Речевая готовность детей к школе.
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 49 «Родничок», ХМАО-Югра.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории: Чернова Е.В.
Что такое речевая готовность к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению определяются качеством усвоения ребенком родного языка как средства общения. А именно отмечается:
- сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным и четким звукопроизношением всех фонетических групп (свистящие: с, сь, з, зь; шипящие: ш, ж, щ; сонорные: р, рь, л, ль; аффрикаты: ц, ч)
- полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка (дом – том, мишка – миска).
- умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных (дом-домашний)
- сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением (правильно согласовывать между собой все части речи, употреблять простые и сложные предлоги)
- умение вступать в контакт со сверстниками и взрослыми: внимательно слушать собеседника, поддерживать разговор, слушать в группе, не выкрикивая с места, грамотно отвечать на вопросы.
Скачать конспект
Значение речевой готовности.
- наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы
- нарушения устной речи становится причиной возникновения нарушений письменной речи: дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Как помочь своему ребенку предотвратить трудности в школьном обучении?
Принимать активное участие в устранении речевых дефектов вашего ребенка.
Основная задача родителей:
- вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка
- обратиться за помощью к учителю-логопеду и выполнять его рекомендации
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития.
Как помочь своему ребенку предотвратить трудности в школьном обучении?
- не ругать ребенка за неправильную речь, а помочь ему начать говорить правильно
- системно, но ненавязчиво исправлять неправильное произношение
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей:
- совместно читать интересные книги, детские журналы
- проводить досуг в семейном кругу, затем обсуждать с детьми, что видели, что делали
- Формировать в семье стремление к познанию нового, поощрять и удовлетворять это стремление.
Наш девиз: «Чтобы научиться – надо потрудиться!». Запомните! Успех Вашего ребенка зависит от Вас! Готовьте ребенка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для вас, ни для ребенка!
|