Конспект консультации-практикума для родителей «Как заучить стихи с ребёнком» |
Логопедия | |||
Автор: Момот Виктория Владимировна | |||
24.09.2024 03:00 | |||
Конспект консультации-практикума для родителей «Как заучить стихи с ребёнком» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Выразительность речи Подготовила: учитель-логопед МБДОУ №1 Момот В.В. Ноябрь 2023г. Скоро Новый год. Как мы к нему всегда готовимся? Ставим елку, украшаем дом, готовим подарки. А наши дети? Загадывают желания, пишут письма Деду Морозу, ждут его с подарками и готовятся прочитать для него стихотворение. Мы все в детстве учили стихи Деду Морозу. Большинство родителей хотят выучить со своим ребенком стихотворение и услышать его на утреннике. Но не все дети легко, с удовольствием учат стихи, а выучив, готовы на утреннике прочитать стихотворение уверенно, выразительно.
(Обращаю ваше внимание, что стихи именно читают, а не рассказывают, как сказку или историю). Почему? - Кому-то трудно запомнить стихотворение из-за непонимания отдельных слов и содержания стихотворения в целом. - Некоторые дети не чувствуют рифмы и ритма, которые всегда есть в стихотворении. - Выразительность чтения строится на эмоциях и умении пользоваться средствами интонационной выразительности. Всему этому ребенка надо научить и сделать процесс заучивания стихов интересным, увлекательным для ребенка занятием, превратить это занятие в игру. На новогоднем утреннике нет возможности слушать много стихов. Но это можно сделать на отдельном празднике-конкурсе чтецов «У новогодней елки». (Объявление о конкурсе). Сегодня мы с вами начнем подготовку к этому конкурсу: раскроем секреты легкого, увлекательного заучивания стихов и выразительного их прочтения. 1. Начнем с выбора стихотворения. Стихотворение должно быть понятно, интересно ребенку. Кроме того, надо учитывать произносительные возможности ребенка. Трудных пока для произношения звуков в стихотворении должно быть немного. А все поставленные логопедом звуки должны прозвучать правильно. В конкурсе это будет учитываться. 2. Итак, у вас есть стихотворение, которое вы хотите выучить с ребенком. Как это сделать правильно? - Прочтите ребенку стихотворение выразительно: эмоционально, красиво, не торопясь. (Можно использовать интернет ресурсы и послушать стихотворение в исполнении профессиональных чтецов). -Побеседуйте о том, какие чувства вызывает стихотворение, почему, зачем поэт написал его. - Выясните, все ли слова понятны ребенку, объясните значение малознакомых слов и выражений. - Задайте ребенку вопросы по содержанию текста, которые помогут ему лучше понять текст, а вам – выяснить понимание. - Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда употребляет правильно. Нужно сразу выделить такие слова и попросить ребенка произнести их правильно, потому что после заучивания сделать это будет трудно. - Обратите внимание на интонацию каждой строчки, силу голоса при чтении стихотворения, паузы и логическое ударение. 3. Заучивание. - Есть хороший метод заучивания: превратить это в игру. Таким способом даже дети полутора лет способны заучивать легкие стихотворные тексты. С малышами хорош метод добавления ребенком последнего слова каждой строчки. -Хороший способ заучивания – рисование стихотворения. Если рисовать на бумаге сложно, можно «рисовать» в воздухе. Этот метод развивает воображение. - Если что-то не складывается с рисованием, можно использовать ритм. При перекидывании мяча повторять строчку за строчкой. Можно добавить марширование или танцы. Главное, не забывать про основную цель и постоянно проговаривать строчку за строчкой. - Есть проверенный способ привития любви к стихотворениям – инсценировать его и сопровождать определенными описывающими движениями. - Можно предложить ребенку побывать в роли известного актера. - Можно подобрать какие-то элементы костюма, атрибуты по содержанию текста (наличие костюма или его элементов приветствуется и на конкурсах чтецов). - Чтобы не было каши в голове, не надо заучивать сразу все стихотворение, даже если все пошло хорошо. «Учить стихотворение понемногу» простой и эффективный способ (у малышей это 1-2 строчки, дети постарше учат стихи четверостишьями). - Помогут также игровые приемы: чтение стихотворения по-разному: грустно, весело, скучно, как робот, радостно; заучивание стихотворения в лицах, драматизация. А теперь поучимся использовать при чтении стихов средства интонационной выразительности. Этих средств несколько. Рассмотрим наиболее понятные и важные. 1. Сила голоса. Мы постоянно говорим детям: «Говори громко.» учим читать стихи громко. Но использование силы голоса как средства выразительности — это не просто громкое чтение или рассказывание, это умение управлять голосом, переходить от тихого к громкому звучанию и наоборот. И умение выбирать, где над читать громко, а где – потише или совсем тихо. Давайте выберем, какое стихотворение как читать. Обычно это понятно из текста. А) эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо. Жили-были серый еж и его ежиха. Серый еж был очень тих. И ежиха тоже. И ребенок был у них – Очень милый ежик. (С. Маршак) Б) Приехали! Приехали! Родители приехали! С конфетами, с орехами! Родители приехали! А.Барто В) Скажи погромче слово «гром» Грохочет слово, словно гром. Скажи потише «шесть мышат» - И сразу мыши зашуршат. А.Барто. А теперь давайте потренируемся постепенно изменять силу голоса. 1) Посчитаем от 1 до 10, постепенно увеличивая силу голоса, а потом посчитаем обратно, постепенно понижая громкость. 2)Ударяй тихонечко: стук – стук – стук (тихо), И тогда услышишь ты нежный звук (тихо). Ударяй сильнее: стук – стук – стук (громко), И тогда услышишь громкий звук (громко). 3)А сова – все ближе, ближе (голосом средней силы), А сова – все ниже, ниже (голосом средней силы) И кричит (громко) В тиши ночной (тихо): Поиграй, дружок, со мной! (громко) (С. Маршак) 2. Темп – это скорость движения речи. Кто-то привык говорить быстро, кто-то медленно. Но темп выразительного чтения может меняться. Чтобы это нагляднее показать детям, мы двигаемся и говорим с разной скоростью. Еле-еле, еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Все быстрей, быстрей, бегом Карусель кругом, кругом! Тише, тише, не спешите! Карусель остановите. 3. Логическое ударение — это выделение наиболее важного слова во фразе. Способы выделения:
-пауза перед словом, а иногда и после него. МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ. Произнесем эту фразу, меняя ударное слово. При разучивании стихов слова, на которые падает логическое ударение, выделяются. 4. Высота голоса. Голос, как и взгляд, передает эмоциональное состояние человека. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним называется ГИБКОСТЬЮ голоса. Назовем дни недели, начав высоким голосом (как птичка) и закончив низким (как медведь). 5. Важно в речи чувствовать эмоциональное состояние героя и передавать его с помощью мимики и жестов. Тут мы и используем прием драматизации, театр. Подходят для этого русские народные сказки, например. «Теремок», «Репка», «Колобок». Давайте и мы с вами немного поиграем в театр, но возьмем для этого новогодний диалог с медведем, который, видимо, решил не спать, а встретить Новый год, как все люди, елкой. - Ты куда идешь, медведь? - В город, елку поглядеть. -А зачем тебе она? -Новый год встречать пора. -Где поставишь ты ее? -В лес возьму, в свое жилье. -Что ж не вырубишь в лесу? -Жалко. Лучше принесу. Кто разговаривает с медведем — непонятно. Допустим, это человек (девочка). А теперь это будет ЛИСА. (ЗАЙЧИК-ТРУСИШКА, ВОЛК, БЕЛКА, ВОРОНА) Драматизация стихотворения с родителями. Вот так мы с вами рассмотрели наиболее яркие приемы работы над выразительностью речи наших детей, да и нашей речи тоже. Ведь мы для детей – образец для подражания. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча, наше занятие поможет вам справиться с проблемой запоминания стихов (если она есть) и выразительностью их исполнения. Желаю успехов в предстоящем конкурсе чтецов и во всех конкурсах выразительного чтения, которые у ваших детей впереди. Спасибо за внимание и за участие в этом практикуме!
|