Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Логопедическое занятие по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Игры с фокусником Фомой»
Логопедия
Автор: Лекомцева Ирина Владимировна Перевозчикова Дарья Сергеевна   
19.05.2024 06:55

Логопедическое занятие по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Игры с фокусником Фомой»Логопедическое занятие по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Игры с фокусником Фомой»

Характеристика группы: старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речевыми нарушениями

Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными, определение позиции звука в слове, деление слов на слоги, звуковой анализ слов, чтение слогов.

Оборудование: конверт с письмом, фотография Фокусника, логопедические тарелочки (синие флажки, помпоны, шаблон буквы Ф), звуковой паровозик, мячик, шляпа, предметные картинки, сюрприз.

Цель занятия: Знакомство со звуком Ф, с буквой Ф.

Задачи:

 

1. Коррекционно– образовательные:

  • Уточнить произношение звука [Ф], его характеристику
  • Формировать умение узнавать заданный звук в цепочке звуков, слогов и слов
  • Упражнять в определении позиции звуков Фв слове (начало, середина, конец)
  • Познакомить с графическим изображением буквы Ф.
  • Формировать навык чтения прямых слогов
  • Формировать навык звукового анализа.

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
  • Развивать артикуляционную, дыхательную и мелкую моторику.
  • Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать чувства доброжелательности, ответственности, сотрудничества, активности на занятии.

4. Здоровьесберегающие:

  • Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Ход занятия:

Приветствие. «Передай улыбку по кругу»

Логопед: Ребята, у меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу, а вы передавайте ее дальше, своему соседу. Теперь давайте улыбнемся нашим гостям. А теперь давайте каждый ласково назовет свое имя.

I. Организационный момент.

Логопед: Сегодня я получила интересное письмо (достает конверт)

«Здравствуйте, меня зовут Фома, я фокусник. Предлагаю вам поучаствовать в интересной игре. Если вы верно выполните все мои задания и отгадаете заклинание, то сможете получить от меня сюрприз! Посылаю вам свою фотографию и задания. Желаю удачи!»

II. Основная часть.

1. «Не зевайте, мой любимый звук отгадайте!» (Знакомство со звуком Ф)

Логопед: — Ребята, кто написал нам письмо? (фокусник)

- Как его зовут? (Фома)

- Что прислал в письме фокусник? (фотографию)

Логопед: Скажите, какие первые звуки вы слышите в словах: фокусник, Фома, фотография?

- Ф

- Молодцы, верно!

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Ф, и чтобы его правильно произносить, сделаем гимнастику.

Анализ артикуляции и характеристика звуков[Ф]

Логопед: ребята, звук ф гласный или согласный? Почему? Что мешает выходу воздуха? (губы)

Дети: он не поется, как гласный, а встречает на своем пути преграду в виде зубов и губ.

Логопед вывешивает на доску символ звука Ф –большой воздушный шар.

Логопед: Звук Ф –так выходит воздух из большого шара. Давайте три раза отрывисто произнесем звук Ф. Ф-Ф-Ф.

Логопед: Послушайте, как я его сейчас произношу: твердо или мягко?

Дети: твердо

Логопед: Каким цветом обозначены согласные твердые звуки?

Дети: Синим

Логопед: Положим руку на горлышко. Горлышко звенит?

Дети: Нет

Логопед: Правильно! Значит, это какой звук – звонкий или глухой?

Дети: Глухой!

Логопед: Правильно, звук ф- согласный, глухой, твердый.

2. Игра «Флажок».

Логопед: Второе задание от Фомы. «Не зевай, дружок, поднимай синий флажок!» Возьмите в руку синий флажок. Когда вы услышите звук [Ф], поднимите руку с синим флажком. (Логопед прикрывает рот экраном)

Изолированно: Ф, М, Ф, Д, Т, Ф, Ы, П, Ф, Б.

В слогах: ФА, МУ, ТЫ, ДУ, ФУ, ФЫ, ПО, БУ, УП, АФ, УМ, АФ, ИФ, ЫТ, УФ.

В словах: флаг, каша, поросенок, магазин, кофта.

Молодцы, выполнили задание!

3. Игра «Паровозик»

Логопед: А теперь приехал к нам паровозик с вагончиками. У каждого на столе картинка. Нам нужно определить, где спрятался звук ф. Вызываю детей к доске, выходят со своей картинкой, определяют место звука в слове.

Логопед: Посмотрите, сегодня у нас в гостях любимая буква Фокусника Фомы.

Буква Ф надула щеки

Или встала руки в боки. (Картинка)

Ребята, на что похожа эта буква? (ответы детей)

Подсказка:

Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки. (картинка)

Филин, два огромных глаза,

Букву Ф напомнит сразу. (картинка)

Феня ходят – руки в боки,

Значит, выучил уроки. (картинка)

- А еще эта буква похожа на каждого из вас! Не верите? Встаньте, поставьте руки на пояс, повернитесь друг к другу, к гостям – вы стали похожи на букву Ф

4. Сейчас давайте мы сами станем фокусниками! Выложим на столе букву Ф из волшебных помпонов. Выкладывание буквы по контуру. Молодцы!

Логопед: А теперь нам нужно немножко отдохнуть.

Физминутка «Где водятся фокусники»

Где фокусники водятся — там делают зарядку:

Раз, два, три, четыре – топаем ногами.

Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире –

Раз, два, три четыре!

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку

Все мы делаем зарядку.

5. Игра «Фокусники».

Логопед: Следующее задание от фокусника.

Сделать звуковой анализ слова: ФОМА. (Сначала выкладываем звуковые символы, потом буквы)

— Сколько звуков? Сколько букв в слове?

— Сколько гласных?

— Сколько согласных?

— Сколько слогов в слове? Ребята, каким способом мы можем определить? (руку под горлышко, прохлопать, протопать)

А еще давайте вспомним правило: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

6. Логопед: посмотрите! Что это? Волшебный мячик.

В шляпу мячик положите

Заклинание прочтите,

Сюрприз получите!

Мячик нужно положить в шляпу и произнести заклинание, а заклинание будет вот таким (вывешиваю слоги на доску)

ФО-ФУ-ФА

Тихо, громко. А теперь каждый должен повторить. Подуем на шляпу (дыхательная гимнастика).

В шляпележит сюрприз. (Фонарик иигры с фонариком для группы)

III. Итог занятия.

Логопед: Давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Самоанализ.

Перед вами лежат смайлики, если вы считаете, что вы со всем справились и вам было легко, возьмите зеленый смайлик и прикрепите на доску, если же было очень сложно прикрепите на доску красный смайлик.

Спасибо!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год