Логопедическое занятие по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Игры с фокусником Фомой» |
Логопедия | |||
Автор: Лекомцева Ирина Владимировна Перевозчикова Дарья Сергеевна | |||
19.05.2024 06:55 | |||
Логопедическое занятие по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Игры с фокусником Фомой» Характеристика группы: старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речевыми нарушениями Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными, определение позиции звука в слове, деление слов на слоги, звуковой анализ слов, чтение слогов. Оборудование: конверт с письмом, фотография Фокусника, логопедические тарелочки (синие флажки, помпоны, шаблон буквы Ф), звуковой паровозик, мячик, шляпа, предметные картинки, сюрприз. Цель занятия: Знакомство со звуком Ф, с буквой Ф. Задачи:
1. Коррекционно– образовательные:
2. Коррекционно-развивающие:
3. Коррекционно-воспитательные:
4. Здоровьесберегающие:
Ход занятия: Приветствие. «Передай улыбку по кругу» Логопед: Ребята, у меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу, а вы передавайте ее дальше, своему соседу. Теперь давайте улыбнемся нашим гостям. А теперь давайте каждый ласково назовет свое имя. I. Организационный момент. Логопед: Сегодня я получила интересное письмо (достает конверт) «Здравствуйте, меня зовут Фома, я фокусник. Предлагаю вам поучаствовать в интересной игре. Если вы верно выполните все мои задания и отгадаете заклинание, то сможете получить от меня сюрприз! Посылаю вам свою фотографию и задания. Желаю удачи!» II. Основная часть. 1. «Не зевайте, мой любимый звук отгадайте!» (Знакомство со звуком Ф) Логопед: — Ребята, кто написал нам письмо? (фокусник) - Как его зовут? (Фома) - Что прислал в письме фокусник? (фотографию) Логопед: Скажите, какие первые звуки вы слышите в словах: фокусник, Фома, фотография? - Ф - Молодцы, верно! Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Ф, и чтобы его правильно произносить, сделаем гимнастику. Анализ артикуляции и характеристика звуков[Ф] Логопед: ребята, звук ф гласный или согласный? Почему? Что мешает выходу воздуха? (губы) Дети: он не поется, как гласный, а встречает на своем пути преграду в виде зубов и губ. Логопед вывешивает на доску символ звука Ф –большой воздушный шар. Логопед: Звук Ф –так выходит воздух из большого шара. Давайте три раза отрывисто произнесем звук Ф. Ф-Ф-Ф. Логопед: Послушайте, как я его сейчас произношу: твердо или мягко? Дети: твердо Логопед: Каким цветом обозначены согласные твердые звуки? Дети: Синим Логопед: Положим руку на горлышко. Горлышко звенит? Дети: Нет Логопед: Правильно! Значит, это какой звук – звонкий или глухой? Дети: Глухой! Логопед: Правильно, звук ф- согласный, глухой, твердый. 2. Игра «Флажок». Логопед: Второе задание от Фомы. «Не зевай, дружок, поднимай синий флажок!» Возьмите в руку синий флажок. Когда вы услышите звук [Ф], поднимите руку с синим флажком. (Логопед прикрывает рот экраном) Изолированно: Ф, М, Ф, Д, Т, Ф, Ы, П, Ф, Б. В слогах: ФА, МУ, ТЫ, ДУ, ФУ, ФЫ, ПО, БУ, УП, АФ, УМ, АФ, ИФ, ЫТ, УФ. В словах: флаг, каша, поросенок, магазин, кофта. Молодцы, выполнили задание! 3. Игра «Паровозик» Логопед: А теперь приехал к нам паровозик с вагончиками. У каждого на столе картинка. Нам нужно определить, где спрятался звук ф. Вызываю детей к доске, выходят со своей картинкой, определяют место звука в слове. Логопед: Посмотрите, сегодня у нас в гостях любимая буква Фокусника Фомы. Буква Ф надула щеки Или встала руки в боки. (Картинка) Ребята, на что похожа эта буква? (ответы детей) Подсказка: Всем известно без подсказки: Буква Ф – как ключ от сказки. (картинка) Филин, два огромных глаза, Букву Ф напомнит сразу. (картинка) Феня ходят – руки в боки, Значит, выучил уроки. (картинка) - А еще эта буква похожа на каждого из вас! Не верите? Встаньте, поставьте руки на пояс, повернитесь друг к другу, к гостям – вы стали похожи на букву Ф 4. Сейчас давайте мы сами станем фокусниками! Выложим на столе букву Ф из волшебных помпонов. Выкладывание буквы по контуру. Молодцы! Логопед: А теперь нам нужно немножко отдохнуть. Физминутка «Где водятся фокусники» Где фокусники водятся — там делают зарядку: Раз, два, три, четыре – топаем ногами. Раз, два, три, четыре – хлопаем руками. Руки вытянуть пошире – Раз, два, три четыре! Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку Все мы делаем зарядку. 5. Игра «Фокусники». Логопед: Следующее задание от фокусника. Сделать звуковой анализ слова: ФОМА. (Сначала выкладываем звуковые символы, потом буквы) — Сколько звуков? Сколько букв в слове? — Сколько гласных? — Сколько согласных? — Сколько слогов в слове? Ребята, каким способом мы можем определить? (руку под горлышко, прохлопать, протопать) А еще давайте вспомним правило: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. 6. Логопед: посмотрите! Что это? Волшебный мячик. В шляпу мячик положите Заклинание прочтите, Сюрприз получите! Мячик нужно положить в шляпу и произнести заклинание, а заклинание будет вот таким (вывешиваю слоги на доску) ФО-ФУ-ФА Тихо, громко. А теперь каждый должен повторить. Подуем на шляпу (дыхательная гимнастика). В шляпележит сюрприз. (Фонарик иигры с фонариком для группы) III. Итог занятия. Логопед: Давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Самоанализ. Перед вами лежат смайлики, если вы считаете, что вы со всем справились и вам было легко, возьмите зеленый смайлик и прикрепите на доску, если же было очень сложно прикрепите на доску красный смайлик. Спасибо!
|