Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Некоторые аспекты коррекции нарушений поведения в процессе логопедической работы с детьми.
Логопедия
Автор: Ледина Ирина Олеговна   
19.03.2017 06:54

Некоторые аспекты коррекции нарушений поведения в процессе логопедической работы с детьми.Некоторые аспекты коррекции нарушений поведения в процессе логопедической работы с детьми.

Актуальность темы связана с относительной распространённостью поведенческих и речевых расстройств у детей. Исследователи считают, что нарушения поведения могут в неизменном виде перейти в подростковый и юношеский возраст, что может служить благоприятной почвой для возникновения ряда психических заболеваний, школьной и социальной дезадаптации и антисоциальных поступков.

Логопедическая работа с детьми включает в себя не только коррекцию речи, но коррекцию высших психических функций, а также личностных особенностей детей. Речевой дефект в сочетании с нарушением поведения, будут затруднять обучение и развитие ребенка и потребуют всесторонней коррекционной работы. Коррекция нарушений поведения предполагает использование различных методических приёмов, которые должны быть связаны с реализацией задач логопедического воздействия в процессе обучения.

 

Нарушения поведения у детей выражаются в большинстве случаев в гиперактивности, импульсивности, неуравновешенности; реже в тревожности и замкнутости. Некоторые дети обнаруживают отсутствие навыков общения. Помимо негативного поведения наблюдается низкая работоспособность и недостаточная социабельность, проявляющаяся в конфликтах со сверстниками и взрослыми.

В процессе логопедической работы с детьми можно использовать некоторые приёмы коррекционно-воспитательной работы, направленные на устранение нарушений поведения. Также, помимо традиционных логопедических методов, таких как артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, игры на развитие мелкой моторики, логоритмика и др., в работе эффективно использовать здоровьесберегающие технологии.

В работе с гиперактивными детьми важно добиться общей моторной уравновешенности, сдержанности и дисциплинированности. В начале и в течение занятий следует проводить упражнения, способствующие релаксации и снятию напряжения. Можно использовать дыхательную гимнастику, методику Су-Джок, элементы самомассажа.

Помимо чрезмерной двигательной активности, импульсивности, неустойчивости поведения, у детей с гиперактивностью наблюдается «феномен мерцающего внимания», при котором внимание нарушено настолько, что ребенок не может удерживать его больше нескольких минут. Поэтому, каждое занятие следует делить на короткие периоды, а через каждые несколько минут делать паузу или переключать внимание детей. В процессе обучения эти периоды можно увеличивать.

Занятия, направленные на коррекцию непосредственно самой гиперактивности и её проявлений, должны включать в себя: упражнения на нормализацию дыхания, на развитие двигательной сферы, на развитие основных свойств внимания и общую нормализацию поведения. Для этого можно использовать приёмы логопедической ритмики и психогимнастики. Специальные игры и упражнения позволяют активизировать произвольное внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов, способствуют успокоению и организации детей, нормализуют двигательную сферу, а также содержат упражнения на выражение основных эмоций. С детьми следует проводить упражнения, которые будут развивать способность контролировать свои движения, управлять своим телом.

В целом, гиперактивные дети нуждаются в комплексной помощи, которая должна включать в себя педагогическую, психологическую коррекцию, медикаментозное лечение.

Агрессия в поведении ребёнка создаёт большие трудности взаимодействия с ним. Если ребёнок агрессивен, это будет проявляться на занятиях, в его игре, рисунках, рассказах. Его поведение может демонстрировать враждебность ко всем и ко всему. Акты агрессии могут включать в себя деструктивное и разрушительное поведение. Агрессивным ребёнком часто движет чувство гнева, отверженности, незащищенности, обиды и часто неспособности к чёткому восприятию своей личности. У них ограниченное количество реакций, которых они могут предложить на конкретную ситуацию, у них маленький набор эмоций и чувств. Необходимо помочь им выработать набор разных эмоций (часто у них в запасе только одна реакция – гнев). Нужно научить их обсуждать ситуацию. Для этого подойдут занятия по развитию речи, «добрые» ролевые игры, куклотерапия, сказкотерапия. Игры с песком и водой позволяют снять эмоциональное напряжение.

В работе с агрессивными детьми хорошо использовать психогимнастику: этюды на выражение основных эмоций, на воспроизведение положительных и отрицательных черт характера, игры на сопоставление различных черт характера, а также упражнения на развитие психических процессов.

Застенчивые, замкнутые дети также испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми. У таких детей очень сильна тяга общения. Они просто не умеют устанавливать контакт и сами от этого страдают. Они обладают повышенной чувствительностью, легко впадают в уныние. Также им свойственна низкая самооценка. В сочетании с речевым нарушением, замкнутость ребенка может усилиться.

При работе с застенчивым или замкнутым ребенком нужно восстанавливать потребность ребенка в общении, обучать его навыкам общения и установлению контакта. Для этого можно использовать занятия по развитию речи, ролевые игры, психогимнастику. Нужно укреплять в ребёнке уверенность в себе, своих силах, привлекать его к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавать ситуации, в которых ребенку пришлось бы вступать в контакт.

Целью воспитания и обучения детей с нарушениями речи и поведения является социальная адаптация. Основными направлениями коррекции социальной дезадаптации детей являются: формирование навыков общения; обеспечение успеха ребенка в какой-либо деятельности; коррекция личностных свойств и самооценки ребенка; создание тёплых эмоциональных отношений с ребенком.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год