Макарова Татьяна Владимировна Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД "ЦДОД №1" г.Астрахань
В программе «Говорушечка» выделены вопросы, посвященные совершенствованию нравственно-политическому, духовно-нравственному, социальному, физическому развитию по средствам связной речи детей, создания благоприятной речевой среды, целенаправленного формирования речевых умений не только в урочные часы, но и во внеурочные (поездки, конкурсы, проекты, образовательные события). Воспитательная деятельность программы «Говорушечка» не выделяется в отдельный модуль, так как присутствует в каждом образовательном компоненте. Важнейшей целью и одной из приоритетных задач программы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного, физически и духовно здорового гражданина России. Данная программа предназначена для обучения, и воспитания детей 3-7 лет с лёгкими нарушениями речи (НР) сохранным слухом, интеллектом посредствам фольклорных форм, разработана для реализации в условиях дополнительного образования детей. Программа предоставляет возможность детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения не только исправить легкие нарушения речи (НР), но и укреплять физическое и духовное здоровье в целом. Это связано с тем, что при НР нарушения касаются всех компонентов речи фонетические нарушения, фонематические, нарушения лексики и грамматического строя речи. Также надо отметить, что у детей с НР страдают высшие психические функции тесно связанные с речью память, внимание и мышление. В группе порой бывают дети и с отклонениями в поведении: гиперактивные, тревожные, агрессивные, медлительные. Часто чрезмерная активность ребенка становится настоящей преградой на пути обучения и участия в культурно-досуговой деятельности. Предлагаемая педагогом деятельность не привлекает таких детей. Тогда встаёт задача направлять и стимулировать деятельность ребенка, используя тактику мотивации. На занятиях мы используем систему поощрения, которая согласуется с изучаемыми лексическими темами. Например, при изучении темы «Школа» дети собирают школьные принадлежности. Для подготовки детей к школе даётся портфель, и каждый ребенок собирает в него настоящие школьные принадлежности, а игрушки должен оставить на столе. В этом задании отрабатывается согласование притяжательных местоимений (мой, моя, моё, мои) и числительных с существительными, развивается внимание, мышление, координация движений.
Каждому ребенку даётся возможность ощутить радость роста своих сил, возможностей достижений. Так как игра является ведущим видом деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, мы используем систему поощрения в игре, стимулируя ребенка к улучшению результата. В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным. У детей возникает соревновательный интерес, который выражается в стремлении быстрее и качественнее справиться с задачей. Дети заинтересованы, стремятся улучшить свои результаты, стараются активно проявлять себя на занятиях и культурно-досуговой деятельности. Поощряются все обучающиеся, в том числе и не достигшие пока желаемого результата, но проявляющие старание, усидчивость, дисциплинированность. Дети не противопоставляются друг другу, а каждый ребенок сравнивается с самим собой, то есть его новые достижения сравниваются с прежним уровнем. Это ориентирует ребенка на вполне достижимую цель, даёт ощущение роста своих возможностей. Порой путем поощрения удается своевременно скорректировать поведение ребенка, преодолеть отдельные негативные черты. Данная система поощрения рассчитана также на то, чтобы повысить заинтересованность родителей в результатах своих детей, в сохранении и укреплении физического и духовного здоровья. Они с интересом наблюдают за системой поощрения, переживают за отставание своего ребенка или радуются его победе. Заинтересованное отношение родителей побуждает их к дополнительным занятиям с ребенком дома, по закреплению знаний полученных на занятиях и культурно-досуговой деятельности. Для работы родителей с ребенком дома были разработаны рекомендации: «Артикуляционная гимнастика», «Озвучивание и обыгрывание сказок и стихов», «Дыхательная гимнастика», «Фланелеграфный, настольный, пальчиковый, кукольный театр», предложены стихи-потешки для озвучивания на детских музыкальных инструментах, логоритмика, игры на развитие внимания, памяти, координации речи с движением и т.д. Если рассмотреть этапность взаимодействия с семьями обучающихся дошкольников по сохранению и укреплению здоровья, выстроив в форме пирамиды, то можно увидеть следующее. 1. В её основании – изучение потребностей семьи, что определяет всю дальнейшую деятельность. 2. Важнейшим аспектом этой деятельности является установление позитивного взаимодействия с родителями по сохранению и укреплению здоровья, представление интересующей и актуальной для них информации об услугах Центра. 3. На этой основе продумываются способы вовлечения родителей в жизнедеятельность группы дошкольников с целью сохранения и укрепления физического, духовного и психологического развития ребенка. 4. Большую роль в этом процессе играет педагогическое просвещение родителей по вопросу сохранения и укрепления физического, духовного и психологического развития ребенка. 5. Как показывает практика в текущей социально-экономической ситуации и в связи с занятостью родителей, только небольшая их часть вступает в полноценное и постоянное взаимодействие с ЦДОД, у большинства родителей «включение» происходит эпизодически.
|