«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев». В.А. Сухомлинский Теоретическое обоснование Одним из важнейших критериев школьной готовности является развитие мелкой мо-торики и координации движений пальцев рук ребенка. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. На руке находятся биоло-гически активные точки нашего организма.
Скачать полный конспект
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на рабо-тоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику рук у дошкольников - развиваем и языковой аппарат. Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно свя¬зана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, ус¬певает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и маг¬нитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепе-редачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выез¬жает за границу на отдых, путеше-ствует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о мно-гом рас¬суждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоцен¬ные, детские виды деятельно-сти. Он любит играть, сочинять, фан¬тазировать, радоваться и рассуждать. В детской дея-тельности со¬временного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объ-единению разных видов деятельности в один процесс. Ребенок стремится к активной дея-тельно¬сти, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности — игра и общение со взрослыми и сверстниками, реализоваться в которых ребенку помогает включение его в кинезиологические игры. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Единство мозга скла-дывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного вза-имодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие воз-можно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. В дошкольном возрасте ребенок переходит на новую ступень развития самосознания, пред-метом которого становятся собственные умения и поведение, а также его место в системе отношений с другими людьми. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребен-ка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Связующим звеном между взрослым и ребенком-дошкольником становится игра. Именно кинезиологи-ческие упражнения несут в себе игровую составляющую, позволяя заинтересовать ребенка, и вместе с тем способствуют нормализации межполушарного взаимодействия и нейрогумо-ральной регуляции, развивая моторику рук. По мнению Монтессори, каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Мелкая моторика— совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Кинезиологическая ловкость – согласованные движения разноименных рук (правой и левой). К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений. Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» ит.д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Уве-личивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсо-моторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью руч-ных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их ру-ками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждое предлагаемое для тренировки упражнение должно быть инте-ресно и доступно для освоения Тогда, при условии освоения ре¬бенком позиции субъекта, происходит интенсивное интеллектуаль¬ное, социальное, эмоционально-личностное развитие и совершается есте-ственное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой соци-альной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчине-нию мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческо-му воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения. Роль мелкой моторики в развитии ребенка Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, по-скольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выпол-нять различные бытовые и прочие действия. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. В монографии А.Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при ло-кальных поражениях мозга», посвященной проблемам нейропсихологии, рассматривается функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в част-ности упоминается об их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе периферического поля слуховой коры обособляется специальный участок для анализа и синтеза рецептивных эле-ментов устной речи — фонем (так называемый «центр Вернике»), в периферических полях зрительной коры — участок, позволяющий реализовать анализ и синтез зрительных элемен-тов рецептивной речи; в расположенных по соседству с кожно-кинестетической зоной участках нижних отделов теменной области, непосредственно примыкающих к чувстви-тельным «центрам» руки, губ, языка, гортани, осуществляется анализ и синтез кожно-кине-сгетических рецепций, лежащих в основе артикуляции; в определенном отделе периферии двигательной зоны коры (нижние отделы лремоторной зоны) протекают нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораздельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый «центр Брока»); в другом отделе премоторной зоны, примыкающем к двигательным «центрам» руки (в заднем отделе средней лобной извилины), локализуется программирование и осуществление сложных систем после-довательных движений и двигательных навыков». Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности. Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. В предметной деятельности происходит развитие вос-приятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия. Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими приме-рами: если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попро-сить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоя-щей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рель-сы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае - он больше интересовался пересечением перекла-дин. То есть, вначале ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета, чем луч-ше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребенок полу-чит, тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя мелкомоторные навыки, ре-бенок изображает предмет на бумаге, рисует его, Это способствует более полному восприя-тию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование еще и мышления, и памяти ребенка. Подтверждение данного тезиса мы можем найти в работах ученых-психологов. Например, по словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». То есть это и мышление, и память, и внимание. Следовательно, нашу цепочку можно дополнить: мелкая моторика – речь – восприя-тие – высшие психические функции (мышление, память, внимание). О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – бело-бока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышле-ния). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) так-же связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружаю-щем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и по-тому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно ак-тивно. Кинезиология - это новая синтетическая дисциплина, зародившаяся в Соединенных Штатах Америки и распространившаяся по всему миру. Ее также можно отнести к оздоровительным немедицинским практикам. В ряду пси-хотерапевтических методик ее можно отнести к разделу “телесно-ориентированной психо-терапии”. С точки зрения психологии она примыкает к гуманистической психологии «новой волны». Подобные системы естественного оздоровления, которые стремятся воздействовать на тело, как на единое целое, и обращаются к собственным естественным резервам орга-низма, а не к лекарствам, на Западе принято называть «холистической» медициной в проти-вовес официальной ортодоксальной медицине. Но вряд ли стоит считать кинезиологию во-обще одним из направлений медицины. Это означало бы резко сужать ее возможности и об-ласти применения. Таким образом, кинезиология представляет собой самостоятельное оригинальное направление оздоровления, основанное на целостном подходе к человеку и на ис-пользовании мышечного тонуса для получения информации и для положительного воз-действия на эмоциональную сферу. По мнению А.Владимирцевой, кинезиология - это в некотором роде «психическое и мышечное целительство», основанное на эмпирическом опыте и на стандартизированной методике. Она может служить хорошим дополнением к психологии, педагогике. Кинезиология в практике работы с дошкольниками По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образ-ное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знако-вое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое те-ло). (Лурия А.Р.) Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, коор-динация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глаза-ми.(Сименович А.В.) Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека проти-вопоставлен всем остальным пальцам. При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозоли-стого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных про-цессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизиро-вать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппо-крат и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессо-устойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и пись-ма.(Сиротюк А.Л.) Кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и раз-вития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. О необходимости своевременного психоиоторного развития детей свидетельствуют работы А.Н.Леонтьева (1975), А.Р.Лурия (1973), Н.С.Лейтаса (1971, 1980), П.Ф.Лесгафта (1952) и др. о влиянии моторной «простроенности» тела на уровень развития высших психических функций. Психомоторное развитие ребенка (с учетом обхих закономерностей онтогенеза) является базальным уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. В дошкольном детстве невозможно провести четкую границу между психомоторным и когнитивным развитием ребенка. Двига-тельное развитие ребенка в последующем становится основой для его когнитивного, соци-ального и эмоционального развития. Н.В.Дубровинская, Д.А.Фарбер подчеркивают тот факт, что «необходимым компонентом когнитивной деятельности является психомоторное развитие. …Факторы риска в развитии моторных функций имеют подавляющее большинство детей 6 – 7 лет (около 90%)» Вопросы теории и практики развития мелкой моторики рук у детей разрабатывались и раз-рабатываются многими исследователями. В научных трудах утвердилась связь между мел-комоторной функцией руки и игр, упражнений, направленных на ее развитие, определилась структура развивающего процесса, основные формы и методы руководства, принципы си-стематизации подобных игр и упражнений Из всего вышеизложенного следует вывод о том, что развитие мелкомоторной функции, формирование кинетических навыков и сенсорной культуры детей является очень важным аспектом умственного и психического развития старших дошкольников.
|