План-конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ФФНР старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков [С] – [З] в прямых слогах и словах» |
Логопедия | |||
Автор: Тараева Ирина Евгеньевна | |||
27.09.2024 15:25 | |||
План-конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ФФНР старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков [С] – [З] в прямых слогах и словах» Цель: дифференциация звуков [С] – [З] в прямых слогах и словах с открытым слогом при коррекции межзубного сигматизма. Задачи: Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Оборудование: картинки с изображением артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, ватный шарик, кубики, картинки с изображение артикуляции звуков [С] и [З], картинка для физкультминутки, картинки для игры «Найди пару». Ход занятия 1. Организационный момент Логопед: «Здравствуй, я очень рада видеть тебя». 2. Основная часть Мотивирующее начало Логопед: «Сегодня мы будем играть со звуками, а с какими ты должен будешь отгадать сам. Отгадай мои загадки. Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. Ребёнок: «Собака!» Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной. И стоит среди травы – Уши больше головы. Ребёнок: «Заяц!» Логопед: «Молодец, отгадал мои загадки! А теперь послушай, как я скажу эти слова». (повторить слова «собака» и «заяц», чётко выделяя первый звук в каждом слове) Так ты догадался, с какими звуками мы сегодня будем играть? Ребёнок: «Да, догадался: со звуками [С] и [З]». Артикуляционная гимнастика Логопед: «Чтобы нашему язычку было легче произносить звуки [С] и [З], давай потренируем язычок и сделаем зарядку для него». «Заборчик» Зубки ровно мы смыкаем И заборчик получаем. «Трубочка» Мои губы-трубочка Превратились в дудочку. Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду. «Заборчик» — «Трубочка» (чередуются упражнения 5 раз) «Лягушка» Тянуть губы прямо к ушкам, Очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, А глаза у них, как блюдца. «Лопаточка» Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык нужно расслаблять И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. «Накажем непослушный язычок» На губу язык клади, Пя-пя-пя произнеси Мышцы расслабляются Лопатка получается, Ты под счёт её держи, До пяти, до десяти. «Горка» Спинка язычка сейчас Станет горочкой у нас. Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху устремляются! «Чистим зубки» Котик Мурзик утром встал, Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево Чистим зубки мы умело. Пополощем ротик, Как чистюля Котик. «Качели» На качелях я качаюсь. Вверх лечу и вниз спускаюсь. «Часики» Наш весёлый язычок Повернулся на бочок Смотрит влево, смотрит вправо. Развитие речевого дыхания Логопед: «А теперь давай поиграем в футбол» Берем ватный шарик диаметром 2-2, 5 см, ворота делаем на столе из кубиков. Логопед: «Положи расслабленный язычок на нижнюю губу. Дуем на кончик языка. Щёки не раздуваем. Стараемся, полученной воздушной струёй, загнать ватный шарик в ворота. Анализ артикуляции звуков Логопед: «Для того, чтобы правильно произносить звуки [С], [З] нужно вспомнить правильное положение губ, зубов, языка при произношении этих звуков. [С] – губы в улыбке, зубы видны, но не сомкнуты; широкий кончик языка находится за нижними резцами; воздушная струя холодная; голосовые связки не работают => голоса нет. [З] – губы в улыбке, зубы видны, но не сомкнуты; широкий кончик языка находится за нижними резцами; воздушная струя холодная; голосовые связки работают => голос есть. Логопед: «Давай произнесём звуки [С] и [З]. При этом ты должен смотреть в зеркало и контролировать положение своего языка. Губы у нас в улыбке, зубы образуют заборчик с узкой щёлочкой. Язык за нижними зубами и не выскакивает за забор!» Распластай язык пошире Язычок широкий – ниже, Кончик – к нижним зубкам ближе! Кончик – к нижним зубкам ближе! Посередине языка И со звонким ветерком Струйку воздуха пускай. Звонко «зззззз» произнесём. Улыбнись и посвисти, «З» заливисто звенит, «Ссс, ссс, ссс» – произнеси! Звонко «З» в словах звучит! Физкультминутка Зайка Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.) Зайка прыгнул на пенёк. В барабан он громко бьёт, В чехарду играть зовёт. Зайцу холодно сидеть, (Присели.) Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки подтянись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.) А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки. Дифференциация звуков [С] и [З] в прямых слогах Логопед: «Зайка скачет по лужайке и поёт песенки. Давай, присоединимся к нему. Не забывай смотреть на себя в зеркало и следить за тем, где находится язычок». СА-СО-СУ-СЫ-СЭ АСА-ОСО-УСУ-ЫСЫ ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ АЗА-ОЗО-УЗУ-ЫЗЫ СА-ЗА-ЗА ЗЫ-СЫ-ЗЫ ЗО-ЗО-СО СЭ-ЗЭ-СЭ СУ-СУ-ЗУ СА-ЗА-СО-ЗУ Дифференциация звуков [С] и [З] в словах с открытым слогом Логопед: «Ты просто молодец! Замечательно справился с моими заданиями. А сейчас мы поиграем в игры!» Игра «Найди пару»: посмотри на картинку слева и назови, что на ней изображено. В этом слове есть звук [С]. А теперь замени его на звук [З] и скажи, что за слово получилось. Найди соответствующую картинку справа и соедини их парами. Слова: суп-зуб, сайка-зайка, сахар-Захар, лиса-Лиза, коса-коза. Игра «Эхо»: я буду называть слова, а ты повторяй их за мной, как эхо. Следи за тем, где находится язык! Речевой материал: сад, санки, самокат, сам, сапоги, сауна, зал, замок, зайка, загадка, сок, сом, сон, соты, сода, зонт, золото, суп, сумка, сундук, сухой, зубы, сын, сыпать, сыт, зыбкий. 3. Заключение Логопед: «Наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы учились правильно произносить? Чем похожи и чем различаются эти звуки? Где должен быть язычок при произнесении этих звуков? Какая игра тебе понравилась больше всего? Ты, сегодня большой молодец!»
|