Юсупова Альбина Диляверовна Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад комбинированного вида №175» г.Краснодар
Актуальность темы исследования. В условиях современной действительности профессиональная роль учителя-логопеда весьма велика. Это обосновано тем, что заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее многочисленной является группа детей с нарушениями речи различного этио- и патогенеза (Н.С. Жукова, Т.А. Басилова, Л.П. Григорьева, Л.С. Волкова, Е.Л. Гончарова).
Речевые нарушения препятствуют формированию у детей полноценных навыков чтения и письма, блокируют успешность освоения школьной программы. Кроме того, они являются предпосылкой нарушения умений полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют развитию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности (Т.С. Овчинникова, Л Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева). Эффективность коррекционной работы напрямую зависит от качества профессиональной деятельности специалистов дефектологов, в частности, учителей-логопедов, что предъявляет высокие требования к их подготовке в вузе, а также педагогов, которые тесно работают с детьми (воспитатели коррекционных групп). Специалист, работая с проблемными детьми, должен обладать множеством специальных качеств. Одним из главных профессиональных факторов качественной деятельности учителя-логопеда, так и у воспитателей коррекционных групп, является речь. Данный психический процесс является основным источником, из которого воспитанники получают образец родного языка, культуры речи. Специфические условия и задачи профессиональной деятельности учителя-логопеда, воспитателей коррекционных групп, обуславливают наличие определенных требований к уровню профессиональной компетентности данных специалистов, к его теоретической подготовке, набору знаний, умений и навыков и собственно к их личности. Это говорит о том, что специалистам необходимо иметь высокий уровень развития психофизических показателей, которые могут повлиять на уровень становления профессионально важных специальных особенностей, которые, в свою очередь, делают доступным успешное обучение в вузе соответствующего профиля и работы в коррекционной группе. На сегодняшний день специалисты, коррекционных групп не обладают соответствующими речевыми и психофизическими навыками, которые способствуют адекватной и профессиональной подготовки детей. Таким образом, целью моего опыта является определение влияние качественных показателей психофизического развития специалистов коррекционных групп на формирование компонентов их речевой функции. В опыте решались следующие задачи: 1) создать «профессиограмму» речи учителя-логопеда (представленная в ней структура качественных характеристик речи учителя-логопеда позволит объективно и целенаправленно осуществлять планирование процесса их формирования); 2) на основе теоретического анализа проблемы изучить психофизические показатели личности и их влияние на профессиональную деятельность; 3) подобрать диагностические методики для исследования определенных в теоретической части исследования психофизических показателей; 4) практически изучить речевые особенности и психофизические показатели личности; 5) сформировать уровни взаимосвязи развития профессионально значимых характеристик речи и психофизических показателей личности участников эксперимента (создать модели); 6) разработать и реализовать тренинговые мероприятия для определения динамики влияния психофизических показателей личности на профессионально значимые характеристики речи участников эксперимента. Для решения поставленных задач использовались методы: - анализ научно-методической литературы; - метод эксперимента (констатирующий и формирующий), включающий совокупность приемов наблюдения; - тестирование, анкетирование; - моделирование тренинговых мероприятий; - качественный и количественный анализ результатов исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования. В теоретической части исследования охарактеризованы психофизиологические показатели развития личности (мотивационная сфера, профессиональные мотивы, креативность, индивидуальные особенности воображения, темперамент, работоспособность, интеллект). Рассмотренные показатели психофизического развития личности можно считать базовыми для развития психических функций, что позволило их обозначить как прогностические показатели развития. Выявленные прогностические показатели являются ядром личности, они влияют на уровень развития профессиональных качеств, следовательно, и на уровень речевой функции. Сделана попытка обосновать взаимосвязь отдельных компонентов исследования: речевого и психофизического развития, составлена таблица взаимодействия. Также были выделены и описаны модели взаимосвязи речевого развития и развития прогностических показателей. Разработан комплекс методик для обследования профессиональных речевых компонентов. Подобран комплекс методик для исследования прогностических показателей личности. Также нами был разработан и апробирован цикл тренинговых мероприятий для развития профессионально значимых качеств речи педагогов. С помощью чего мы смогли обосновать взаимосвязь отдельных компонентов речевого и психофизического развития личности педагогов. 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
1.1. Речь как психический познавательный процесс: виды, функции, качественные особенности Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека (Л.С. Выготский). Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Воздействие речи на другие высшие психические процессы не менее значимо и проявляется многогранно как фактор, организующий структуру восприятия, формирующий архитектонику памяти и определяющий избирательность внимания. Таким образом, речь является первоосновой развития всех психических функций. Речь является главным профессиональным фактором деятельности учителя-логопеда. Для её качественной организации должны быть сформированы функции речи и ряд качественных особенностей. В современной лингвистике выделяются следующие характеристики профессиональной речи логопеда (Л.С. Бейлинсон): 1) социолингвистические (определяют типы, условия и цели речевого общения); 2) прагмалингвистические характеристики профессиональной речи (способы организации речевого общения); 3) невербальные средства общения. С помощью невербальных средств передается информация о намерениях, эмоциональных состояниях участников общения, их отношении друг к другу, к передаваемой информации и к происходящему. Следовательно, данные характеристики речи усиливают действенность социолингвистических и прагмалингвистических характеристик. 4) структурно-семантические (языковые средства, используемые в общении); 1. Фонетические характеристики речи логопеда. Сводятся к следующим признакам: – отчетливость артикуляции; – специальная артикуляция (утрированность произнесения звуков при их автоматизации); – темп речи; – эхолаличность речи; – модулированная громкость речи; – голосовые проявления; – особая интонационная оформленность высказываний. 2. Лексико-фразеологические характеристики. В профессиональной речи учителя-логопеда должны присутствовать следующие особенности: употребление терминов, специфическая лексика, используемая при общении с дошкольниками и младшими школьниками, автологическое использование лексики, клишированные профессиональные выражения, функционально сближающиеся с терминами. 3. Текстуально-грамматические характеристики (грамматические параметры устного профессионального общения). Речь должна быть правильно оформлена грамматически, связной, логопед должен устранять в речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно употреблять ударения. Все перечисленные характеристики определяют качество речевого взаимодействия учителя-логопеда с коммуникантами. Для достижения ощутимого эффекта в коррекционной работе особенно важным является сформированность в речи специалиста структурно-семантических компонентов речи.
|