Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование игр на разных этапах работы с дошкольниками, имеющими моторную алалию
Логопедия
Автор: Криворучко Ольга Николаевна   
27.05.2024 20:58

Использование игр на разных этапах работы с дошкольниками, имеющими моторную алалиюИспользование игр на разных этапах работы с дошкольниками, имеющими моторную алалию

Моторная алалия – это тяжелое речевое нарушение, которое затрагивает все компоненты речи (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связную речь) и неречевые процессы, в период формирования речи до трёх лет. Для достижения наилучших результатов в работе с дошкольниками с алалией необходимо придерживаться определенной системы коррекционной работы, в основе которой лежит наглядность, доступность, последовательность и индивидуальный подход. Очень важно осуществлять принцип от простого к сложному. Методику логопедического воздействия важно подбирать, исходя из возможностей ребенка. Ведущим видом деятельности ребенка с речевыми нарушениями является игра, которая требует специфического формирования, поэтому в работу с дошкольниками важно включать игровые приёмы и разнообразные игры.

Для каждого ребенка с моторной алалией подбирается индивидуальный речевой материал, используются разнообразные игрушки, картинки и реальные предметы.

Целесообразно выделить несколько этапов в работе с дошкольниками с моторной алалией – один подготовительный и три основных.

 

1 этап. Целью его является установление контакта с ребенком и вовлечение его в совместную деятельность, а также развитие неречевого и речевого подражания. На этом этапе используются различные игры, предусматривающие эмоциональное, предметное и игровое взаимодействие, в частности очень нравятся дошкольникам бабенские вкладные грибочки, разнообразные конструкторы лего (методика Лусс Т.В.), фетровые и текстильные лэпбуки, бизиборды, а также игры по правилам: с машинками, с мячом, с водой, с кинетическим песком, с природным материалом (каштанами, желудями и т.д.); физкультминутки, прыжки, ходьба, подъемы и спуски с лесенки.

Развитие неречевого подражания происходит на основе:

  • развития общей моторики. Например, подвижная игра «Прыгаем как зайчики, ходим как медвежата, как цапли». Дети изображают зайцев, медведей, цапель, выполняют простые физкультурные упражнения
  • драматизация стихов с помощью руки ребенка. Например, игра со словом «Поехали». (Поехали, с орехами, к дедке за репкой, большой. Вот какой! На последней фразе ребёнок разводит руки в стороны)
  • упражнения пальчиковой гимнастики. Целесообразно начинать с упражнений для кистей рук, давая ребенку самые простые задания, такие как «Пальчики здороваются», «Сжать пальцы в кулачки», поочередно разгибать пальцы из сжатого кулачка, а также русские народные игры со словом «сорока-белобока». Далее целесообразно предлагать увлекательные задания с шерстяными нитками, которые можно порезать и быстро выложить из них увлекательные рисунки
  • упражнения артикуляционной моторики: «Лягушка», «Лапаточка» и т.д.
  • дыхательно-голосовые упражнения, например, «Понюхай цветок», «Погрей ручки»; «Покажи, как воет волк» (включаются элементы речевого подражания).

2 этап. Его целью является развитие и коррекция внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости и распределения).

Общее внимание можно развивать на материале, который предназначен для развития зрительного, пространственного восприятия и наглядно-образного мышления.

Игры для формирования зрительного восприятия: «Узнай по силуэту», «Кто это?», «Что это?», «Наложение предметов друг на друга», «Дорисуй половинку», «Обведи игрушку, машинку и т.д.». Важно, чтобы ребенок обвел пунктирный рисунок. Используются также вкладыши, матрешки, с постоянным усложнением.

Ребята учатся строить по образцу из кубиков, палочек, камушков марблс, а также элементов лего по открытому образцу и по памяти. Используется и свободное конструирование. Дети собирают картинки из кубиков (2-х, 3-х, 4-х, 5-и, 6-и частей), а также пазлы.

Все действия сопровождаются комментирующей речью педагога, включающую в себя предварительную, сопровождающую и итоговую работу. Это важно для развития понимания речи и регуляции поведения ребенка с моторной алалией. Во время любой игровой деятельности (при условии, что не будет слишком сильного шума от других воспитанников) можно включать аудиосказки, что побуждает ребёнка вслушиваться в красивую и правильную речь. Очень полезно ребенку с алалией слушать стихи, так как в стихах есть ритм, необходимый для стимуляции речевого высказывания. Очень полезно сопряжение стихов с движениями ребенка. Например, в ходе игры «Слушай внимательно и показывай» воспитаннику предлагается слушать чтение стихотворение «Бычок» Барто А.Л. и показывать, как ходит бычок. Важно, чтобы малыш повторял за взрослым последнее слово или слог в строчке стиха.

Для развития неречевого слуха можно использовать следующие игры: «Кто поёт?», «Что поёт?», Угадай, кто пел сначала, а кто потом?», «Угадай, почему ударили?», Угадай, кто рычит?» (большой медведь или маленький медвежонок?). В подобных играх отрабатывается высота и сила голоса. Также предлагаются игры с отхлопыванием ритма, такие как «Сделай, как я», Хлопни столько раз, как я».

Развитие понимания речи осуществляется с помощью игр: «Покажи, кто стоит», «Покажи, кто бежит», «Покажи, где лежит кубик (в коробке)», «Где лежит карандаш (на коробке)».

3 этап. В ходе его происходит дальнейшее развитие неречевых процессов, зрительной и слуховой памяти. На третьем этапе учебный материал (наглядный и речевой) усложняется. Для развития зрительной и слуховой памяти используются игры: «Расставь игрушки так, как я скажу», «Сделай, как было», Найди такие же картинки», «Что забыл нарисовать художник?», «Какие игрушки спрятались в картинке?». На этом этапе происходит развитие слухового восприятия при помощи игр «Угадай звук», «Поймай звук» и т.д. Развитию слухоречевой памяти и фонематического восприятия помогает игра «Повторяй за мной» (повторение ребенком ряда гласных звуков и ряда слогов). Слоговая структура слова формируется по методике Марковой А.К.. Выделяются четырнадцать классов слоговых структур, каждый класс отрабатывается поэтапно. Работа осуществляется с двусложных слов, состоящих из одинаковых слогов, затем применяются двусложные слова с ударением на первом слоге (вата, Ната); с ударением на втором слоге (вода), отрабатываются не только существительные, но и глаголы (иди, беги, пою, мою и т.д.) и словосочетания (отхлопай слова, повторяй за мной, прошагай, как я и т.д.). Отработанные слова включаются во фразы. Используются игры «Кто это?», «Что это?». Отработанные слова включаются в работу по словоизменению, начиная с винительного падежа;, используются игры «Магазин» (Мама, купи воду.); «Попроси» (Мама, дай вату.).

4 этап. На этом этапе коррекционная работа строится с усложнением материала по следующим разделам:

  • развитие фонематического восприятия и слухоречевой памяти
  • работа над слоговой структурой
  • поэтапная отработка грамматических категорий (глаголы единственного и множественного числа)
  • уточнение звуков раннего онтогенеза, подготовка артикуляционного аппарата, развитие словаря, а также развитие связной речи.

Придерживаясь этих условных этапов и используя игровые упражнения и приемы, а также разнообразные игры, можно достичь более эффективных результатов в работе с дошкольниками с тяжелой речевой патологией, как алалия.

Литература.

  1. Большакова С.Е. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня. Междисциплинарный авторский подход. – М., изд. «ГРИФОН», 2022 г.
  2. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М., 1997 г.
  3. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. – М., изд. КАРО, 2021 г.
  4. Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. – М., изд. КАРО, 2024 г.
  5. Ковшиков В.А. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. – М., изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023 г.
  6. Лусс Т.В. С лего станем мы сильней: пособие по обучению игре в лего для педагогов-дефектологов, родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. / Ассоциация национальный мониторинг; Союз социальной защиты детей. – М., 2009 г.
  7. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. – М., 1961 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год