Развитие словарного запаса у дошкольников с ОНР |
Логопедия | |||
Автор: Рущицькая Надежда Сергеевна | |||
02.06.2024 22:24 | |||
Развитие словарного запаса у дошкольников с ОНР Обогащение словаря родственными словами Обучение ребенка подбирать родственные слова – важнейший вид работы, который подготовит его к подбору проверочных слов, без хорошего владения которым в дальнейшем не возможно будет научиться применять на практике грамматические правила. Дети с бедным словарным запасом имеют большие трудности при подбореродственных слов. Например, к слову «белый» подбирают вместо однокоренных слов «белить, беляк, беленький» другие грамматические формы этого же самого слова «белая», «белые». Мешает этому и неточное понимание смыслового значения многих слов, приводящее к неправильному их подбору. Не чувствуя смыслового «родства» слов, даже старшеклассники нередко к слову «гроза» в качестве проверочного подбирают «град», к слову «ночной» — «начало» и т.п. Знакомство с родственными словами можно начать со стихотворения: Мы слова похожие, Первоначально образование родственных слов лучше осуществлять с помощью наглядного материала, детям предлагается назвать родственные слова по картинкам. Например, назовем родственные слова к слову «снег»: снегурочка, снеговик, снежинка, снегоход, снегопад. Далее подбор родственных слов лучше осуществлять с помощью наводящих вопросов. Здесь при образовании родственных слов детям нужно помогать наводящими вопросами, например: подберем родственные слова к слову «мороз». Если мороз небольшой, легкий, то как его можно назвать? (морозец) Поздней осенью начинаются небольшие … (заморозки) Что делает мороз? (морозит) На морозе можно уши и нос… (отморозить) Реки и озера зимой… (замерзают) Иногда вода в них насквозь… (промерзает) Какая погода бывает во время мороза? (морозная) А как в это время бывает на улице? (морозно) Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике? (морозильная) Что очень вкусное делают из замороженных сливок? (мороженое) После нескольких подобных упражнений ребенку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы в этом случае нужно задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов. Наибольшей заинтересованности у детей в данной работе можно достичь, создавая с детьми какое-либо изображение, например, дерево из родственных слов. Подберем родственные слова к слову «соль» и украсим веточки дерева. Можно предложить украсить кактус родственными словами. Посмотрите, сколько родственных слов можно подобрать к слову «варить». При выполнении такого задания дети стремятся подобрать как можно больше родственных слов, чтобы заполнить все пустующие места на картинке. Для обогащения словаря родственными словами у дошкольников хорошо использовать рифмованные тексты для заучивания: ДРУЖАТ ДРУЗЬЯ И ПОДРУГИ, ДРУЖНО все вместе живут. Их отношенья друг с другом ДРУЖБОЮ люди зовут. СНЕЖНОЙ зимой очень СНЕЖНО. Ведь СНЕГ – из СНЕЖИНОК нежных. СНЕГОПАДЫ бывают порой. СНЕГОВИК наш стоит под горой. Все РЫБЫ и РЫБКИ живут лишь в воде И плавают вольно везде. РЫБАЧИТЬ приходят порой РЫБАКИ, Чтоб РЫБНОЙ покушать ухи. Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребенок довольно быстро поймет сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне. Обогащение словаря словами с переносным значением В русском языке есть слова, которые используются не в прямом, а в переносном, т.е. иносказательном смысле. Понимание этого нужно обязательно воспитывать у ребенка уже с дошкольного возраста, потому что иначе ему будет непонятен смысл многих выражений, да и сам он сможет выражать свои мысли довольно примитивно. Ведь даже в таких привычных нам выражениях, как «дождь пошел», «снег идет», «часы идут», «уходит корабль в море», «поезд приходит утром», «ребенку пошел второй годик» и т.д. слова «идет, пошел» употребляются в переносном смысле, поскольку ходить можно только при помощи ног. Но если подобные фразы в силу повседневности их употребления ребенку вполне понятны, то смысла многих других переносных выражений он понять не сможет. Например, на вопрос о том, что значит «золотые руки», многие дети отвечают, что руки сделаны из золота. А это значит, что им нужно объяснить, почему обычные человеческие руки иногда называются «золотыми». Это относится и ко всем другим случаям употребления слов в переносном значении. Ребенок должен научиться понимать, что во всех переносных выражениях используется какое-то одно особенно «яркое» качество определенного предмета, которое «переносится» на другие предметы для более выразительной, более образной и тонкой их характеристики. Например, когда мы говорим золотые руки, золотая голова, золотое сердце или даже самого человека называем «золотым», то здесь учитывается только одно качество золота – его очень большая ценность, драгоценность. И этим мы как будто хотим сказать, что данного человека или его умелые руки, доброе сердце, умную голову мы ценим не меньше, чем само золото. Когда же речь идет о «золотой осени», «золотом солнце» или «золотых волосах», то здесь на эти предметы «переносится» другое качество золота – его цвет. И это выражение является гораздо более образным, более поэтичным и тонким, чем, если бы мы просто сказали, что осень хорошая, а солнце и волосы – желтого цвета. При словах «золотая осень» перед глазами невольно возникает картина прекрасного осеннего леса с очень красивым «убором» деревьев, листья которых имеют самые разные оттенки желтого цвета. При простых же, обыденных словах такой картины возникнуть просто не может. И очень важно, чтобы ребенок научился понимать, а затем и сам употреблять в своей речи переносные выражения. Эффективным приемом является использование зарифмованных текстов с прямым и переносным значением слов: ХОДЯТ не только люди и звери, Но и ЧАСЫ, ПОЕЗДА, КОРАБЛИ… Можешь ты в это, дружок, поверить? И ДОЖДИК ИДЕТ, не касаясь земли. Встретил я ТЕПЛЫЙ ВЗГЛЯД, ТЕПЛОЙ была наша ВСТРЕЧА, ТЕПЛОЙ БЕСЕДА была, Теплым был летний вечер. Человек поднимается в горы. НАСТРОЕНЬЕ у нас ПОДНЯЛОСЬ, ПОДНИМАЮТСЯ ВЕТЕР и ВОЛНЫ, ПОДНИМАЕТСЯ БУРЯ всерьез. Принести можно разные вещи: Чемоданы, тетради, посуду… ПРИНЕСТИ можно ДОБРЫЕ ВЕСТИ, И пусть они будут с нами повсюду. Наибольшую работу над переносным значением слов нужно продолжать как в плане закрепления приведенных здесь переносных выражений, так и в направлении «поиска» все новых и новых слов, употребляемых в переносном значении: «бегут» годы, минуты; «течет» время, «скачут» температура, давление, мысли; «сладкие» надежды, «темный» человек и т.д. Какие-либо границы установить невозможно, но основной принцип один: чем больше переносных выражений усвоит ребенок, тем лучше и глубже он будет понимать литературные и другие произведения и тем богаче и образнее будет его собственная речь. Учитель-логопед: Рущицькая Надежда Сергеевна
|