Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями через взаимодействие с семьёй. |
Логопедия | |||
Автор: Терентьева Светлана Сергеевна | |||
06.09.2024 08:24 | |||
Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями через взаимодействие с семьёй. В условиях современного дошкольного образования качество освоения детьми коммуникативных навыков оказывает значительное влияние на их успешность в социальном взаимодействии и интеграции в общество. Особенно это актуально для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), у которых нарушено формирование всех компонентов языковой системы, включая лексику, грамматику, связную речь, звукопроизношение. Речевая недостаточность у таких детейможет варьироваться от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия развернутой с выраженными нарушениями лексики, грамматики и звукопроизношения. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети входят в основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при освоении навыков письма и чтения. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются именнов дошкольном возрасте. Это включаетразвитие слуховой функции ребенка, в частности фонематического слуха; развитие зрительно – пространственных представлений; развитие графо-моторного навыка, а также совершенствование всех компонентовустной речи, таких как звукопроизношение, лексика, грамматика и связная речь.
Своевременная целенаправленная коррекционно-развивающая работа с детьми по преодолению речевых нарушенийбудет наиболее эффективна, если она будет осуществляться в тесном контакте учителя-логопеда с родителями. С этой цельюбыл разработан и систематизирован практический материал, который могут использовать не только учителя-логопеды, воспитатели, но и родители в осуществлении коррекционно-развивающей работы. Пособие «Речевые игры, задания, упражнения для детей и их родителей» предназначено для работы с детьми 5-6 лет с нарушениями речи. Его цель — создание условий для оказания практической помощи в организации целенаправленной совместной деятельности по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Основные задачи пособия включают:
Названные задачи решаются концентрически, за счёт усложнения и различной сочетаемости упражнений. Изложенный в пособии практический материал рассчитан на систематическуюработу на протяжениивсего учебного года. Блок упражнений на каждуюнеделю составлен с учётом определённой лексической темы и возрастных особенностей. Содержание лексических тем на учебный год охватывает различные направления, включая сезонные изменения, природные явления, животных, предметы быта, а также социальные и культурные аспекты жизни. Перечень лексических тем на учебный год: «Осенняя ярмарка. Овощи, фрукты», «Осень. Сезонные изменения. Лес, грибы, ягоды», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Игрушки», «Одежда. Головные уборы. Обувь», «Посуда. Продукты питания», «Мебель», «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новогодний праздник», «Наша Родина. Наш город», «Профессии», «Материалы и инструменты», «Транспорт. Правила дорожного движения», «День защитника Отечества», «Семья», «Мамин праздник. Женские профессии», «Комнатные растения», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные весной», «Весна. Перелётные птицы», «Космос. Воздушный транспорт», «Рыбы», «Откуда хлеб пришёл?», «Насекомые». Эти темы помогают детям систематически изучать окружающий мир, узнавать о природе, животных, профессиях, а также об особенностях своего родного города и страны, что способствует комплексному развитию кругозора. Каждая тема включает задания по формированию лексико-грамматического строя языка, фонематического восприятия, слоговой структуры речи, навыков звукового анализа и синтеза, развитию связной речи и графомоторных навыков. Задания сформулированы таким образом, чтобы родители без специальной коррекционно-педагогической подготовки могли легко понять их, правильно направить ребенка и оказать помощь в случае трудностей. Занятия рекомендуется проводить систематически с многократным повторением упражнений, ежедневно в течение 15-25 минут, в игровой форме. Пособие может использоваться учителем-логопедом, воспитателем с группой детей или индивидуально родителямидома. Эта форма работы позволяет выстраивать партнёрское взаимодействие педагогов с родителями детей для решения коррекционно-развивающих задач. При выполнении упражнений можно использовать дополнительные средства обучения: мяч, микрофон, игрушки, муляжи, предметные и сюжетные картинки, счётный материал, камни марблс, цветные карандаши и др. Некоторые речевые игры можно проводить во время прогулок, наблюдений за природой, по дороге в детский сад, в режимных моментах. Увлекательная форма предлагаемых заданий, приспособленных к детскому развитию, способствует повышению познавательной активности детей, созданию эмоциональной атмосферы в совместной деятельности со взрослым, при которой дети эффективно усваивают учебный материал. Данное пособие используется в коррекционно-развивающей работе с детьми 5-6 лет в течении 6 лет. Наблюдения и результаты диагностики показали, что дети:
- владеют предпосылками к обучению грамоте. Таким образом, можно отметить, что использование данного практического материала способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями. Это, в свою очередь, помогает развивать коммуникативные навыки, которые являются основой социального взаимодействия и необходимым условием социализации ребенка. При разработке данного пособия была использована следующая литература:
Терентьева Светлана Сергеевна Учитель-логопед, МБДОУ д/с 395, г. Новосибирск
|