Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Речевые игры для усвоения детьми фонематических представлений
Логопедия
Автор: Полякова Людмила Ивановна   
28.05.2013 02:03

Речевые игры для усвоения детьми фонематических представленийДепартамент образования Администрации город Ноябрьск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
Муниципального образования город Ноябрьск

Систематизировала: Полякова Людмила Ивановна учитель-логопед, первая квалификационная категория

Игра "СЛЕДИ ЗА СЛОВОМ"

Цель: развивать слуховое внимание.
Наглядные пособия: картинки.
Ход  игры:    каждый ребенок получает по несколько картинок. Логопед читает текст, в котором звучат названия предметов, изображенных на картинках, розданных детям. Услышав название "своего" предмета, ребенок отдает картинку. Выигрывает тот, кто первым отдаст картинки и ни разу не ошибется.

Горошина, горошина,    какая ты хорошая!
Какая ты хорошая зеленая горошина!

Я по луже! Я по луже!
Я ищу где лужа  уже.
Я нашел где лужа  уже
И теперь лежу простужен.
Труба трубит, труба поет.
Идет по улице народ.
Сегодня праздник Октября!


Пятится рак, под корягою прячется.
Может, играть ему больше не хочется?
Пятится рак, зарывается в ил.
Рак, что ты пятишься, что натворил?

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
Солнышко, солнышко.
Погоди немножко.  
Солнышко, солнышко,
Не убегай.
Солнышко, солнышко,
Землю пригревай!
Взял Егор в углу топор.
С топором пошел во двор.
Стал чинить Егор забор.
Потерял Егор топор.
Вот и ищет до сих пор,
Поищи и ты топор!

Иголочка, иголочка, дружить с тобой не  просто!
Иголочка, иголочка, уж больно кончик острый!
Иголочка, иголочка, не коли мне пальчик!
Иголочка, иголочка, сшей мне сарафанчик!
Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка   мандаринку.
Съест Иринка  мандаринку -
Бросит корочки в корзинку!

Игра  "ДЕЖУРНЫЙ ЗВУК"

Цель: Развивать фонематические представления.
Ход игры: логопед произносит звук. Каждый должен придумать слово с этим звуком на первом месте. Кто задумался или повторился, тому очки не начисляются.
Примерные лексические темы: животные, птицы, растения.
Образец:
Л — лось, лама                            Р — роза, ромашка
ЛЬ — лев, леопард                     РЬ — редис, репа, ревень
С—сова, соловей, сыч.


Игра «ПОКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

Цель: развивать фонематическое восприятие и представления.
Ход игры: дети должны движением руки определить различие звуков и сами звуки.
«Листики дрожат — листики не дрожат». (Звонкие - глухие согласные). Дети ставят локти на стол. При произнесении звуков, слогов, слов, содержащих звонкие согласные, пальцы рук напрягаются и шевелятся – «листики дрожат». При произнесении глухих - кисти  «висят»  расслаблено – «листики не дрожат».
«Качели». (Свистящие — шипящие согласные). При произнесении звуков, слогов, слов со свистящими согласными рука делает движение вниз, иллюстрируя направление движения языка. При произнесении шипящих рука делает движение вверх.
«Челюсть и язык». (Свистящие — шипящие согласные). Левая рука - нижняя «челюсть» - повернута ладонью вверх, пальцы немного загнуты вверх – «зубы». При произнесении звуков, слогов, слов со свистящими согласными, правая ладонь – «язык» - упирается в левую ладонь – «нижние зубы». При произнесении шипящих правая ладонь – «язык», повернутая тыльной стороной вниз, - образует «чашечку» над левой ладонью – «нижней челюстью».

Игра "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"

Цель: развивать фонематические представления, анализ.
Наглядные пособия: звуковая линейка
Ход игры:  предлагается начало слова; дети должны договорить, показать на звуковой линейке, сколько в этом слове звуков.
Примерные лексические темы: мебель, транспорт, фрукты, цветы.
Образец.                  
Л — сто-Л, сту-Л, шкаф-пена-Л
С — автобу-С, троллейбу-С
С — коко-С, абрико-С

Игра «СОСТАВЬ СХЕМУ»

Цель: Развивать простые и сложные формы фонематического анализа.
Наглядные пособия: карточки, на каждой из которых наклеены по три картинки. В названиях, изображенных на них предметов, заданный звук находится начале, середине и конце слова.
Ход игры: получив карту, каждый составляет схемы слов. Выигрывает тот, кто быстрее составит схему и определит место и позицию звука.
Примерные лексические темы: мебель, части дома, цветы, овощи.
Образец:
Л — лампа, кресло, стол.              Т — тыква, петрушка, салат.
Л — лоджия, потолок, пол.          С — сирень, астра, нарцисс.
П — помидор, репа, укроп.          С — салат, чеснок, редис.


Игра  «НЕ ТОРОПИСЬ. ПОДУМАЙ»

Цепь: развивать фонематические представления, простые формы анализа.
Ход игры: Незнайка написал Знайке письмо в стихах, но сделал ошибки. Надо их исправить.
1  вариант. Незнайка кое-что пропустил в словах, которые написал. Какие звуки он пропустил? Где в словах пропущены эти звуки? Придумай слово, начинающееся на угаданный тобой звук. Придумай слово, начинающиеся на последний звук, придуманного тобой слова
Маша кукле шар (ШАРФ) вязала. Ей Наташа помогала.
Серый вол (ВОЛК) голодный злой ходит по лесу зимой.

2  вариант. Необходимо добавить пропущенные Незнайкой звуки. Какие слова получатся? Где в слове стоит пропущенный звук?
Своей младшей дочке Тосе заплетает мама осы (КОСЫ).
Землю роет старый кот (КРОТ). Под землею он живет.
В зоопарке живет сон (СЛОН). Словно дом огромен он.
Написал письмо я Знайке, но забыл приклеить арки (МАРКИ).
Подарили нам игрушки: целый день стреляют ушки (ПУШКИ).
Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче лапу (ЛАМПУ).
Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие кошки (КРОШКИ).

3 вариант. А теперь наоборот. Найди лишний звук в слове. Где он стоит?
Говорит Володя Коле: «Стройку (ТРОЙКУ) получил я в школе».
В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки (КОШКИ).
Вадик спит и видит слон (СОН), что летит в ракете он.


Игра "ЦИФРОВОЙ РЯД"

Цель:      развивать      сложные      формы      фонематического      анализа (количественный, порядковый).
Наглядные пособия: карточки с цифрами 1,2, 3,4,5,6.
Ход игры: услышав слово, дети, последовательно произнося все звуки, ведут палец от цифры к цифре, соответствующей порядковому номеру звука в слове. Цифру, которая обозначает последний звук, выдвигают из ряда и говорят: "В этом слове второй (4-й, 6-й) звук такой-то."
Образец:
по — пол — полк — полка — Полкан;
но — нос — носи — носик — носики;
да — дам — дама — даман — даманы.

Игра "ОТ СЛОВА К СЛОВУ"

Цель:    развивать     фонематические     представления,     простые     формы фонематического анализа, слоговый анализ.
1 вариант.
Ход игры: какое получится слово, если к нему добавить один звук (в начале или в конце).
Друг приехал из Полтавы. Он привез письмо от  ... лавы (СЛАВЫ, КЛАВЫ)
Мы от страха все притихли. На арену вышли ... игры (ТИГРЫ).
Долго пол... (ПОЛК) маршировал. И трубач в трубу играл.
Любим мы на бок... (БОКС) ходить. Боксеру нужно смелым быть.
2  вариант.
Ход игры: найдите слова, отличающиеся одним звуком. Где стоит звук отличающий эти слова?
К в карман к монтеру — прыг!
А в кармане РОЛИКИ.
Из кармана в тот же миг
Выскочили   КРОЛИКИ    Вот так чудо из чудес:
Встретил ПУТНИК как-то С.
И в космической дали
Полетел вокруг земли.   
(СПУТНИК).

Как-то Д на дне пруда
Увидали РАКИ. 
С той поры у них беда —
То и дело ДРАКИ.

3 вариант.     Раз звук Ч воскликнул:"Ба!"
Здравствуй, медная ТРУБА!
Знать не весело одной?
Будет весело со мной!"
(ТРУБАЧ)
Ход  игры:  найди цепочку преобразованных слов. Какими звуками они отличаются? Где стоят отличающие эти слова?
МЫШКА В НОРКЕ
Мышка в норке росла,
Мышка грызла корки,
Только грызла тоска
Мышку в этой норке!
И решила от тоски:
«Я меняю Ы на И!»
Какое получилось слово?

МИШКА в норке живет.
Мишка лапу сосет,
Косолапый тужит:
«Очень скудный ужин!
Какое теперь получилось слово?
В этой норке тесно,
Жить неинтересно,
Как-то сыро и темно!
Я меняю И на О!»

МОШКА в норке живет,
Мошка крошку сосет:
«Неуютно дома!
Целые хоромы!
От кровати до ворот
Очень длинный перелет!
МЫШКА в норке сидит.
У нее довольный вид.

Это не годится —
Я ведь вам не птица!
Нет ни в чем моей вины!
Я меняю О  на Ы!»
Какое слово образовалось?
Игра "ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ"

Цель: Развивать фонематические представления.
Ход игры: Каждый участник получает цветной карандаш и придумывает пять слов с тем звуком, на который начинается название цвета, или на звук, который, обозначается данным цветом (синий — твердые согласные, зеленый — мягкие  согласные, красный — гласные).


Игра "КУБИКИ"

Цель: Развивать фонематические представления.
Наглядные пособия: кубик с оппозиционными буквами и кубик с гласными.
Ход игры: Дети по очереди бросают кубики, составляют слоги, из них слова, анализируют полученные слова.

Игра "КУБИК"

Цель:           развивать      сложные      формы      фонематического   анализа (количественный, порядковый).
Наглядные пособия: кубик, на гранях которого разное количество точек.
Ход игры: логопед бросает кубик, и дети придумывают слова с заданным звуком на месте, соответствующем количеству точек верхней грани.

Игра «КАКОЙ ЗВУК ПОТЕРЯЛСЯ?»

Цель: Развивать фонематические представления.
Ход игры: логопед читает стихотворение, пропуская звук в каком-либо слове. Затем спрашивает: "В каком слове не хватает звука?"
Усложнение: звук отсутствует в двух или более словах, а также дети сами пропускают его при чтении стихотворения.
Для звука Л    (загадки):
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Я6...оки румяные выросли зимой.
Я6..оки по яблоне весело снуют.
Гусениц мороженых яб...оки клюют.
(СНЕГИРИ)

Золотая го ... ова велика, тяжела.
Золотая го ... ова отдохнуть прилегла.
Го ... ова велика, только шея тонка.
(ТЫКВА)

Для звука Ш:
Зайчи... ка-труси... ка
Жил в чаще лесной.
Зайчи... ка-труси...ка
Дрожал под сосной.
Под липой, под елкой
От страха дрожал,
От серого волка
Едва убежал.    А нынче зайчи...ка
Уже не труси...ка.
Артистом работает
В цирке зайчи...ка.
Вот марш раздается
Дивятся кругом:
Зайчи...ка несется
На волке верхом!

Дли звука 3.   (потешка):
...аяц белый, ...аяц белый.
Ты куда за лыком бегал?
...аяц белый отвечал: —
Я не бегал, а скакал!


Игра "МОЯ БУКВА"

Цель: развивать фонематические представления, анализ.
Наглядные пособия: разрезная азбука.
Ход игры: каждый ребенок получает карточку с буквой. Логопед читает текст, каждый должен запомнить два-три слова, в которых он напишет свою букву.
Для звуков П-Б:
В булочной v нас БАРАНКИ,
БУЛКИ, БУБЛИКИ, БУХАНКИ,
ПИРОЖКИ, БАТОНЫ, ПЛЮШКИ,
И ПЛЕТЕНКИ, И ПАМПУШКИ,
КУРАБЬЕ, БИСКВИТ, ПЕЧЕНЬЕ,
БУТЕРБРОДЫ, чай с вареньем,    Много ПРЯНИКОВ, конфет,
ПАСТИЛА есть и ЩЕРБЕТ,
И ПИРОГ с начинкой сладкой,
И ПОЛЕНО, И ПОМАДКА.
Называйте не стесняйтесь,
Заходите, угощайтесь!
Для звуков Т-Д:
Звуки в слове исчезают,
Снова появляются.
Звуки слово изменяют,
Сами изменяются.
В слове ДОЧКА — Д пропала,
Т на это место встала.
Было ДОЧКА, стало ТОЧКА,
Так слова менялись: НОЧКА-
БОЧКА - ПОЧКА - ТОЧКА - ТАЧКА –
ТУЧКА - КУЧКА - КАЧКА - ДАЧКА.
Для звуков К - Г:
В КОРОБКЕ — ГВОЗДИ.
В КОРЗИНКЕ — ГРОЗДИ
В КУЗОВЕ — ГРУЗЫ.
В ЛУКОШКЕ — ГРУЗДИ.
Для звуков Ш- Ж: (скороговорка):
Вот и НОЖКИ, вот и УШКИ,
Моет ЖЕНЮ ЖАРКИЙ ДУШИК.
Ноги, ШЕЙКА И ЖИВОТ —

ДУШ все-все водой польет,
Мойся, ШЕЯ, мойтесь, УШИ,
Как ЖЕ ХОРОШО под ДУШЕМ!
Для звуков С - Ш:
ПШЕННАЯ КАША в ЛОЖКЕ.
ЛОЖКА — в ШИРОКОЙ ПЛОШКЕ,
На ПЛОШКЕ — ПЛОСКАЯ КРЫШКА,
На КРЫШКЕ — голодная МЫШКА.
ПУШИСТАЯ СЕРАЯ КОШКА
СЛЕДИТ за МЫШКОЙ с ОКОШКА.
Ждет: вот ШМЫГНЕТ под КРЫШКУ
И КАШКОЙ займется МЫШКА.
С ЛОЖКИ ПШЕННУЮ КАШКУ
СЛИЖЕТ МЫШКА - БЕДНЯЖКА.
Звякнет ПУСТАЯ ЛОЖКА
И МЫШКОЙ займется КОШКА!


Для звуков С - 3:
Тихо все. На ветке
ЗАМЕР каждый ЛИСТ.
ИЗ КУСТОВ НЕСЕТСЯ
СОЛОВЬИНЫЙ СВИСТ.
Потемнело небо
Там в дали ЛЕСНОЙ
ЗАКАТИЛОСЬ СОЛНЦЕ
И НАСТАЛ покой.

Для звуков Ч - Щ:
Живет в ПЕЩЕРЕ ЧУДОВИЩЕ,                           
Хранит в ЛАПИЩАХ СОКРОВИЩЕ.
У ЧУДОВИЩА — длинный ХВОСТИЩЕ,
Крепки у него ЛАПИЩИ,
Остры v него ЗУБИЩИ,
ЧЕРНЫ у него ГЛАЗИЩИ,
БЛЕСТЯЩИ его УСИЩИ!
Да ты не бойся, малышка!
ЧУДОВИЩЕ это — мышка
ПЕЩЕРА — мышкина норка,
А СОКРОВИЩЕ — хлебная корка!
Для звуков 3 – Ж  (считалка):
Мы со звуком 3 играем,
Слово к слову подбираем:
ЗАЛ. ЗАБОР, ЗАМОК, ЖЕТОН...
Выходи из круга вон!
Мы со звуком Ж играем
Слово к слову подбираем:
ЖАБА, ЖУК, ЖИРАФ, БИЗОН...
Выходи из круга вон!


Игра "ПАЛ ПАЛЫЧ..."

Цель:  Развивать фонематические представления.
Ход игры: ведущий называет звук. Дети должны придумать предложения, все слова которых начинаются с этого звука
На звук П:
Парфенов Пал Палыч пошел погулять.
Поймал попугая, понес продавать.
Просил полтину, получил половину.

На звук М:
Мама Милу мыла мылом.
Мила мыло не любила.
Но не ныла Мила. Мила— молодчина.

На звук С:
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать умеет он.

На звук К:
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!


Игра «ПРОПУЩЕННАЯ БУКВА»

Цель: развивать фонематические представления.
Ход игры: детям предлагается хорошо знакомый текст. Его можно еще раз прочитать, затем каждый должен воспроизвести содержание текста, пропуская в словах определенный звук, например Ш. За каждую ошибку насчитывается штрафное очко. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных очков. Мы предлагаем для этой игры цикл стихотворений А.Барто «Игрушки». Эти стихи хорошо знакомы детям и любимы ими.

Для звука Ш:
МИ...КА
Уронили ми...ку на пол
Оторвали ми..ке лапу..
Все равно его не бро...у —
потому ...то он хоро...ий!
Для звука Ч:
БЫ...ОК
Идет бы... о к, ка..ается.
Вздыхает на ходу: —
Ох, доска кон..ается,
Сей...ас я упаду!

Для звука Л:
С..ОН
Спать пора! Усну... бычок,
Лег в коробку на бочок,
Сонный мишка лег в кровать,
Только с...он не хочет спать!
Го...овой кивает с...он,
Он с.онихе шлет пок...он!
Для звука С:
ЗАЙКА
Зайку бросила хозяйка —
Под дождем о...тался зайка!
...о ...камейки ...лесть не ...мог,
Весь до ниточки промок!


Для звука 3:
ГРУ...ОВИК
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык
Опрокинул гру...овик!

Для звука Ч:
МЯ...ИК
Наша Таня громко пла...ет:
Уронила в ре...ку мя...ик, —
Тише Тане...ка, не пла...ь:
Не утонет в ре...ке мя...!

Для звука Р:
КО...АБЛИК
Мат...осская шапка,
Веревка в ...уке,
Тяну я ко...аблик
По быст...ой реке.

И скачут лягушки
За мной по пятам
И п...осят меня: —
П...окати, капитан!


Игра "СКЛАДНО — НЕСКЛАДНО"

Цель: развивать слуховое внимание, фонематический анализ.
Ход    игры:    необходимо   определить,    какое   слово    не    подходит в стихотворении по смыслу. Какое слово должно стоять вместо него? Какими  звуками отличаются эти слова? Где стоят звуки, отличающие эти слова?
"Он", — кричат вокруг хозяйки, в огород забрались майки (ЗАЙКИ).
Доски на гору везем. Будем строить новый ком (ДОМ).
Из-за гор, издалека течет бурная щека (РЕКА).
Мишка плачет и ревет. Просит пчел, чтоб дали лед (МЕД).
Писем мы не написали — тучку (РУЧКУ) целый день искали.
Любопытные мартышки собирают с елок фишки (НШ1ШШ).
Здесь хорошее местечко — протекает мимо печка (РЕЧКА).
Слезы льются у Оксанки: у нее сломались банки (САНКИ).
Стужа. Снег. Метут метели. Темной ночью бродят двери (ЗВЕРИ).
Вылетел из леса лук (ЖУК) и залез под толстый сук.
Жил в лесу один чудак. Разводил в лесу он лак (МАК).
Мышка спряталась под горку и грызет тихонько норку (КОРКУ).
Утром кости (ГОСТИ) к нам пришли. Всем подарки принесли.
Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли шапки (ЛАПКИ).
Под водою рак живет. В поле красный лак (МАК) растет.
Куклу выронив из рук,                             Говорит один рыбак
Маша мчится к маме:                               В речке выловил башмак,
"Там ползет зеленый лук (ЖУК)             Но зато ему потом
С длинными усами!"                                На крючок попался дом (СОМ)
На виду у детворы
Крысу (КРЫШУ) красят маляры.
Посмотрите-ка, ребятки.
Раки (МАКИ) выросли на грядке!
Врач напомнил дяде Мите:
"Не забудьте об одном —
Обязательно примите 10 цапель (КАПЕЛЬ) перед сном"
Закричал охотннк:"Ой!
Двери (ЗВЕРИ) гонятся за мной!"


Игра «НАЗОВИ СЛОВО С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗВУКОМ»

Цель: развивать фонематические представления.
Ход игры: играют две команды. Называются два противоположных звука Команды парируют слова противника. Рекомендуются названия команд: «Спартак», «Победа», «Смена» — для детей, придумывающих слова с глухими согласными звуками;
«Зенит», «Дружба», «Заря» — для детей, придумывающих слова со  звонкими согласными звуками;
«Синие» и «Зеленые» — для детей, придумывающих слова с мягкими ("Зеленые")
и твердыми ("Синие") согласными звуками.


ИГРЫ НА ОППОЗИЦИОННЫЕ ЗВУКИ

Цель: Развивать фонематические представления.

На звуки  С — Ш:     «СВИСТИТ — ШИПИТ».
Ход игры: логопед показывает и называет картинки. Дети произносят тот  звук, с  которым  ассоциируется данный  предмет,  изображенный  на картинке Свисток — С-С-С,   гусь — Ш-Ш-Ш, вода льется — С-С-С,   насос — Ш-Ш-Ш, лопнула шина — Ш-Ш-Ш.

На звуки Ш — Ж:
1 вариант: «ПРОГУЛКА В ЛЕС».
Ход игры: дети садятся на стулья (стулья — лес). Ветер закачал верхушки деревьев: Ш-Ш-Ш. Жуки жужжат: Ж-Ж-Ж и т.д.

2 вариант: «ЖАДНЫЙ КОТ».
Ход игры: «Я ужасно жадный кот. Я мышей ловлю — и в рот!». Мыши (убегают от кота): «Тише! Тише! Кот все ближе!»  Тот, кого поймает кот, говорит: «Мыши, тише». Кот при этом говорит: «Жадный кот все ближе!»

На звуки 3 —Ж:     «ПЧЕЛЫ И КОМАРЫ».
Ход игры: "пчелы" и "комары" летают. Комары: 3-3-3, пчелы: Ж-Ж-Ж.

На звуки Р - Л:     "САМОЛЕТ И ГРУЗОВИК".
Ход игры: речь с движением.

На большой цветной ковер села эскадрилья.
То раскроет, то закроет расписные крылья. (Присев — руки то в стороны то вниз.)

Мы летаем высоко (потянуться).
Мы летаем низко. (присесть).
Мы летаем далеко ("летят " в стороны).
Мы летаем близко (возвращаются назад).
Выполнить действия, которые названы в следующем стихотворении:
ЗАВОДИЛ шофер мотор,
НАЖИМАЛ он стартер.
Крепко руль в руках ДЕРЖАЛ.
Грузовик и ПОБЕЖАЛ.


Игра «НАЗОВИ СЛОВО С ДРУГИМ ЗВУКОМ»

Цель: развивать фонематические представления.
Ход   игры:     на предложенное  слово дети должны ответить слогом с оппозиционным звуком.
С - З
Суп — зуб
Соя – Зоя
Росы – розы
Коса – коза
Лиса – Лиза
Сахар – Захар
Басы – базы
Сима – зима
Сверь – зверь
Смей – змей
Собор – забор
Сало – залы
Сайка - зайка         Ш-Ж
Шар-жар
Шить – жить
Шаль – жаль
Шила – жила
Шест – жест
Шарить – жарить
Шалость – жалость
Широк – жирок
Шутка – жутко
Саша – сажа
Тушить – тужить
Крушить -  кружить
Машет- мажет
С- Ш
Сок – шок
Скот -  шкот
Стиль – штиль
Вас – ваш
Сайка – шайка
Сутки – шутки
Скала – шкала
Стопор – штопор
Споры – шторы
Стык – штык
Срам – шрам
Нас – наш
З-Ж
Зал – жал
Луза – лужа
Залей – жалей
Везу – вяжу
Грызу – грожу
Козы -  кожи
Разок – рожок
Зевать – жевать
Лоза-ложа
Узы – ужи
Называть- наживать           Ч-Щ
Плач – Плащ
Челка – щелка
Четки- щетки
Помочь – помощь
Печать – пищать
Горячий – горящий
Чадить – щадить
Лечи – лещи
Точу  - тащу
Мочу – мощу
Лучи - лущи
К – Г
Кусты – густы
Калина – Галина
Кости – гости
Клаша – Глаша
Корка  - горка
Колос – голос
Икра - игра
Т-Д    
Таня — Даня.
Тоня — доня.
Моты — моды
Точка — дочка.
Тачка — дачка 
Тут — дут                                           Толя — доля
Роты — роды.
Трель — дрель
Тоги — доги
Тон — дон
Туш — душ    Творец — дворец
Тол — дол.
Ток — док.
Там — дам.
Тот — дот.
Тал — дал

Твердые и мягкие согласные

Дары — дари.
Сады — сади.
Шипы — шипи.
Круты — крути.
Цветы — цвети.
Плоды — плоди.
Пусты — пусти.
Возы — вози.
Носы — носи.

П-Б   
Пас — бас.
Пух — бух.
Пар - бар.
Пот — бот.
Паня — баня.
Парка — барка.
Помпа— бомба    Пыль — быль.
Поль - боль.
Почка— бочка.
Пока— бока.
Порт — борт.
Панки — банки.
Палочка - бабочка.

Пулька - Булька
Плеск - Блеск
Плошки - Блошки.
Ропот- Робот
Запор – забор
Правый – Бравый
Палка – Балка

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.    Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2.    Александрова Т.В. «Живые звуки, или фонетика для дошкольников» – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3.    Алтухова Н.Г. «Научитесь слышать звуки», –С.П., 2006г.
4.    Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, «По дороге к азбуке» – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
5.    Комратова Н.Г. «Учимся говорить правильно» – М.: ТЦ Сфера, 2004.
6.    Ковшикова В.А. «Исправление нарушений различения звуков» – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
7.    Колесникова Е. В. «От слова к звуку» – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.
8.    Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия»
9.    Хоркунова Н.В., Кудашов «Развитие фонематического слуха».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год