Проект «Вместе дружная семья – логопед, родители и я» |
Логопедия | |||
Автор: Богдан Ольга Ивановна, Романченко Светлана Сергеевна, Швед Ольга Викторовна, Мельник Марина Александровна | |||
14.03.2017 17:31 | |||
Проект «Вместе дружная семья – логопед, родители и я» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Солнышко» Муниципального образования Староминский район Ст. Староминская 2017г. Пояснительная записка Воспитание – дело трудное, Сократ. В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего ДОУ. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности имеет главное значение в речевом развитии ребенка. Многие родители не придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих детей, иногда открыто игнорируют, «не замечают» выраженные речевые трудности детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами ДОУ. Родители не хотят заниматься со своими детьми, и тому есть ряд причин, одной из главных — отсутствие соответствующих знаний.
Родители-естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много в их руках очень сильное воспитательное средство-любовь к своему ребенку. Логопеду важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Для благополучного речевого развития ребенка требуются взаимоотношения семьи и логопеда, а именно – сотрудничество, доверительность, взаимодействие. Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон "Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка" как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Контингент участников проекта: учитель-логопед, родители. Цель: включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства Задачи:
Содержание проекта. Тему проекта я выбрала не случайно. Так как многолетний опыт работы показывает, что родители все больше отдаляются от воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и применяемые формы работы не дают желаемого результата, мною было принято решение о поиске новых современных форм сотрудничества с родителями. Главной моей целью было заинтересовать и привлечь родителей к образовательному процессу группы. Я начала выстраивать своё общение с родителями, таким образом, чтобы для них было четко понятно, что наше взаимодействие– необходимое условие полноценного речевого развития их детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. А повышение их компетентности в вопросах коррекции речевого развития дошкольников значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. Понятие «взаимодействие с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным. Реализация проекта проходила в три этапа:
На первом этапе проекта мною были изучены передовые опыты работников дошкольных учреждений по направлению «Взаимодействие с родителями» и пришла к выводу, что в любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. С целью выявления уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей и круга вопросов, которые для родителей актуальны, я оформила информационную корзину «Грамотейка-Болтунишка». Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировала особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявила уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития и ряд вопросов волнующих родителей. Далее притупила к подбору методов и форм своего общения с каждым родителем. Реализация проекта на втором этапе строилась на непрерывной связи с родителями нашей группы и осуществлялась с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы: Одной из самых эффективных и познавательных форм работы с семьей, я выделяю, родительские собрания. Однако все мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов, монологов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Я нашла выход из этого положения. Форму проведения родительского собрания выбирала после обработки анкет, т. е. зависело от запросов и интересов родителей. Формы, которые я применяла, были следующие:
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. На родительских собраниях использовала следующие приемы и методы активизации родителей: «мозговой штурм», «список прилагательных и определений» (например, подберите синонимы к слову «ребенок», «ассоциации», «мини — эксперимент»). Никогда не превращала родительское собрание в формальное информирование. Наоборот, вместе мы находили ответы. Данный подход к проведению родительского собрания требовал от меня более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее, именно поэтому процент посещения родителями собраний достаточно высок. Но кроме организации родительских собраний в нетрадиционной форме в своей работе использовала такуюформу педагогического просвещения родителей, которую я назвала «Логопедическая гостиная». Данное направление работы включало в себя: 1)совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Главным принципом данного направления стала пословица: «Расскажи — и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с родителями дети были участниками проектов по теме «Пальчики играют — речь развивают», «Самомассаж для нас», позволившие, родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки и самомассажа из подручного материала. 2) информационный журнал «Учимся, играя» содержит материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома. 3) индивидуальные занятия-практикумы «Логопед+Родитель + Ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: «Учимся у тех, кого любим». Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два. 4) индивидуальные встречи с родителями, на которых их информировали о динамике речевого развития; 5) журнал достижений, который информируют родителей об успеваемости ребёнка. Рекомендую работать с готовыми печатными изданиями, но я всё же советую использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал. 6) информационный стенд, который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации образовательного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т. п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии «Логопед рекомендует», как позаниматься дома по лексической теме и т. д. Разделы на этом стенде периодически обновляются и отражают актуальные вопросы и проблемы речевого развития детей и пути их решения и т. д. Не оставляла без внимания и такие формы сотрудничества с родителями как:
Сочетая в своей работе традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, могу отметить, что эффективность коррекционно – образовательного процесса значительно повысилась. Кроме того, родители стали более заинтересованы в успехах своего ребенка и более информированы, с точки зрения вопросов его речевого развития. Эти две стороны вопроса взаимосвязаны между собой – если нет первой (заинтересованность родителей), то и результативность второй (речевое развитие) будет относительной. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно — педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Именно такого результата я хотела достичь, организовывая работу с родителями таким образом. Ведь сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно- логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду продолжать искать новые пути, формы и методы сотрудничества с родителями. Ожидаемые результаты Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях. Родители самостоятельно используют материалы с библиотеки игр и упражнений «Домашняя игротека» Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка. Полученные результаты. Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты:
Список используемой литературы
Авторы:
Воспитатели:
|