«Сенсорный профиль ребенка со статусом ОВЗ. Развитие сенсорной интеграции в рамках коррекционной работы учителя-логопеда»
И нормотипичные дети, и дети с нарушениями развития (ОВЗ) имеют свои особенности. Одна из особенностей –это сенсорный профиль, который влияет на поведение ребенка, на социальное взаимодействие, на обучаемость.
Сенсорный профиль –это то, как ребенок воспринимает и реагирует на различные сенсорные стимулы в окружающей среде.
Виды сенсорных систем:
- Тактильная: ощущения от прикосновений (рецепторных клеток кожи). Эти рецепторы расположены по всей поверхности тела и передают информацию о прикосновении, давлении, вибрации, температуре и боли.
- Вестибулярная: информация о движении, гравитации, изменение положения головы. Сообщает о движение или неподвижности, направлении и скорости передвижения. Тесно связана с аудиальной и зрительной системой. Расположена в структурах уха.
- Проприоцептивная: информация о положении тела в пространстве, частей тела, их связи друг с другом и по отношению к окружающим людям и объектам. Рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях, соединительных тканях, суставах. Например, держа в руках кубик, мы определяем его форму благодаря этой системе.
- Зрительная: информация об изображениях (проекциях) окружающего мира. Происходит через восприятие и преобразование излучений видимого спектра. Благодаря зрительной системе мозг формирует визуальное представление об окружающем мире.
- Слуховая: информация об акустических стимулах (звуковых волнах). Слуховая система связана с ориентировкой в окружающей среде, реакцией на опасность. На основе взаимосвязи слуховой и зрительной систем у ребенка формируется номинативная функция речи: соотнесение предмета со словом, его обозначающим.
- Обонятельная: информация о присутствии в окружающей среде определенных химических соединений (запахи). Эволюционно обонятельная система связана с распознаванием «свой-чужой», а также с реакцией на опасные стимулы. Благодаря запахам человек дополняет представление о предмете и формирует отношение к нему.
- Вкусовая: информация о вкусовых раздражениях.
Как проявляются особенности сенсорного профиля?
- Некоторые дети менее подвижны и имеют проблемы с координацией движения, что влияет на их участие в физических играх и активностях. Так происходит, потому что они слишком чувствительны к стимулам окружающей среды (гиперчувствительные).
- Некоторые дети испытывают перегрузку от чрезмерного количества любой входящей сенсорной информации, будь то звуки, свет, тактильные ощущения. Поэтому они быстро и легко раздражаются, не могут фокусироваться на задачах, капризничают (гипочувствительные).
- Сенсорный профиль также влияет на саморегуляцию (как ребенок справляется со стрессом и перегрузкой), восполнение ресурса (как он отдыхает и набирается сил), занятия и хобби (чем ему будет интересно и комфортно заниматься).
Характеристики детей гипо и гипер чувствительных.
У гиперчувствительных детей включается защита организма от внешних стимулов. Гипочувствительные дети находятся в сенсорном поиске.
Система кожной чувствительности:
Гиперчувствительный:
- не любит когда что-то липкое на руках (пластилин, грязь, краска и т.д.)
- не любит конкретную текстуру одежды
- не любит одевать шапку и перчатки
- не любит мыть голову, подстригать волосы
- не любит хрустящую, требующую продолжительного жевания еду
- испытывает неприятные ощущения при касании или объятиях, поцелуях
- чрезмерно боится щекотки
- избегает использовать руки для игры или ухода за собой.
Гипочувствительный:
- бьется головой, кусает себя сам, щиплет кожу
- любит липкие материалы, песок, мягкие игрушки, ковры с ворсом, щётки
- любит касания, поцелуи, щекотку
- не реагируют или ему нравится, когда его растирают жесткой мочалкой или руками по коже
Вестибулярная система:
Гиперчувствительный:
- боится встать на ступеньки эскалатора
- боится качаться на качелях, кататься на горках
- не любит, когда его кружат на руках
- не переносит езду в автомобиле, трамвае, поезде
- не любит нестабильные поверхности
Гипочувствительный:
- любит бегать и кататься с горки
- качается на качелях и каруселях часами
- любит автобусы, трамваи, поезда
- любит кружиться
- забирается на любые нестабильные поверхности, прыгает на мячике, батуте
Проприоцептиная система:
Гиперчувствительный:
- избегает объятий
- не переносит давящей одежды, завязок, резинок
- старается избегать тесных закрытых мест
- не любит тяжёлых одеял и тяжёлой зимней одежды.
Гипочувствительный:
- толкает и поднимает тяжёлые вещи
- бросает тяжелые вещи
- любит быть в тесных, закрытых местах, глубокое давление
- любит сильные объятия
- висит на перекладине
- любит удары, битьё по стенке, любит сильные прыжки
Зрительное восприятие:
Гиперчувствительный:
- предпочитает темноту
- часто закрывает глаза
- избегает солнца и яркого цвета, любит спокойные цвета
- не любит мелькания перед глазами
- быстро перегружается при обилии ярких стимулов.
Гипочувствительный:
- включает и выключает свет
- смотрит на повторяющиеся движения (переворачивание страниц книги, открывает-закрывает дверь, его пальцы двигаются перед лицом)
- выстраивает вещи в линию, смотрит на предметы, скосив глаза
- смотрит на предметы из необычного угла зрения
- любит яркие цвета
- любит смотреть рекламу и яркие активные мультфильмы
Слуховое восприятие:
Гиперчувствительный:
- плачет, когда включают домашние электроприборы (пылесос, дрель)
- любит, когда говорят мягким голосом, может слышать очень слабые звуки
- быстро перегружается в шумном месте
- боится строительных работ и метро.
Гипочувствительный:
- не реагирует, когда люди говорят, спрашивают его
- не понимает длинные фразы, в быстром темпе, произнесенные мягким голосом
- любит музыку и конкретные звуки, ритмичные звуки
- любит игрушки, которые издают конкретные звуки
- любит, когда с ним говорят как в мультфильмах
Зачем нужно знать сенсорный профиль ребенка педагогу и родителям:
- во-первых сенсорный профиль –это подсказка для взрослых в понимании почему ребенок ведет себя так или иначе.
- во-вторых, это возможность предоставить ребенку индивидуализированную поддержку и подходящую именно ему стимуляцию для развития.
- в-третьих, без понимания, как именно «устроен» ребенок, невозможно сделать его быт комфортным и уютным для него.
Сенсорный профиль можно развивать, усиливая и расширяя сенсорный опыт ребенка, который в свою очередь способствует более полноценному восприятию окружающего мира и развитию нервной системы.
Сенсорный опыт ребенка можно развивать через игры, физическую активность, творчество, разнообразную еду, книги с картинками, музыку, песни и любое другое взаимодействие с окружающим миром, где ребенок играет роль испытателя, находится внутри ситуации, а не просто сторонний наблюдатель.
Создание сенсорных комнат, как в условиях детского сада, так и в домашних условиях. Но все это больше относится к воспитателям, психологам дс, родителям.
В классических логопедических методах и средствах коррекции идет опора на зрительные и слуховые системы. Но в рамках сенсорной интеграции учитываются все системы, и основной упор делается на тактильную, вестибулярную и проприоцептивную. Что я и использую в своей работе. Это помогает сократить период автоматизации звуков в слогах, словах, фразах, связной речи. Помогает освоить слоговую структуру слова, грамматику освоить, сконцентрировать ребенка на выполнении задания, если у ребенка проблемы поведенческого характера.
1. При автоматизации звуков в слогах, словах, связной речи, спонтанной речи я использую балансировочную доску. Которая помогает решать сразу несколько задач: развитие восприятие собственного тела в пространстве, восприятие частей тела относительно друг друга и развитие разных компонентов речи (артикуляция, звукопроизношение, грамматический строй речи):
- одновременное движение артикуляционных укладов и движения рук
- автоматизация звука в словах, слогах (бросать мешочек и произносить слова, делить слова на слоги и т.д.)
2. Игры с сыпучими материалами (крупы, песок, пластилин, кинетический песок и т.д.): -мы лепим буквы, которые обозначают тот звук, который учим,
- при запуске речи с неговорящими детьми, ребенок ищет игрушки в песке, крупе, в гелевых шариках и пытается назвать игрушку
- артикуляционная гимнастика (нашел игрушку –сделай упражнение, например, нашел лопатку, сделай лопатку и т.д.)
- решается задача слоговой структуры слова, произношения того или иного звука в словах, тренировка падежных окончаний (я вижу лопатку, нашел тигра, я закопал зайку и т.д.)
3. «Глагольная дорожка»: хлопни-топни-стукни-жми-тяни-дуй. Дети «безречевые» учатся переключаться (с одного действия на другое), проговаривают сначала звукокомплексы (хлоп-топ-тук-жух-иии-), затем –глаголы (я хлопаю, я топаю, я жму, я стучу, я тяну, я дую), затем проговаривание слов по слогам (хлопая, топая, стуча, тянуть ит. д.), грамматические формы осваивает ребенок, спрягать глаголы (я спешу в школу, ты спешишь в школу, он спешит в школу, она спешит в школу, они спешат в школу и т.д.).
4. Использования на занятиях природного материала: шишки, орешки, желуди, ракушки, камушки разного размера, формы и т.д. И с их помощью решаются задачи на развитие переключаемости, автоматизации звуков, слоговой структуры речи, мелкой моторики. (Например, разложи шишки и ракушки чередуя друг с другом. Ракушка-кулак, шишка-ладонь, ракушка –звук С, шишка-звук Ш и т.д. А теперь положи на место, но ракушку возьми левой рукой и послушай море, а затем в корзину положи, а шишку возьми в правую руку и поднеси к носу, а затем положи в корзину.)
5. Развитие восприятия цвета и мелкой моторики решается с помощью сортеров. Например, Тема: Морские обитатели. Разложить пинцетом (щипцами) морских животных по чашечкам в соответствии с цветом. Одновременно можно решать задачи по автоматизации звука в слогах, словах, фразах (степень сложности зависит от возраста и задачи). Таким образом, автоматизация происходит быстрее, способствует решению проблемы «кабинетной речи».
6. В идеале «логопедический кабинет» должен быть девственно чистым от разных пособий, игрушек, он должен быть мобильным и наполнятся игрушками, картинками по необходимости. Ребенка ничего не должно отвлекать, раздражать.
|