Некоторые аспекты коррекции нарушений поведения в процессе логопедической работы с детьми. |
Логопедия | |||
Автор: Ледина Ирина Олеговна | |||
19.03.2017 06:54 | |||
Некоторые аспекты коррекции нарушений поведения в процессе логопедической работы с детьми. Актуальность темы связана с относительной распространённостью поведенческих и речевых расстройств у детей. Исследователи считают, что нарушения поведения могут в неизменном виде перейти в подростковый и юношеский возраст, что может служить благоприятной почвой для возникновения ряда психических заболеваний, школьной и социальной дезадаптации и антисоциальных поступков. Логопедическая работа с детьми включает в себя не только коррекцию речи, но коррекцию высших психических функций, а также личностных особенностей детей. Речевой дефект в сочетании с нарушением поведения, будут затруднять обучение и развитие ребенка и потребуют всесторонней коррекционной работы. Коррекция нарушений поведения предполагает использование различных методических приёмов, которые должны быть связаны с реализацией задач логопедического воздействия в процессе обучения.
Нарушения поведения у детей выражаются в большинстве случаев в гиперактивности, импульсивности, неуравновешенности; реже в тревожности и замкнутости. Некоторые дети обнаруживают отсутствие навыков общения. Помимо негативного поведения наблюдается низкая работоспособность и недостаточная социабельность, проявляющаяся в конфликтах со сверстниками и взрослыми. В процессе логопедической работы с детьми можно использовать некоторые приёмы коррекционно-воспитательной работы, направленные на устранение нарушений поведения. Также, помимо традиционных логопедических методов, таких как артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, игры на развитие мелкой моторики, логоритмика и др., в работе эффективно использовать здоровьесберегающие технологии. В работе с гиперактивными детьми важно добиться общей моторной уравновешенности, сдержанности и дисциплинированности. В начале и в течение занятий следует проводить упражнения, способствующие релаксации и снятию напряжения. Можно использовать дыхательную гимнастику, методику Су-Джок, элементы самомассажа. Помимо чрезмерной двигательной активности, импульсивности, неустойчивости поведения, у детей с гиперактивностью наблюдается «феномен мерцающего внимания», при котором внимание нарушено настолько, что ребенок не может удерживать его больше нескольких минут. Поэтому, каждое занятие следует делить на короткие периоды, а через каждые несколько минут делать паузу или переключать внимание детей. В процессе обучения эти периоды можно увеличивать. Занятия, направленные на коррекцию непосредственно самой гиперактивности и её проявлений, должны включать в себя: упражнения на нормализацию дыхания, на развитие двигательной сферы, на развитие основных свойств внимания и общую нормализацию поведения. Для этого можно использовать приёмы логопедической ритмики и психогимнастики. Специальные игры и упражнения позволяют активизировать произвольное внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов, способствуют успокоению и организации детей, нормализуют двигательную сферу, а также содержат упражнения на выражение основных эмоций. С детьми следует проводить упражнения, которые будут развивать способность контролировать свои движения, управлять своим телом. В целом, гиперактивные дети нуждаются в комплексной помощи, которая должна включать в себя педагогическую, психологическую коррекцию, медикаментозное лечение. Агрессия в поведении ребёнка создаёт большие трудности взаимодействия с ним. Если ребёнок агрессивен, это будет проявляться на занятиях, в его игре, рисунках, рассказах. Его поведение может демонстрировать враждебность ко всем и ко всему. Акты агрессии могут включать в себя деструктивное и разрушительное поведение. Агрессивным ребёнком часто движет чувство гнева, отверженности, незащищенности, обиды и часто неспособности к чёткому восприятию своей личности. У них ограниченное количество реакций, которых они могут предложить на конкретную ситуацию, у них маленький набор эмоций и чувств. Необходимо помочь им выработать набор разных эмоций (часто у них в запасе только одна реакция – гнев). Нужно научить их обсуждать ситуацию. Для этого подойдут занятия по развитию речи, «добрые» ролевые игры, куклотерапия, сказкотерапия. Игры с песком и водой позволяют снять эмоциональное напряжение. В работе с агрессивными детьми хорошо использовать психогимнастику: этюды на выражение основных эмоций, на воспроизведение положительных и отрицательных черт характера, игры на сопоставление различных черт характера, а также упражнения на развитие психических процессов. Застенчивые, замкнутые дети также испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми. У таких детей очень сильна тяга общения. Они просто не умеют устанавливать контакт и сами от этого страдают. Они обладают повышенной чувствительностью, легко впадают в уныние. Также им свойственна низкая самооценка. В сочетании с речевым нарушением, замкнутость ребенка может усилиться. При работе с застенчивым или замкнутым ребенком нужно восстанавливать потребность ребенка в общении, обучать его навыкам общения и установлению контакта. Для этого можно использовать занятия по развитию речи, ролевые игры, психогимнастику. Нужно укреплять в ребёнке уверенность в себе, своих силах, привлекать его к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавать ситуации, в которых ребенку пришлось бы вступать в контакт. Целью воспитания и обучения детей с нарушениями речи и поведения является социальная адаптация. Основными направлениями коррекции социальной дезадаптации детей являются: формирование навыков общения; обеспечение успеха ребенка в какой-либо деятельности; коррекция личностных свойств и самооценки ребенка; создание тёплых эмоциональных отношений с ребенком.
|