Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Сенсорный профиль ребенка со статусом ОВЗ. Развитие сенсорной интеграции в рамках коррекционной работы учителя-логопеда»
Логопедия
Автор: Шадрина Ирина Викторовна   
06.09.2024 23:31

«Сенсорный профиль ребенка со статусом ОВЗ. Развитие сенсорной интеграции в рамках коррекционной работы учителя-логопеда»«Сенсорный профиль ребенка со статусом ОВЗ. Развитие сенсорной интеграции в рамках коррекционной работы учителя-логопеда»

И нормотипичные дети, и дети с нарушениями развития (ОВЗ) имеют свои особенности. Одна из особенностей –это сенсорный профиль, который влияет на поведение ребенка, на социальное взаимодействие, на обучаемость.

Сенсорный профиль –это то, как ребенок воспринимает и реагирует на различные сенсорные стимулы в окружающей среде.

Виды сенсорных систем:

  1. Тактильная: ощущения от прикосновений (рецепторных клеток кожи). Эти рецепторы расположены по всей поверхности тела и передают информацию о прикосновении, давлении, вибрации, температуре и боли.
  2. Вестибулярная: информация о движении, гравитации, изменение положения головы. Сообщает о движение или неподвижности, направлении и скорости передвижения. Тесно связана с аудиальной и зрительной системой. Расположена в структурах уха.
  3. Проприоцептивная: информация о положении тела в пространстве, частей тела, их связи друг с другом и по отношению к окружающим людям и объектам. Рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях, соединительных тканях, суставах. Например, держа в руках кубик, мы определяем его форму благодаря этой системе.
  4. Зрительная: информация об изображениях (проекциях) окружающего мира. Происходит через восприятие и преобразование излучений видимого спектра. Благодаря зрительной системе мозг формирует визуальное представление об окружающем мире.
  5. Слуховая: информация об акустических стимулах (звуковых волнах). Слуховая система связана с ориентировкой в окружающей среде, реакцией на опасность. На основе взаимосвязи слуховой и зрительной систем у ребенка формируется номинативная функция речи: соотнесение предмета со словом, его обозначающим.
  6. Обонятельная: информация о присутствии в окружающей среде определенных химических соединений (запахи). Эволюционно обонятельная система связана с распознаванием «свой-чужой», а также с реакцией на опасные стимулы. Благодаря запахам человек дополняет представление о предмете и формирует отношение к нему.
  7. Вкусовая: информация о вкусовых раздражениях.

Как проявляются особенности сенсорного профиля?

  1. Некоторые дети менее подвижны и имеют проблемы с координацией движения, что влияет на их участие в физических играх и активностях. Так происходит, потому что они слишком чувствительны к стимулам окружающей среды (гиперчувствительные).
  2. Некоторые дети испытывают перегрузку от чрезмерного количества любой входящей сенсорной информации, будь то звуки, свет, тактильные ощущения. Поэтому они быстро и легко раздражаются, не могут фокусироваться на задачах, капризничают (гипочувствительные).
  3. Сенсорный профиль также влияет на саморегуляцию (как ребенок справляется со стрессом и перегрузкой), восполнение ресурса (как он отдыхает и набирается сил), занятия и хобби (чем ему будет интересно и комфортно заниматься).

Характеристики детей гипо и гипер чувствительных.

У гиперчувствительных детей включается защита организма от внешних стимулов. Гипочувствительные дети находятся в сенсорном поиске.

Система кожной чувствительности:

Гиперчувствительный:

  • не любит когда что-то липкое на руках (пластилин, грязь, краска и т.д.)
  • не любит конкретную текстуру одежды
  • не любит одевать шапку и перчатки
  • не любит мыть голову, подстригать волосы
  • не любит хрустящую, требующую продолжительного жевания еду
  • испытывает неприятные ощущения при касании или объятиях, поцелуях
  • чрезмерно боится щекотки
  • избегает использовать руки для игры или ухода за собой.

Гипочувствительный:

  • бьется головой, кусает себя сам, щиплет кожу
  • любит липкие материалы, песок, мягкие игрушки, ковры с ворсом, щётки
  • любит касания, поцелуи, щекотку
  • не реагируют или ему нравится, когда его растирают жесткой мочалкой или руками по коже

Вестибулярная система:

Гиперчувствительный:

  • боится встать на ступеньки эскалатора
  • боится качаться на качелях, кататься на горках
  • не любит, когда его кружат на руках
  • не переносит езду в автомобиле, трамвае, поезде
  • не любит нестабильные поверхности

Гипочувствительный:

  • любит бегать и кататься с горки
  • качается на качелях и каруселях часами
  • любит автобусы, трамваи, поезда
  • любит кружиться
  • забирается на любые нестабильные поверхности, прыгает на мячике, батуте

Проприоцептиная система:

Гиперчувствительный:

  • избегает объятий
  • не переносит давящей одежды, завязок, резинок
  • старается избегать тесных закрытых мест
  • не любит тяжёлых одеял и тяжёлой зимней одежды.

Гипочувствительный:

  • толкает и поднимает тяжёлые вещи
  • бросает тяжелые вещи
  • любит быть в тесных, закрытых местах, глубокое давление
  • любит сильные объятия
  • висит на перекладине
  • любит удары, битьё по стенке, любит сильные прыжки

Зрительное восприятие:

Гиперчувствительный:

  • предпочитает темноту
  • часто закрывает глаза
  • избегает солнца и яркого цвета, любит спокойные цвета
  • не любит мелькания перед глазами
  • быстро перегружается при обилии ярких стимулов.

Гипочувствительный:

  • включает и выключает свет
  • смотрит на повторяющиеся движения (переворачивание страниц книги, открывает-закрывает дверь, его пальцы двигаются перед лицом)
  • выстраивает вещи в линию, смотрит на предметы, скосив глаза
  • смотрит на предметы из необычного угла зрения
  • любит яркие цвета
  • любит смотреть рекламу и яркие активные мультфильмы

Слуховое восприятие:

Гиперчувствительный:

  • плачет, когда включают домашние электроприборы (пылесос, дрель)
  • любит, когда говорят мягким голосом, может слышать очень слабые звуки
  • быстро перегружается в шумном месте
  • боится строительных работ и метро.

Гипочувствительный:

  • не реагирует, когда люди говорят, спрашивают его
  • не понимает длинные фразы, в быстром темпе, произнесенные мягким голосом
  • любит музыку и конкретные звуки, ритмичные звуки
  • любит игрушки, которые издают конкретные звуки
  • любит, когда с ним говорят как в мультфильмах

Зачем нужно знать сенсорный профиль ребенка педагогу и родителям:

  • во-первых сенсорный профиль –это подсказка для взрослых в понимании почему ребенок ведет себя так или иначе.
  • во-вторых, это возможность предоставить ребенку индивидуализированную поддержку и подходящую именно ему стимуляцию для развития.
  • в-третьих, без понимания, как именно «устроен» ребенок, невозможно сделать его быт комфортным и уютным для него.

Сенсорный профиль можно развивать, усиливая и расширяя сенсорный опыт ребенка, который в свою очередь способствует более полноценному восприятию окружающего мира и развитию нервной системы.

Сенсорный опыт ребенка можно развивать через игры, физическую активность, творчество, разнообразную еду, книги с картинками, музыку, песни и любое другое взаимодействие с окружающим миром, где ребенок играет роль испытателя, находится внутри ситуации, а не просто сторонний наблюдатель.

Создание сенсорных комнат, как в условиях детского сада, так и в домашних условиях. Но все это больше относится к воспитателям, психологам дс, родителям.

В классических логопедических методах и средствах коррекции идет опора на зрительные и слуховые системы. Но в рамках сенсорной интеграции учитываются все системы, и основной упор делается на тактильную, вестибулярную и проприоцептивную. Что я и использую в своей работе. Это помогает сократить период автоматизации звуков в слогах, словах, фразах, связной речи. Помогает освоить слоговую структуру слова, грамматику освоить, сконцентрировать ребенка на выполнении задания, если у ребенка проблемы поведенческого характера.

1. При автоматизации звуков в слогах, словах, связной речи, спонтанной речи я использую балансировочную доску. Которая помогает решать сразу несколько задач: развитие восприятие собственного тела в пространстве, восприятие частей тела относительно друг друга и развитие разных компонентов речи (артикуляция, звукопроизношение, грамматический строй речи):

  • одновременное движение артикуляционных укладов и движения рук
  • автоматизация звука в словах, слогах (бросать мешочек и произносить слова, делить слова на слоги и т.д.)

2. Игры с сыпучими материалами (крупы, песок, пластилин, кинетический песок и т.д.): -мы лепим буквы, которые обозначают тот звук, который учим,

  • при запуске речи с неговорящими детьми, ребенок ищет игрушки в песке, крупе, в гелевых шариках и пытается назвать игрушку
  • артикуляционная гимнастика (нашел игрушку –сделай упражнение, например, нашел лопатку, сделай лопатку и т.д.)
  • решается задача слоговой структуры слова, произношения того или иного звука в словах, тренировка падежных окончаний (я вижу лопатку, нашел тигра, я закопал зайку и т.д.)

3. «Глагольная дорожка»: хлопни-топни-стукни-жми-тяни-дуй. Дети «безречевые» учатся переключаться (с одного действия на другое), проговаривают сначала звукокомплексы (хлоп-топ-тук-жух-иии-), затем –глаголы (я хлопаю, я топаю, я жму, я стучу, я тяну, я дую), затем проговаривание слов по слогам (хлопая, топая, стуча, тянуть ит. д.), грамматические формы осваивает ребенок, спрягать глаголы (я спешу в школу, ты спешишь в школу, он спешит в школу, она спешит в школу, они спешат в школу и т.д.).

4. Использования на занятиях природного материала: шишки, орешки, желуди, ракушки, камушки разного размера, формы и т.д. И с их помощью решаются задачи на развитие переключаемости, автоматизации звуков, слоговой структуры речи, мелкой моторики. (Например, разложи шишки и ракушки чередуя друг с другом. Ракушка-кулак, шишка-ладонь, ракушка –звук С, шишка-звук Ш и т.д. А теперь положи на место, но ракушку возьми левой рукой и послушай море, а затем в корзину положи, а шишку возьми в правую руку и поднеси к носу, а затем положи в корзину.)

5. Развитие восприятия цвета и мелкой моторики решается с помощью сортеров. Например, Тема: Морские обитатели. Разложить пинцетом (щипцами) морских животных по чашечкам в соответствии с цветом. Одновременно можно решать задачи по автоматизации звука в слогах, словах, фразах (степень сложности зависит от возраста и задачи). Таким образом, автоматизация происходит быстрее, способствует решению проблемы «кабинетной речи».

6. В идеале «логопедический кабинет» должен быть девственно чистым от разных пособий, игрушек, он должен быть мобильным и наполнятся игрушками, картинками по необходимости. Ребенка ничего не должно отвлекать, раздражать.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год