Игровые приемы сенсомоторной интеграции в коррекционной работе учителя — логопеда с детьми с ЗПР, при логопункте ДОУ. |
Логопедия | |||
Автор: Хаменок Ольга Анатольевна Левицкис Марина Григорьевна | |||
06.06.2024 20:23 | |||
Игровые приемы сенсомоторной интеграции в коррекционной работе учителя — логопеда с детьми с ЗПР, при логопункте ДОУ.
МАДОУ «Детский сад №8» город Череповец Аннотация В этой статье рассматривается значение и взаимодействие сенсорного и моторного развития в коррекции речи у детей с ЗПР. Известно, что движения в жизни ребенка играют большую роль, как в физическом развитии, так и психологическом. Как только малыш начинает двигаться: ползать, сидеть, стоять- начинают развиваться моторные функции, а затем психические и речь. Именно функции психики: моторные и сенсорные, а также возможность уметь этим управлять, являются – базовыми. Если нарушено их формирование, то в дальнейшем развитии появятся проблемы в: памяти, мышлении, внимании и речи.
Главной составляющей полноценного развития детей с ЗПР является развитие сенсомоторной интеграции. Сенсомоторная интеграция — это взаимодействие всех органов чувств. Она начинает свое развитие внутриутробно. Взаимодействие всех органов чувств нам нужно для того, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Иными словами всё то, что мы получаем от органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система), чувство положения тела в пространстве (проприоцепция), поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше и достовернее информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Сенсомоторная интеграция для детей дошкольного возраста — это совместное функционирование пяти органов чувств: слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Сенсорная и моторная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры — это основадля обучения чтению, письму и адекватному поведению в социуме. Известно, что взаимосвязь становления психического и физического воспитания, овладение речью в полной мере зависит от уровня сенсомоторного развития детей, насколько точно ребенок слышит, видит, осязает окружающее и понимает, насколько точно владеет своими знаниями выражает свой опыт в речи. Процессы познания ребенка и взрослого различны. Взрослые познают мир умом, а дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в дошкольном возрастес ЗПР выражается, в первую очередь, в развитии восприятия, мышления и осмысленной предметной деятельности. В процессе развития восприятия ребенок постепенно увеличивает слуховые, зрительные, тактильно-двигательные, осязательные образы. На сегодняшний день, по статистическим данным, каждый 5 ребенок с тяжелыми нарушениями речи страдает сенсорным нарушением, а именно: - нарушение слуховоговосприятия: ребенок пугается громких звуков, не переносит определенную музыку, тембр голоса, шума, часто закрывает уши руками. - нарушение зрительного восприятия: ребенок может отводить взгляд, не любит яркого освещения, ему не нравится подниматься и спускаться по лестнице, а также ходьба через препятствия. -нарушения тактильного восприятия: ребенок не любит играть с пластилином и песком; боится испачкаться красками и клеем; избегает ходьбу босиком и прикосновения к себе. -нарушение моторной и вестибюлярной дисфункции: дети часто раскоординированные. Новые движения запоминаются с трудом: катание на велосипеде, попеременное ползанье по лестнице или по-пластунски. А главное отличие такого нарушения, это неустойчивость внимания при большом количестве раздражителей. В связи с этим одна из основных задач коррекционной работы учителя – логопеда – развитие интереса к обучению через сенсомоторные стимулы. Логопедам нужно заинтересовать детей с ЗПР так, чтобы у них появилось желание что-то делать, чтобы появилась мотивация к речи. Для того чтобы в памяти детей закрепилось новое понятие, ему требуется его услышать, увидеть, попробовать и потрогать, и желательно несколько раз. У детей с нарушением речи и ЗПР, отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, часто дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации. Мы считаем, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение игровых приемов сенсомоторной интеграции в общую систему коррекционной работы. Игровые приемы сенсомоторной интеграции в работе учителя- логопеда, предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлены на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения, мышления через сенсорику. В данном опыте, нами представлены игровые приемы по обогащению чувственного опыта детей, созданию связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, предметно-практической деятельности, созданию определённой развивающей предметно-пространственной среды. Это «несерьезные игры», которые оказывают серьезное воздействие на развитие нервной системы ребенка в коррекционной работе учителя-логопеда. Игры на развитие общей моторики, чувства ритма и чувства равновесия:
Игры на развитие восприятия:
Таким образом, исходя из практического опыта, можно предположить, что включение игровых приемов сенсомоторной интеграции в работу учителя-логопеда, позволит улучшить общую эффективность коррекционной работы и поможет достигнуть положительного эффекта в улучшении показателей регуляции поведения, мышления, речи, внимания, слухового восприятия, моторики. Список литературы:
Тезисы: сенсомоторная интеграция, коррекционная работа, с дети с ЗПР, слуховое восприятие, зрительное восприятие, тактильное восприятие, моторная координация, развитие детей, нарушение мышления.
|