«Использование приемов мнемотехники в работе логопеда» |
Логопедия | |||
Автор: Фаль Виктория Николаевна | |||
01.10.2024 22:31 | |||
«Использование приемов мнемотехники в работе логопеда» Доклад Фаль Виктория Николаевна учитель-логопед высшей квалификационной категории г.Чехов Память-процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации, полученной из окружающего мира. Без памяти невозможны развитие личности человека, успешное усвоение знаний, усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром. Развивать память – значит обеспечивать развитие всей умственной деятельности ребенка. У детей дошкольного возраста память носит непроизвольный характер, лучше запоминаются ситуации, явления, предметы, связанные с жизненным опытом. У младших школьников, с возрастом, память становится произвольной. Учащиеся уже осознанно используют приобретенные знания, умения и навыки в различных жизненных ситуациях.
Огромный поток информации, получаемый ребенком в современном мире, невозможность справиться с ее обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались дети. Отсюда ранние неврозы, логоневрозы, увеличение количества неуспевающих детей в школе. Обучение приему мнемотехники (искусственный прием для запоминания) позволяет у детей дошкольного и школьного возраста выработать навык грамотной обработки информации. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника помогает развивать:
Цель: выработать у детей приемы умственного труда, обучить их методам и приемам рациональной обработки получаемой информации. Задачи:
Мнемотаблица. Принципы и этапы работы. Методика работы. Виды работы. Мнемотаблица – это средство, которое помогает детям выделить в предметах те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); т.о. весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. В мнемотаблице можно изобразить практически все. Принцип работы строится от простого к сложному: Начинается работа с мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Изображаем так, чтобы нарисованное было понятно детям. Например «лист» — осень; «туча» — идет дождь; «солнце» -ясная солнечная погода. Дети постепенно понимаю, что значит «зашифровать слово». Например в старшей группе одна из первых лексических тем «Игрушки», и здесь удобно использовать мнемоквадраты для описания игрушки (выбери цвет, форму; постепенно добавляем размер и тд). Затем последовательно переходим к мнемодорожкам – это мнемотаблица, состоящая из 3-4 мнемоквадратов, в которых зашифровано небольшое количество информации. Например: осенью часто идут дожди, в лесу можно собирать грибы. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а тж от возраста ребенка. При работе с мнемотаблицами выделяются следующие этапы:
Предлагаются следующие виды работ с мнемотаблицами:
Возможные направления работы по мнемотаблицам:
Всем удачного применения и отличных результатов! Спасибо за внимание!
|