Макарова Татьяна Владимировна Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД "ЦДОД №1" г.Астрахань
Педагог Покровский Е.А. рассматривал считалки, скороговорки, дразнилки — это песни и стихи, иногда не имеющие смысла, но благодаря рифме используемые в детских играх, как незаменимую школу физического, умственного, нравственного и речевого воспитания. Но, прежде чем перейти к работе с этим ценнейшим речевым материалом, необходима работа со слоговыми таблицами, которые являются отличными упражнениями по автоматизации уже поставленных звуков и дифференциации их. Но, детям дошкольного возраста, а тем более младшего дошкольного возраста ужасно скучно произносить слоги. К сожалению, в этом возрасте практически невозможно понять цель многократного проговаривания слогов. Дети начинают отвлекаться, педагог нервничать, а родители тревожиться из-за того, что ребенку скучно на занятиях.
Именно этот фактор и подтолкнул меня к созданию компьютерного варианта сводных слоговых таблиц. Сам факт работы с компьютером вызвал живейший интерес у детей, и работа по автоматизации поставленных звуков стала проходить на более высоком и результативном уровне. Но, мне показалось, что многократное повторение слогов, которые даются в таблицах, должно не только облегчить речевую тренировку и ускорить процесс введения звуков в речь, но и носить воспитательный характер. Так появилась история о злой волшебнице Квадратике, которая любит только квадраты и начертания букв, а всё живое ей неприятно. Злая, коварная Квадратика пленила птиц, животных, насекомых и спрятала их за квадраты, на которых написала слоги. При правильном проговаривании слога дети не только помогают своему язычку, ускоряя процесс введения звуков в речь, но и освобождают из плена Квадратики живые существа. В благодарность за освобождение из плена дети получают песенки, которые помогают отдохнуть и развеяться «отважным войнам» - физкультминутки. А также узнают от педагога новых жителях нашей планеты, об их образе жизни, местах обитания и т.п. Проводить слоговые упражнения под ритм какой-либо мелодии, попросту - «петь слоговые песни» намного эффективнее и интереснее. Под сопровождение детских музыкальных инструментов (дудочки, металлофон, ложки, бубны, погремушки и т.д.) используемых при работе со слоговыми таблицами, снимается и мышечное, и психологическое напряжение, детям легче привыкнуть к новым звукам, свободнее ввести их в речь, развивается фонетический и фонематический слух, мелкая моторика, дыхание ребенка. Ещё один факт из практики работы со слоговыми таблицами вызвал удивление у меня самой. Занимаясь по слоговым таблицам с девочкой 4х лет, я была приятно удивлена, что, спустя 3 месяца, ребенок начал читать слоги, а затем и односложные слова. Из этого можно сделать вывод, что сводные слоговые таблицы – ценный дидактический материал и хорошее подспорье для общего, а особенно речевого развития детей дошкольного возраста.
|