Использование игр на разных этапах работы с дошкольниками, имеющими моторную алалию |
Логопедия | |||
Автор: Криворучко Ольга Николаевна | |||
27.05.2024 20:58 | |||
Использование игр на разных этапах работы с дошкольниками, имеющими моторную алалию Моторная алалия – это тяжелое речевое нарушение, которое затрагивает все компоненты речи (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связную речь) и неречевые процессы, в период формирования речи до трёх лет. Для достижения наилучших результатов в работе с дошкольниками с алалией необходимо придерживаться определенной системы коррекционной работы, в основе которой лежит наглядность, доступность, последовательность и индивидуальный подход. Очень важно осуществлять принцип от простого к сложному. Методику логопедического воздействия важно подбирать, исходя из возможностей ребенка. Ведущим видом деятельности ребенка с речевыми нарушениями является игра, которая требует специфического формирования, поэтому в работу с дошкольниками важно включать игровые приёмы и разнообразные игры. Для каждого ребенка с моторной алалией подбирается индивидуальный речевой материал, используются разнообразные игрушки, картинки и реальные предметы. Целесообразно выделить несколько этапов в работе с дошкольниками с моторной алалией – один подготовительный и три основных.
1 этап. Целью его является установление контакта с ребенком и вовлечение его в совместную деятельность, а также развитие неречевого и речевого подражания. На этом этапе используются различные игры, предусматривающие эмоциональное, предметное и игровое взаимодействие, в частности очень нравятся дошкольникам бабенские вкладные грибочки, разнообразные конструкторы лего (методика Лусс Т.В.), фетровые и текстильные лэпбуки, бизиборды, а также игры по правилам: с машинками, с мячом, с водой, с кинетическим песком, с природным материалом (каштанами, желудями и т.д.); физкультминутки, прыжки, ходьба, подъемы и спуски с лесенки. Развитие неречевого подражания происходит на основе:
2 этап. Его целью является развитие и коррекция внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости и распределения). Общее внимание можно развивать на материале, который предназначен для развития зрительного, пространственного восприятия и наглядно-образного мышления. Игры для формирования зрительного восприятия: «Узнай по силуэту», «Кто это?», «Что это?», «Наложение предметов друг на друга», «Дорисуй половинку», «Обведи игрушку, машинку и т.д.». Важно, чтобы ребенок обвел пунктирный рисунок. Используются также вкладыши, матрешки, с постоянным усложнением. Ребята учатся строить по образцу из кубиков, палочек, камушков марблс, а также элементов лего по открытому образцу и по памяти. Используется и свободное конструирование. Дети собирают картинки из кубиков (2-х, 3-х, 4-х, 5-и, 6-и частей), а также пазлы. Все действия сопровождаются комментирующей речью педагога, включающую в себя предварительную, сопровождающую и итоговую работу. Это важно для развития понимания речи и регуляции поведения ребенка с моторной алалией. Во время любой игровой деятельности (при условии, что не будет слишком сильного шума от других воспитанников) можно включать аудиосказки, что побуждает ребёнка вслушиваться в красивую и правильную речь. Очень полезно ребенку с алалией слушать стихи, так как в стихах есть ритм, необходимый для стимуляции речевого высказывания. Очень полезно сопряжение стихов с движениями ребенка. Например, в ходе игры «Слушай внимательно и показывай» воспитаннику предлагается слушать чтение стихотворение «Бычок» Барто А.Л. и показывать, как ходит бычок. Важно, чтобы малыш повторял за взрослым последнее слово или слог в строчке стиха. Для развития неречевого слуха можно использовать следующие игры: «Кто поёт?», «Что поёт?», Угадай, кто пел сначала, а кто потом?», «Угадай, почему ударили?», Угадай, кто рычит?» (большой медведь или маленький медвежонок?). В подобных играх отрабатывается высота и сила голоса. Также предлагаются игры с отхлопыванием ритма, такие как «Сделай, как я», Хлопни столько раз, как я». Развитие понимания речи осуществляется с помощью игр: «Покажи, кто стоит», «Покажи, кто бежит», «Покажи, где лежит кубик (в коробке)», «Где лежит карандаш (на коробке)». 3 этап. В ходе его происходит дальнейшее развитие неречевых процессов, зрительной и слуховой памяти. На третьем этапе учебный материал (наглядный и речевой) усложняется. Для развития зрительной и слуховой памяти используются игры: «Расставь игрушки так, как я скажу», «Сделай, как было», Найди такие же картинки», «Что забыл нарисовать художник?», «Какие игрушки спрятались в картинке?». На этом этапе происходит развитие слухового восприятия при помощи игр «Угадай звук», «Поймай звук» и т.д. Развитию слухоречевой памяти и фонематического восприятия помогает игра «Повторяй за мной» (повторение ребенком ряда гласных звуков и ряда слогов). Слоговая структура слова формируется по методике Марковой А.К.. Выделяются четырнадцать классов слоговых структур, каждый класс отрабатывается поэтапно. Работа осуществляется с двусложных слов, состоящих из одинаковых слогов, затем применяются двусложные слова с ударением на первом слоге (вата, Ната); с ударением на втором слоге (вода), отрабатываются не только существительные, но и глаголы (иди, беги, пою, мою и т.д.) и словосочетания (отхлопай слова, повторяй за мной, прошагай, как я и т.д.). Отработанные слова включаются во фразы. Используются игры «Кто это?», «Что это?». Отработанные слова включаются в работу по словоизменению, начиная с винительного падежа;, используются игры «Магазин» (Мама, купи воду.); «Попроси» (Мама, дай вату.). 4 этап. На этом этапе коррекционная работа строится с усложнением материала по следующим разделам:
Придерживаясь этих условных этапов и используя игровые упражнения и приемы, а также разнообразные игры, можно достичь более эффективных результатов в работе с дошкольниками с тяжелой речевой патологией, как алалия. Литература.
|