзу удлиненный глиняный горшок для молока. Млекопитающие – класс высших позвоночных животных, выкармливающих своих детенышей молоком. Ход занятия Организационный момент Игра «Цепочка слов» Разминка «Зашифрованное название». Педагог: Ребята я вам принесла занимательные картинки. Хотите посмотреть! В начальных буквах зашифровано слово, давайте мы его прочитаем и узнаем, что это за слово. (Воспитатель нечаянно рассыпает картинки). Педагог: - Ой посмотрите все картинки перепутались, помогите мне, выложите цепочку из слов. Условие: каждое следующее слово должно начинаться с буквы, на которую оканчивается предыдущее. (Сок – коза – арбуз – замок – клубника – азбука ) Педагог: Прочитайте слово, которое получилось. «СКАЗКА». Педагог: Давйте заглянем в наш сундук сказок, нас наверное ждет встреча с интересной сказкой. Дети заглядывают в сундук, находят там книжку со сказкой. Педагог: Ребята нас опять приглашают в гости к сказке. Принимаем приглашение? Дети: «Да». Воспитатель: «Название у этой сказки странное…» Дети читают: « Хи… ко…». Воспитатель: «Наверное оно зашифровано – указаны только первые слоги, попробуйте его расшифровать». Дети: «Хитрый козел». Педагог: Теперь мы знаем какая сказка нас пригласила. Педагог: Рассаживайтесь поудобнее, отправляемся. Воспитатель: «Эта сказка нам знакома?» Дети: «Да, мы начинали ее читать». Воспитатель: «Давйте вспомнимо чем она». Воспитатель: «Жил у деда козел, У старого – седой. Он под печкой сидел, Пироги с капустой ел. Захотелось козлу во лесок погулять, Свою удаль показать.» Воспитатель: «Друзья, нас оказывается не просто пригласили в гости, нам приготовлены задания на смекалку и находчивость». «Выложи смысловую дорожку». Пересказ с опорой на «смысловую дорожку» Воспитатель: «Вот первое задание: «Выложите смысловую дорожку. Перескажите отрывок с ее помощью». Давайте поступим так, я буду рассказывать сказку, а вы вкладывать дорожку из геометрических фигур». Воспитатель: 1 строчка. Жил – был у одного хозяина козел. Хитрый козел. 2 строчка. Лоб высокий, рога крутые, копыта точеные, бородка белая, волнистая. Всем хорош козел, только невезучий. 3 строчка. Обгрызут зайцы яблоню в саду, хозяин козла без обеда оставит. Опрокинет кот крынку с молоком, тоже козлу достается. 4 строчка. Надоело козлу за чужие грехи отвечать, и решил он уйти. Взял сумку, положил в нее сухарик и ушел.
Воспитатель: «Вот какая дорожка получилась. А теперь пересказажите этот отрывок». 2-3 пересказа. «Подбери «родню» для белки» подбор объектов сходных по какому – нибудь признаку «Сочини загадку» Воспитатель: «Двигаемся дальше. Беритесь за руки. Идет козел лесом, полем, бредет горами и косогорами. Долго ли коротко ли шел. Вышел на лесную опушку. Видит белка сиди и плачет. Совсе одиноко ей».
Воспитатель: «А вот и второе задание для нас: помогите козлу подобрать «родню» для белки подбор животных сходных по какому – нибудь признаку с белкой». Дети называют: Пушистая как кот Рыжая как лиса Линяет как заяц Делает запасы как сурок Прыгае по деревьям как обезьяна У белки бельчата, а у волка волчата. Воспитатель: «Вот оказывается как много похожих на белку животных». Воспитатель: «Следующее задание: сочините загадку о белке». Дети : «Пушистая, но не кот, Рыжая, но не лиса, Линяет, но не заяц Запасы делает, на деревьях живет. Кто это?»
Игра «Хорощо - плохо» «На что похоже».
Гимнастика пальчиковая и дыхательная Воспитатель: «Обрадовалась белка, поблагодарила козла и подарила ему зеркальце. Взял козел зеркало, смотрит на него в раздумье : нужная это вещь или нет» Вот вам следующее задание: постарайтесь убедить козла в полезности зеркала. Дети выдвигают предположения. «Хорошо» Можно посмотреть на себе и привести сбя в порядок Если встретишь козу можно подарить ей зеркало Можно обменять его на что – нибудь Можно не поднимая головы рассмотреть небо, звезды Можно пускать солнечные зайчики Если посмотреть в зеркало можно увидеть кто идет сзади
«Плохо» Можно разбить и порезаться Воспитатель: «Решил козел, что нужная это вещь, будет он обращаться с ним аккуратно. Чтобы не разбить и не порезаться». Воспитатель: «Взял он зеркало и пошел дальше. А солнце к земле клониться, тени от трав такими огромными сделались, что козел стал о них спотыкаться. И что только козлу в эту сумрачную пору не привиделось».
Воспитатель: «Еще одно задание для нас. Посмотрите на эти карточки и скажите как вы думает, что напугало козла». детей. Ответы детей.
Воспитатель: «Козел был храбрый и не испугался. Долго ли, коротко ли шел козел, наступил вечер. Решил козел ночлег поискать. Видит, домик стоит. «Кто бы в домике не жил, а в путешественнику в ночлеге не откажет.» Открыл козел скрипучую дверь, да и обомлел….» Воспитатель: «Как вы думаете кого увидел козел в доме?» Предположения детей. Воспитатель: «Да. Сидит возле печки волк».
Жил был волк, Серый волк, Из ладошки делают голову волка Выл да выл серый волк Дни и ночи напролет Самон думал, что поет У-у-у Звукопроизношение вдох- выдох Песню пел одну и туже Нет ее на свете хуже Ухвачу –у-у-у-у! Укушу –у-у-у! Словопроизношение вдох-выдох Утащу –у-у-у! Удушу –у-у-у! и съем.
Воспитатель: «Увидел волк козла и рассмеялся. Как вы думаете почему волк рассмеялся?». Дети перечисляют: Обрадовался, что не будет ночью один в доме Что козел будет для него ужином Что козел будет сним жить Воспитатель: « Я только подумал чем бы мне поужинать, а ужин сам ко мне в дом явился. Тут – то козел хоть и тресясь от страха решил перехитрить и напугать волка волка». Воспитатель: «Помогите козлу, придумайте как ему напугать волка». Дети : Сказать, что за дверью стоит хозяин с ружьем Сказать, что козел худой пусть жирок нагуляет Кинуть волку сухарить пока он его будет грызть, убежать Воспитатель: « Молодцы. Послушайте , что придумал козел. Достал козел зеркало, смотрит в него, и так повернет и эдак.
-Что ты там рассматриваешь,- спрашивает волк. - Да вот перед смертью с отцом – батюшкой прощаюсь. - А ну покажи, что у тебя за родитель. Волк взял зеркало, посмотрел в него и увидел ……… Воспитатель: «Кого увидел волк?» Ответы детей. Воспитатель: «Никогда бы не подумал, что у волков могут быть такие дети. Чтоже ты мне раньше не сказал. Что ты мой родственник. А ведь я тебя мог съесть. Вот так и принял волк козла за брата. А козел рад – радешенек, что сам волк у него в родственниках.» Воспитатель: «Стали они жить поживать и добра наживать. Вот сказка и к концу подошла. Все задания мы выполнили, пора нам из гостей возвращаться.».
Итог. Воспитатель : «Вот и закончилась сказка. Ведь недаром говориться: «Не хвались, что силен, а хвались, что умен.» Воспитатель: «Козел оказался не просто хитрым, а еще каким?» Ответы детей. Воспитатель: «Никогда не опускай те руки, из любой самой тяжелой ситуации всегда можно найти выход.»
|