Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровые приемы сенсомоторной интеграции в коррекционной работе учителя — логопеда с детьми с ЗПР, при логопункте ДОУ.
Логопедия
Автор: Хаменок Ольга Анатольевна Левицкис Марина Григорьевна   
06.06.2024 20:23

Игровые приемы сенсомоторной интеграции в коррекционной работе учителя — логопеда с детьми с ЗПР, при логопункте ДОУ.Игровые приемы сенсомоторной интеграции в коррекционной работе учителя — логопеда с детьми с ЗПР, при логопункте ДОУ.

  • Хаменок Ольга Анатольевна, учитель-логопед
  • Левицкис Марина Григорьевна, учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад №8» город Череповец

Аннотация

В этой статье рассматривается значение и взаимодействие сенсорного и моторного развития в коррекции речи у детей с ЗПР. Известно, что движения в жизни ребенка играют большую роль, как в физическом развитии, так и психологическом. Как только малыш начинает двигаться: ползать, сидеть, стоять- начинают развиваться моторные функции, а затем психические и речь. Именно функции психики: моторные и сенсорные, а также возможность уметь этим управлять, являются – базовыми. Если нарушено их формирование, то в дальнейшем развитии появятся проблемы в: памяти, мышлении, внимании и речи.

 

Главной составляющей полноценного развития детей с ЗПР является развитие сенсомоторной интеграции.

Сенсомоторная интеграция — это взаимодействие всех органов чувств. Она начинает свое развитие внутриутробно. Взаимодействие всех органов чувств нам нужно для того, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.

Иными словами всё то, что мы получаем от органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система), чувство положения тела в пространстве (проприоцепция), поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше и достовернее информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

Сенсомоторная интеграция для детей дошкольного возраста — это совместное функционирование пяти органов чувств: слух, зрение, обоняние, осязание и вкус.

Сенсорная и моторная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры — это основадля обучения чтению, письму и адекватному поведению в социуме.

Известно, что взаимосвязь становления психического и физического воспитания, овладение речью в полной мере зависит от уровня сенсомоторного развития детей, насколько точно ребенок слышит, видит, осязает окружающее и понимает, насколько точно владеет своими знаниями выражает свой опыт в речи.

Процессы познания ребенка и взрослого различны. Взрослые познают мир умом, а дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в дошкольном возрастес ЗПР выражается, в первую очередь, в развитии восприятия, мышления и осмысленной предметной деятельности. В процессе развития восприятия ребенок постепенно увеличивает слуховые, зрительные, тактильно-двигательные, осязательные образы.

На сегодняшний день, по статистическим данным, каждый 5 ребенок с тяжелыми нарушениями речи страдает сенсорным нарушением, а именно:

- нарушение слуховоговосприятия: ребенок пугается громких звуков, не переносит определенную музыку, тембр голоса, шума, часто закрывает уши руками.

- нарушение зрительного восприятия: ребенок может отводить взгляд, не любит яркого освещения, ему не нравится подниматься и спускаться по лестнице, а также ходьба через препятствия.

-нарушения тактильного восприятия: ребенок не любит играть с пластилином и песком; боится испачкаться красками и клеем; избегает ходьбу босиком и прикосновения к себе.

-нарушение моторной и вестибюлярной дисфункции: дети часто раскоординированные. Новые движения запоминаются с трудом: катание на велосипеде, попеременное ползанье по лестнице или по-пластунски. А главное отличие такого нарушения, это неустойчивость внимания при большом количестве раздражителей.

В связи с этим одна из основных задач коррекционной работы учителя – логопеда – развитие интереса к обучению через сенсомоторные стимулы. Логопедам нужно заинтересовать детей с ЗПР так, чтобы у них появилось желание что-то делать, чтобы появилась мотивация к речи.

Для того чтобы в памяти детей закрепилось новое понятие, ему требуется его услышать, увидеть, попробовать и потрогать, и желательно несколько раз.

У детей с нарушением речи и ЗПР, отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, часто дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.

Мы считаем, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение игровых приемов сенсомоторной интеграции в общую систему коррекционной работы.

Игровые приемы сенсомоторной интеграции в работе учителя- логопеда, предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлены на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения, мышления через сенсорику.

В данном опыте, нами представлены игровые приемы по обогащению чувственного опыта детей, созданию связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, предметно-практической деятельности, созданию определённой развивающей предметно-пространственной среды.

Это «несерьезные игры», которые оказывают серьезное воздействие на развитие нервной системы ребенка в коррекционной работе учителя-логопеда.

Игры на развитие общей моторики, чувства ритма и чувства равновесия:

  1. Словесные, дидактические, подвижныеигры с мячом, где нужно по заданию бросать, ловить, отбивать рукой или ногой.
  2. Игры по типу «Поймай звук», как животное или птица.
  3. Игры на реакцию, когда нужно хлопнуть, топнуть, прыгнуть по заданию.
  4. Умение стоять на балансире.
  5. Логоритмические упражнения, произнесение текста в сочетании с движениями рук.

Игры на развитие восприятия:

  1. «Тактильный мешочек», уметь определять на ощупь, что находиться внутри.
  2. Упражнения с разными текстурами: крупа, бусины, пуговицы, песок.
  3. Массаж рук с помощью колючих мячей, су-джок, карандашей и т д.
  4. Игры на соотнесение цвета, формы, величины, расположения в пространстве.

Таким образом, исходя из практического опыта, можно предположить, что включение игровых приемов сенсомоторной интеграции в работу учителя-логопеда, позволит улучшить общую эффективность коррекционной работы и поможет достигнуть положительного эффекта в улучшении показателей регуляции поведения, мышления, речи, внимания, слухового восприятия, моторики.

Список литературы:

  1. Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.
  2. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
  3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера.

Тезисы: сенсомоторная интеграция, коррекционная работа, с дети с ЗПР, слуховое восприятие, зрительное восприятие, тактильное восприятие, моторная координация, развитие детей, нарушение мышления.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год