Цели: Дальнейшее развитие интереса к сказкам и к чтению; совершенствование умения выразительно читать стихи, вести диалог; совершенствование грамматического строя речи, умения контролировать произносительные навыки в самостоятельной речи; развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков, просодической стороны речи, творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики; воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению; создать праздничную атмосферу; вызвать чувство удовлетворения от полученных знаний, желание учиться. Ход занятия 1. Организационный момент. Дети входят под музыку «Улыбка» и рассаживаются за три стола. — Ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите, как от наших улыбок стало светлее. Дорогие ребята! Вот вы уже и выросли. Настала пора идти в школу. Целых два года вы трудились: учились правильно произносить звуки, грамотно строить предложения, составлять интересные рассказы, и я знаю, что вы готовы пойти в школу и учиться на «4» и «5». Вы научились читать, думать, находить правильные ответы на трудные вопросы.
Сегодня у нас интересное и необычное занятие, на котором вам пригодятся ваши знания и умения. 2. Введение в тему — Отгадайте загадку: Буквы- значки, как бойцы на парад в чётком равнении построились в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется всё (алфавит). — Сколько букв в русском алфавите? (Тридцать три) — Сели на странички Тридцать три сестрички, Ждут, когда их прочитают, Нас всех в сказки приглашают. — Ребята, вы любите сказки? Сказки приходят к нам ещё в раннем детстве. —Кто придумывает, сочиняет сказки? — Какие бывают сказки? (Авторские и народные) —Кто является героями сказок? (Люди, звери, птицы, предметы, явления природы). — Что бывает в сказках? (Чудеса, чудесные превращения, волшебство). —Какие пословицы о сказках вы знаете? (Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок». «Сказка для доброго дня закваска»). 3 Игра «КВН» Звучит музыка «В гостях у сказки». — Сейчас мы поиграем в интересную игру «КВН». Узнаем, какая команда самая дружная, самая находчивая, сообразительная. Для этого выберем жюри, которое будет оценивать конкурсы. (Выбирается жюри из родителей). Определение названия команд. Команды выбирают иллюстрацию к сказке, читают название, тем самым определяется название команд: « Крепкие репки», «Румяные колобки», «Золотые рыбки»). — Сказок у нас большой запас! Для кого они? — (Для нас!) — И так, начинаем! Первый конкурс «Отгадай и назови сказку» (3 балла). -— Сказки просят: «А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!» (Короб с загадками и иллюстрациями к сказкам). 1.Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. (Русская народная сказка «По щучьему велению»). 2.Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом, Кем же были эти Маленькие дети? (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»). 3. Эта девочка-малышка В белой лилии спала. Её ночью злая жаба К себе в болото унесла. ( Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»). 4. Скажи ты нашей тётке, Мы круглые сиротки, Изба у нас без крыши, А пол прогрызли мыши. (С. Я.Маршак « Кошкин дом»). 5. В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Ш. Перро « Красная Шапочка»). 6. Мы себе построим дом, Будем жить славно в нём! Не боимся волка мы Мы втроём и мы сильны! (английская народная сказка « Три поросёнка»). 7. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой, Извести её хотят, Перенять гонца велят. (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»). 8. Поперёк моря-окияна лежит Чудо-юдо рыба-кит Все бока его изрыты, Частоколы в рёбра врыты, На хвосте сыр-бор шумит, На спине село стоит. (П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»). 9. Но однажды корнеплод Все тянули — градом пот. Мышь мала, но всё ж она Вырвать овощ помогла. (Русская народная сказка «Репка»). Второй конкурс «Назови героя сказки» (3 балла). — Думай, смекай, на вопрос быстро отвечай! — Кто из героев сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок). — Назовите героиню сказки, которая выросла на огороде? (Репка). — Какой герой очень любил обувь и его за это прозвали? (Кот в сапогах). — Какая героиня сказки получила своё имя благодаря головному убору? ( Красная Шапочка). — Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек? ( Волк). — Кто жил в Африке и пугал маленьких детей? ( Бармалей). — Назовите имя трудолюбивой девочки, которой помогла добрая фея? ( Золушка). — Кто та маленькая девочка, которую из беды выручила ласточка? ( Дюймовочка). — Какой герой сказки лечит детей, лечит птичек и зверей? (Айболит). — Назовите имя девочки, которая хитростью заставила медведя отнести её из леса домой? ( Маша). — От кого в сказке убежала вся посуда? (от Федоры). — Кто родился в Италии? Он не просто мальчик-лук, а надёжный, верный друг (Чиполлино). — Кто мальчишку с длинным носом из полена смастерил? (папа Карло). — Как зовут друга Малыша, который живёт на крыше?( Карлсон). Третий конкурс «Домашнее задание « Загадай загадку».(5 баллов). (Выходит один из участников команды, перечисляет персонажи сказки — команды по очереди отгадывают и называют сказку.) 1. Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»). 2. Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз (« Морозко».) 3. Отец, мачеха, фея, принц («Золушка»). 4. Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»). 5. Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). 6. Медведь, мужик, урожай («Вершки- корешки»). 7. Кум Тыква, сеньор Помидор, мальчик-луковка (« Приключение Чиполлино»). 8. Море, невод,корыто, старик, старуха(«Сказка о рыбаке и рыбке»). 9. Мальвина, Пьеро, Артемон, Карабас Барабас («Золотой ключик или приключения Буратино»). Четвёртый конкурс «Путаница» (3 балла). — Чебурашка и крокодил Гена любят читать сказки, но проказница Шапокляк перепутала всех сказочных героев в их любимой книжке. — Ребята, помогите, расставьте всех на свои места. — Коли есть печка, не нужен и диван, Щукой командует в сказке Иван (не Иван,а Емеля). — Дёрнуть за верёвочку Такой для входа код. Съел бабушку и внучку Голодный, серый кот (не кот,а волк). — Женат на лягушке уже он неделю, Старшие братья жалеют Емелю (не Емелю, а Ивана). — Найти жену помог клубок, Был счастлив очень Колобок (не Колобок, а Иван-царевич). — Волка не пускают, Волка братья злят. Крепкий дом построен У троих козлят (не козлят, а поросят). — А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Те орешки – щёлк да щёлк — Разгрызает ловко волк (не волк, а белка). — На лесной опушке Ведьмы злой избушка, Знает ту старушку всяк. Её имя Шапокляк (не Шапокляк, а Баба Яга). — Лягушка со стрелою — Печальная картина. Женой квакушка станет Теперь для Буратино (не для Буратино, а для Ивана- царевича). — На балу она блистала, Лёгкий за нею тянулся шлейф. Золушка туфельку потеряла И на ней женился Эльф (не Эльф, принц). Шестой конкурс «Дом сказочных героев» (3 балла). — В сказках очень много разных героев, вы в этом убедились. У нас они встретились и даже живут в одном многоэтажном доме. — Чтобы узнать, кто, где живёт, надо имена героев поделить на слоги. Сколько слогов в имени, столько окошек в их квартире. (На доске картина — дом, вокруг него изображение сказочных героев. Дети по очереди выходят к доске и «расселяют» их в квартиры). Седьмой конкурс «Портрет Буратино»(3 балла). (Команды выходят к мольбертам, Пока звучит песня «Буратино» каждый участник по одной детали дорисовывает портрет Буратино). 4 Физминутка «Буратино» — Теперь можно отдохнуть, отдохнём и снова в путь! Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл — Ключик видно не нашёл, Чтобы нам его достать Надо на носочки встать. Жюри объявляет результат первой части игры. Вторая часть Игры и упражнения. (Применение знаний и умений по грамоте). Первое задание Ребус «Добро» (5 баллов). — Сказки все очень разные, но все они учат одному, главному. Чему учат нас сказки, мы сейчас узнаем, если отгадаем загадки. Дети загадывают загадки. (Картинки — отгадки выставляются на доску.) 1-ый ребёнок: Д (дракон) Обещаю не рычать, И с огнём не баловать, В прятки будем мы играть И друг друга догонять.
2-ой ребёнок: О (ослик) Приятно хвост свой получить В подарок в день рождения. Приятно другу удружить И я того же мнения. 3-ий ребёнок: Б (Бармалей) Буду, буду я добрей, Напеку я для детей Пирогов и кренделей. Буду, буду я гулять И детишек угощать. 4-ый ребёнок: Р (рыбка) Не хожу и не летаю, А попробуй, догони! Я бываю золотая, Ну-ка, в сказку загляни. 5-ый ребёнок: О (оловянный солдатик) Он из олова отлит, На одной ноге стоит, От трудностей не убегает, Никогда не унывает. — Составьте слово по первым звукам отгадок. Звучит песня «Дорогою добра». (Команды составляют слово добро в «кассах», один ребёнок на доске). Второе задание «Волшебный цветок» (5 баллов). — Приходите спозаранку На цветочную полянку! Посмотрите, что за чудо: Яркие цветы повсюду!
— Есть один такой цветок, Не вплетёшь его в венок. Семь волшебных лепестков Принесли семь разных слов. Команды составляют слова из частей-«лепестков» с общим слогом-«серединой». МА-лыш, МА-ки, МА-ма,МА-ша, МА-шина,Ма-лина,Ма-угли; ПЕ-нал, ПЕ-на, ПЕ-вец,ПЕ-сенка,ПЕ-ро,ПЕ-тух,ПЕ-рец ВЕ-село, ВЕ-ра ВЕ-сы, ВЕ-тер ,ВЕ- нок, ВЕ- ник, ВЕ- чер. Четвёртое задание «Весёлый поезд» (3 балла). — В сказках наших живёт Замечательный народ: Весёлый дружный, смелый, Находчивый, умелый. -Самоделкин приехал за предложениями. В его поезде три вагона, Придумайте предложения из трёх слов по сказкам. ( Посадил дед репку. Курочка снесла яичко. Золушка потеряла туфельку и т.д.) 5. Подведение итогов игры Жюри подводит итоги игры и называет победителей в номинациях «Самые сообразительные»,«Самые смышлёные», «Самые смекалистые». 6. Ребус «Школа» На доске плакат-ребус. — Ребята, куда идут эти сказочные герои? Мы узнаем, если правильно выложим слова из букв. Дети составляют слова и читают ключевое слово—ШКОЛА. МЫШКА КОТ СЛОН ЛИСА ЗАЯЦ — Молодцы! Ребята! А вы хотите в школу? Там надо соблюдать правила. Давайте расскажем, как себя надо вести в школе. «Правила учащихся» (Дети рассказывают). — Вставайте дружно всякий раз, когда учитель входит в класс! — Парта — это не кровать, и на ней нельзя лежать. — Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. — Ответить хочешь — не шуми, а только руку подними. — Учитель спросит — надо встать! Когда он сесть позволит – сядь. — Если будешь много знать, в школе ты получишь — пять! Стихотворение « Что нас ждёт в школе» ( Дети читают стихотворение) 1-й ребёнок — Парта ждёт меня, во - первых, Ждут уроки, ждут друзья! 2-й ребёнок — И учитель ждёт, наверно, Его слушать стану я. 3-й ребёнок — Будет в школе не до лени, Там я в новую страну Дел и знаний и умений Путешествие начну! 4-й ребёнок — Ждёт природа, лес и поле — Ведь в поход пойдём не раз. 5-й ребёнок — Ждут меня пятёрки в школе! Все — Ждёт меня весь первый класс! 8. Итог занятия Ребята! Вы сегодня очень хорошо играли, отвечали на все вопросы. Я вами очень довольна и всем ставлю самую высокую оценку – «солнышко». (Каждый ребёнок получает весёлое солнышко) — Пусть оно согревает вас и принесёт с собой хорошие отметки. Вас в школу провожая, Успехов вам желаю И русскую пословицу я вам напоминаю: «Ученье- свет, а неученее — тьма». Запомните её, друзья! Звучит музыка « Чему учат в школе».
|