Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие мелкомоторной функции у детей логопедической группы
Логопедия
Автор: Светлана Багдашова   
08.04.2014 07:35

Развитие мелкомоторной функции у детей логопедической группы«Истоки  способностей и дарования детей  -
на кончиках их пальцев».
В.А. Сухомлинский
Теоретическое обоснование
Одним из важнейших критериев школьной готовности является развитие мелкой мо-торики и координации движений пальцев рук ребенка. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга.
По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. На руке находятся биоло-гически активные точки нашего организма.

Скачать полный конспект

Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на рабо-тоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику рук у дошкольников - развиваем и языковой аппарат.
Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно свя¬зана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, ус¬певает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и маг¬нитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепе-редачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выез¬жает за границу на отдых, путеше-ствует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о мно-гом рас¬суждает.
В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоцен¬ные, детские виды деятельно-сти. Он любит играть, сочинять, фан¬тазировать, радоваться и рассуждать. В детской дея-тельности со¬временного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объ-единению разных видов деятельности в один процесс. Ребенок стремится к активной дея-тельно¬сти, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности — игра и общение со взрослыми и сверстниками, реализоваться в которых ребенку помогает включение его в кинезиологические игры.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Единство мозга скла-дывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного вза-имодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие воз-можно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.
В дошкольном возрасте ребенок переходит на новую ступень развития самосознания, пред-метом которого становятся собственные умения и поведение, а также его место в системе отношений с другими людьми.
Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребен-ка быть таким же,  как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта.  Связующим звеном между взрослым и ребенком-дошкольником становится игра.  Именно кинезиологи-ческие упражнения несут в себе  игровую составляющую, позволяя заинтересовать ребенка, и вместе с тем способствуют нормализации межполушарного взаимодействия и нейрогумо-ральной регуляции, развивая моторику рук.
По мнению  Монтессори,  каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Мелкая моторика— совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Кинезиологическая ловкость – согласованные движения разноименных рук (правой и левой).
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений.
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» ит.д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Уве-личивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсо-моторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью руч-ных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их ру-ками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждое предлагаемое для тренировки упражнение должно быть инте-ресно и доступно для освоения
Тогда,  при условии освоения ре¬бенком позиции субъекта,  происходит интенсивное интеллектуаль¬ное, социальное, эмоционально-личностное развитие и совершается есте-ственное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой соци-альной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчине-нию мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческо-му воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.
Роль мелкой моторики в развитии ребенка
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, по-скольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выпол-нять различные бытовые и прочие действия.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.
В монографии А.Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при ло-кальных поражениях мозга», посвященной проблемам нейропсихологии, рассматривается функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в част-ности упоминается об их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе периферического поля слуховой коры обособляется специальный участок для анализа и синтеза рецептивных эле-ментов устной речи — фонем (так называемый «центр Вернике»), в периферических полях зрительной коры — участок, позволяющий реализовать анализ и синтез зрительных элемен-тов рецептивной речи; в расположенных по соседству с кожно-кинестетической зоной участках нижних отделов теменной области, непосредственно примыкающих к чувстви-тельным «центрам» руки, губ, языка, гортани, осуществляется анализ и синтез кожно-кине-сгетических рецепций, лежащих в основе артикуляции; в определенном отделе периферии двигательной зоны коры (нижние отделы лремоторной зоны) протекают нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораздельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый «центр Брока»); в другом отделе премоторной зоны, примыкающем к двигательным «центрам» руки (в заднем отделе средней лобной извилины), локализуется программирование и осуществление сложных систем после-довательных движений и двигательных навыков».
Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.
Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. В предметной деятельности происходит развитие вос-приятия.  Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия.
Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими приме-рами: если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попро-сить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоя-щей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рель-сы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае - он больше интересовался пересечением перекла-дин. То есть, вначале ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета, чем луч-ше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребенок полу-чит, тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя мелкомоторные навыки, ре-бенок изображает предмет на бумаге, рисует его, Это способствует более полному восприя-тию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование еще и мышления, и памяти ребенка. Подтверждение данного тезиса мы можем найти в работах ученых-психологов. Например, по словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». То есть это и мышление, и память, и внимание.
Следовательно, нашу цепочку можно дополнить: мелкая моторика – речь – восприя-тие – высшие психические функции (мышление, память, внимание).
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – бело-бока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.
Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышле-ния). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) так-же связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружаю-щем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и по-тому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно ак-тивно.
Кинезиология - это новая синтетическая дисциплина, зародившаяся в Соединенных Штатах Америки и распространившаяся по всему миру.
Ее также можно отнести к оздоровительным немедицинским практикам. В ряду пси-хотерапевтических методик ее можно отнести к разделу “телесно-ориентированной психо-терапии”. С точки зрения психологии она примыкает к гуманистической психологии «новой волны».
Подобные системы естественного оздоровления, которые стремятся воздействовать на тело, как на единое целое, и обращаются к собственным естественным резервам орга-низма, а не к лекарствам, на Западе принято называть «холистической» медициной в проти-вовес официальной ортодоксальной медицине. Но вряд ли стоит считать кинезиологию во-обще одним из направлений медицины. Это означало бы резко сужать ее возможности и об-ласти применения.
Таким образом, кинезиология представляет собой самостоятельное оригинальное направление оздоровления, основанное на целостном подходе к человеку и на ис-пользовании мышечного тонуса для получения информации и для положительного воз-действия на эмоциональную сферу.
По мнению А.Владимирцевой, кинезиология - это в некотором роде «психическое и мышечное целительство», основанное на эмпирическом опыте и на стандартизированной методике. Она может служить хорошим дополнением к психологии, педагогике.
Кинезиология в практике работы с дошкольниками
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образ-ное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знако-вое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое те-ло). (Лурия А.Р.)
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, коор-динация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глаза-ми.(Сименович А.В.)
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека проти-вопоставлен всем остальным пальцам.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозоли-стого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных про-цессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизиро-вать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппо-крат и Аристотель.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессо-устойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и пись-ма.(Сиротюк А.Л.)
Кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и раз-вития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.
О необходимости своевременного психоиоторного развития детей свидетельствуют работы А.Н.Леонтьева (1975), А.Р.Лурия (1973), Н.С.Лейтаса (1971, 1980), П.Ф.Лесгафта (1952) и др. о влиянии моторной «простроенности» тела на уровень развития высших психических функций.
Психомоторное развитие ребенка (с учетом обхих закономерностей онтогенеза) является базальным уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. В дошкольном детстве невозможно провести четкую границу между психомоторным и когнитивным развитием ребенка. Двига-тельное развитие ребенка в последующем становится основой для его когнитивного, соци-ального и эмоционального развития. Н.В.Дубровинская, Д.А.Фарбер подчеркивают тот факт, что «необходимым компонентом когнитивной деятельности является психомоторное развитие. …Факторы риска в развитии моторных функций имеют подавляющее большинство детей 6 – 7 лет (около 90%)»
Вопросы теории и практики развития мелкой моторики рук у детей разрабатывались и раз-рабатываются многими исследователями. В научных трудах утвердилась связь между мел-комоторной функцией руки и игр, упражнений, направленных на ее развитие, определилась структура развивающего процесса, основные формы и методы руководства, принципы си-стематизации подобных игр и упражнений
Из всего вышеизложенного следует вывод о том, что развитие мелкомоторной функции, формирование кинетических навыков и сенсорной культуры детей является очень важным аспектом умственного и психического развития старших дошкольников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год