Макарова Татьяна Владимировна Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД "ЦДОД №1" г.Астрахань
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е г.г. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей дошкольного возраста, что отмечается и в специальной литературе. Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. в своей работе «Минимальные дисфункции головного мозга у детей» [СПб., 1999] приводятся такие цифры: у 70—90% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, имеются признаки задержки развития речи разной степени выраженности и разного качества. Данные статистики обязывают всех взрослых уделять внимания речи ребенка, особенно в период становления. На сегодняшний день, одним из ведущих видов деятельности учреждений дополнительного образования детей является – подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению, адаптация дошкольников к современным условиям жизни, социализация, развитие в воспитание духовно-нравственных качеств, патриотизма. Дополнительное образование детей отличает: практическая направленность, мобильность, разноуровневость, реализации воспитательной функции обучения. Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе и детском саду, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования детей и др. В связи с этим была создана данная образовательная программа, которая соответствует миссии Центра, представляет совокупность целей и связанных с ним убеждений, отношений и направлений деятельности, характерных для учреждения: «Формирование инновационного имиджа образовательного учреждения в условиях усиления конкуренции за привлечение воспитанников и открытие простора для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых». Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества. В информационном обществе изменяются культурные и социально-экономические условия, которые приводят к изменению системы ценностных ориентаций. Соответственно меняется идеология системы образования, которая должна ориентироваться на высшую ценность – человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром: природой, обществом. В этой связи программой «Говорушечка» мы постарались реализовать субъектный подход в обучении, в рамках которого каждый ребенок наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою жизнь. При этом существенным образом изменятся роль педагога. Педагог переходит к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, развитию его компетентностей. Существующие программы для детей дошкольного возраста в полной мере не соответствуют специфике дополнительного образования детей. Поэтому и возникла потребность в разработке образовательной программы, предназначенной для обучения, воспитания и развития каждого ребенка: высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России через формирование навыков устной и письменной речи, речевого общения с окружающими, устранение НР у детей дошкольного возраста на основе овладения литературным языком средствами фольклора в условиях дополнительного образования. В программе «Говорушечка» для детей 3-7 лет современный национальный воспитательный идеал определяется: в соответствии с национальным приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации (15, 16 ст.); согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Развитие личности ребенка определяется совокупностью личностных, речевых и лингвистических характеристик: системностью качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении. В программе «Говорушечка» специально выделены вопросы, посвященные совершенствованию нравственно-политическому, духовно-нравственному, социальному развитию по средствам связной речи детей, создания благоприятной речевой среды, целенаправленного формирования речевых умений не только в урочные часы, но и во внеурочные (поездки, конкурсы, проекты, образовательные события). Воспитательная деятельность программы «Говорушечка» не выделяется в отдельный модуль, так как присутствует в каждом образовательном компоненте. Важнейшей целью и одной из приоритетных задач программы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Направления деятельности педагога, автора программы с позиций компетентностного подхода: пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, так как все обучающиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успехов той или иной сфере деятельности; изменение технологий, методов и форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей обучающихся в зависимости от их личных склонностей и интересов; изменение позиции педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации; создание открытого образовательного пространства, позволяющего каждому выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям. Программа реализуется в течение ряда лет, наработан достаточный опыт, подтверждающий успешность обучающихся в достижении образовательных результатов. Данная программа предусматривает проведение диагностики «сравнение профиля компетенций в зависимости от примененных систем оценки (ассессмент, оценка по достижениям). Данная программа предназначена для обучения, и воспитания детей 3-7 лет с лёгкими нарушениями речи (НР) сохранным слухом, интеллектом посредствам фольклорных форм, разработана для реализации в условиях дополнительного образования детей. Программа предоставляет возможность детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения исправить легкие нарушения речи (НР). Образовательная программа «Говорушечка» является авторской, целостной и комплексной, как по содержанию, так и по построению: в предлагаемой программе с точки зрения современных достижений науки и практики, обоснована система воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением речи в условиях дополнительного образования детей; содержание программного материала построено в соответствии с концентрическим принципом (постепенное «по спирали» усложнение программного материала для детей разного возраста 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет), что позволяет вернуться и закрепить пройденный материал и дополнить новым; образовательная деятельность осуществляется с опорой на изучение фольклорного материала, традиций, обрядов, Российских, народных и международных праздников, определены пути, организационные формы, содержание, основные методы и приёмы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе развивающего обучения в целях максимального восстановления нарушенной целостности развития, обеспечения социализации дошкольников; разработан авторский комплект банка заданий компетентностного типа, формирующий способности обучающихся решать задачи в нестандартных ситуациях, решать проблемы, применять полученные знания в жизни; сформирован комплект дидактического материала на основе малых фольклорных форм работы с детьми; подготовлен комплект методического материала (в рамках ОМК), обеспечивающий успешность реализации образовательной программы (комплект заданий компетентностного типа, рекомендации педагогу-стажеру, аудио- видео- комплекты, таблицы, плакаты, карточки, мультимедийные материалы и т.д.), рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды (на каждый год обучения). Стратегическая цель: Воспитание новой личности современного общества через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе организации разнообразных видов деятельности. Цель программы: Воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России через формирование навыка устной речи, речевого общения с окружающими, устранение нарушений речи у детей дошкольного возраста на основе овладения литературным языком средствами фольклора в условиях дополнительного образования детей: личностное развитие и воспитание обучающихся; общественное отношение, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; государственное отношение, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Важнейшей целью и одной из приоритетных задач программы является духовно-нравственное развитие и воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, что обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1). Задачи: Формирование у обучающихся образовательной самостоятельности, образовательной инициативы, образовательной ответственности, универсальных учебных действий в процессе организации разнообразных видов деятельности. Освоение предметных компетенций в ходе изучения дополнительной образовательной программы по развитию речи детей. Обеспечение личностного роста каждого обучающегося, способного творчески мыслить, ставить и достигать серьезные цели и находить нестандартные решения в реальной самостоятельной жизни в процессе освоения ключевых и социальных компетенций. Формирование личности, способной взаимодействовать с социальной средой для последующей личностной, социальной и профессиональной успешности. Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственное развитие обучающихся, принимающих базовые национальные ценности, гражданина России. Планируемые результаты: образовательная самостоятельность - умение обучающегося создавать средства для собственного продвижения, развития; образовательная инициатива - умение выстраивать свою образовательную траекторию; образовательная ответственность - умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях; универсальные учебные действия - совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений; личностные УДД: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (связь между целью учебной деятельности и мотивом); нравственно-этическая ориентация исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающая личностный моральный выбор; регулятивные УУД: обеспечение организации учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка); познавательные УУД: общеучебные УУД, логические УУД, постановка и решение проблемы; коммуникативные УДД: социальная компетентность, коммуникативные действия, учебное сотрудничество, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, принятие решений, их реализация; компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности; компетенция в сфере социально-трудовой деятельности; компетенция в бытовой сфере; компетенция в сфере в культурно-досуговой деятельности; ценностно-смысловая компетенция; художественная компетенция; правовая компетенция; общекультурная компетенция; здоровьесберегающая компетенция; информационная компетенция; коммуникативная компетенция; компетенция самоорганизации; компетенция самообразования; готовность и способность применять навыки самоорганизации; способность к саморазвитию, проявление творчества и инициативы в реализации поставленных педагогом задач; сформированность мотивации к обучению и познанию; сформированность гражданской индивидуально-личностной позиции и гражданской активности; сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.). Принципы, обеспечивающие реализацию цели и задачи программы. Принцип: добровольности гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного развития обучаемого; доступности обучения и посильности труда; природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении в различные виды деятельности; дифференцированности и последовательности: чередования различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки; культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций родного края; креативности развитие творческих способностей обучаемых; научности; связи теории и практики, связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности в обучении; сознательности и активности обучения; интегрированного обучения (параллельное и взаимодополняющее обучение различным видам деятельности; зоны ближайшего развития. Ведущей образовательной технологией обучения является игровая технология. В проведении занятий используются разнообразные методы обучения, способствующие эффективному усвоению материалов программы. Разнообразие форм обучения позволяет интересно построить образовательный процесс, развить мотивацию обучающихся к занятию и эффективно использовать методы обучения. Программа «Говорушечка» - программа духовно-нравственного развития и воспитания речи детей она предусматривает добровольное и посильное включение обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, Центра, района, города, области, России. Акцент на знание истории народа, его культуры на котором строится вся авторская программа «Говорушечка» помогает формированию уважения и интереса по отношению к культурным традициям других народов. Необходимость данного акцента вызвана позитивными изменениями в современном российском обществе, т.е. необходимостью перестройки и реформирования системы внешкольных учреждений, обновления такого важного направления деятельности учреждения дополнительного образования детей, как работа с семьёй, её принципов, целей, содержания, форм и методов. В дошкольный период детства проходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша являются педагоги и родители. Ребенок первоначально обучается различным чувственным ощущениям через чувства и отношения к чему-либо матери и отца. Стало быть, семья является школой понимания и воспитания. Через призму отношений ребенка к его близким мы, педагоги, имеем уникальную возможность прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера через чувственные отношения к родственникам. Активное взаимодействие семьи и педагогов, которому отводится огромная роль в построение учебного плана программы «Говорушечка», позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие семейные традиции, позволяющие педагогу найти правильный подход к ребенку, к его внутреннему миру. Приложение. Использованная литература 1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников С ОНР. - СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. - 128 с. 2. Каше Г. А Подготовка к школе детей с недостаткамиречи. М. Просвещение, 1985. 3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФН. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 96 с. (Практическая логопедия) 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с. 5. Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР первого и второго года обучения. (Разработано членами творческой группы учителей-логопедов ДОУ г. Липецка) // Логопед в детском саду. 2008, №, 2009, № 1-2. 6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с. 7. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5 - 6 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: “Мозаика-Синтез”, 2009. - 88 с. 8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР. М.: МО РСФСР, 1991. 9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа дет сада) М.: МО РСФСР, 1993.
Скачать учебный план
|