Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

План-конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ФФНР старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков [С] – [З] в прямых слогах и словах»
Логопедия
Автор: Тараева Ирина Евгеньевна   
27.09.2024 15:25

План-конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ФФНР старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков [С] – [З] в прямых слогах и словах»План-конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ФФНР старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков [С] – [З] в прямых слогах и словах»

Цель: дифференциация звуков [С][З] в прямых слогах и словах с открытым слогом при коррекции межзубного сигматизма.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений для звуков [С] и [З]
  • формировать длительную направленную воздушную струю с помощью игры «Футбол»
  • научить правильному артикуляционному укладу при произнесении звуков [С] и [З]
  • учить контролю перед зеркалом за положением языка при произнесении свистящих звуков
  • автоматизировать звуки [С] и [З] в прямых слогах
  • автоматизировать звуки [С] и [З] в словах с открытым слогом.

Скачать конспект

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую моторику
  • развивать артикуляционную моторику
  • развивать мышление
  • развивать зрительное внимание
  • совершенствовать умение понимать обращенную речь.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать терпение и усидчивость
  • воспитывать умение внимательно слушать инструкцию и выполнять задания в соответствии с ней
  • поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: картинки с изображением артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, ватный шарик, кубики, картинки с изображение артикуляции звуков [С] и [З], картинка для физкультминутки, картинки для игры «Найди пару».

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: «Здравствуй, я очень рада видеть тебя».

2. Основная часть

Мотивирующее начало

Логопед: «Сегодня мы будем играть со звуками, а с какими ты должен будешь отгадать сам. Отгадай мои загадки.

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

Ребёнок: «Собака!»

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы.

Ребёнок: «Заяц!»

Логопед: «Молодец, отгадал мои загадки! А теперь послушай, как я скажу эти слова». (повторить слова «собака» и «заяц», чётко выделяя первый звук в каждом слове) Так ты догадался, с какими звуками мы сегодня будем играть?

Ребёнок: «Да, догадался: со звуками [С] и [З]».

Артикуляционная гимнастика

Логопед: «Чтобы нашему язычку было легче произносить звуки [С] и [З], давай потренируем язычок и сделаем зарядку для него».

«Заборчик»

Зубки ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Трубочка»

Мои губы-трубочка

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду-ду.

«Заборчик»«Трубочка»

(чередуются упражнения 5 раз)

«Лягушка»

Тянуть губы прямо к ушкам,

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

«Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык нужно расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

«Накажем непослушный язычок»

На губу язык клади,

Пя-пя-пя произнеси

Мышцы расслабляются

Лопатка получается,

Ты под счёт её держи,

До пяти, до десяти.

«Горка»

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляются!

«Чистим зубки»

Котик Мурзик утром встал,

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

«Часики»

Наш весёлый язычок

Повернулся на бочок

Смотрит влево, смотрит вправо.

Развитие речевого дыхания

Логопед: «А теперь давай поиграем в футбол»

Берем ватный шарик диаметром 2-2, 5 см, ворота делаем на столе из кубиков.

Логопед: «Положи расслабленный язычок

на нижнюю губу. Дуем на кончик языка.

Щёки не раздуваем. Стараемся, полученной воздушной струёй, загнать ватный шарик в ворота.

Анализ артикуляции звуков

Логопед: «Для того, чтобы правильно произносить звуки [С], [З] нужно вспомнить правильное положение губ, зубов, языка при произношении этих звуков.

[С] – губы в улыбке, зубы видны,

но не сомкнуты; широкий кончик

языка находится за нижними

резцами; воздушная струя холодная;

голосовые связки не работают => голоса нет.

[З] – губы в улыбке, зубы видны,

но не сомкнуты; широкий кончик

языка находится за нижними

резцами; воздушная струя холодная;

голосовые связки работают => голос есть.

Логопед: «Давай произнесём звуки [С] и [З]. При этом ты должен смотреть в зеркало и контролировать положение своего языка. Губы у нас в улыбке, зубы образуют заборчик с узкой щёлочкой. Язык за нижними зубами и не выскакивает за забор!»

Распластай язык пошире Язычок широкий – ниже,

Кончик – к нижним зубкам ближе! Кончик – к нижним зубкам ближе!

Посередине языка И со звонким ветерком

Струйку воздуха пускай. Звонко «зззззз» произнесём.

Улыбнись и посвисти, «З» заливисто звенит,

«Ссс, ссс, ссс» – произнеси! Звонко «З» в словах звучит!

Физкультминутка

Зайка

Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Зайцу холодно сидеть, (Присели.)

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.)

А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.

Дифференциация звуков [С] и [З] в прямых слогах

Логопед: «Зайка скачет по лужайке и поёт песенки. Давай, присоединимся к нему. Не забывай смотреть на себя в зеркало и следить за тем, где находится язычок».

СА-СО-СУ-СЫ-СЭ АСА-ОСО-УСУ-ЫСЫ

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ АЗА-ОЗО-УЗУ-ЫЗЫ

СА-ЗА-ЗА ЗЫ-СЫ-ЗЫ

ЗО-ЗО-СО СЭ-ЗЭ-СЭ

СУ-СУ-ЗУ СА-ЗА-СО-ЗУ

Дифференциация звуков [С] и [З] в словах с открытым слогом

Логопед: «Ты просто молодец! Замечательно справился с моими заданиями. А сейчас мы поиграем в игры!»

Игра «Найди пару»: посмотри на картинку слева и назови, что на ней изображено. В этом слове есть звук [С]. А теперь замени его на звук [З] и скажи, что за слово получилось. Найди соответствующую картинку справа и соедини их парами.

Слова: суп-зуб, сайка-зайка, сахар-Захар, лиса-Лиза, коса-коза.

Игра «Эхо»: я буду называть слова, а ты повторяй их за мной, как эхо. Следи за тем, где находится язык!

Речевой материал: сад, санки, самокат, сам, сапоги, сауна, зал, замок, зайка, загадка, сок, сом, сон, соты, сода, зонт, золото, суп, сумка, сундук, сухой, зубы, сын, сыпать, сыт, зыбкий.

3. Заключение

Логопед: «Наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы учились правильно произносить? Чем похожи и чем различаются эти звуки? Где должен быть язычок при произнесении этих звуков? Какая игра тебе понравилась больше всего? Ты, сегодня большой молодец!»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год