«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» |
Логопедия | |||
Автор: Сарычева Наталья Владимировна | |||
10.04.2024 18:38 | |||
«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Взаимодействие учителя — логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, в настоящее время становится всё наиболее актуальным. С каждым годом увеличивается контингент детей с нарушениями в речевом развитии. Происходит как количественный рост детей, имеющих нарушения в развитии речи, так и качественный рост компонентов дефекта. Все чаще встречаются дети, имеющие сочетанный дефект. Такие дети нуждаются в срочной логопедической помощи. Признание государством приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. К формам взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с ТНР можно отнести следующие: индивидуальное консультирование родителей; групповые формы работы с родителями; наглядная форма работы.
Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не контроль, а обратную связь; при этом контроль должен быть вторичным, ненавязчивым, опосредованным. Родители должны подняться на более высокий уровень участия в жизни своего ребенка, в процессе коррекционной работы в ДОУ. Опыт работы показал, что семья — компетентные родители, которые берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью, тем самым создают благоприятные условия для развития своего ребенка. Дошкольникам с ТНР для получения своевременной и квалифицированной помощи необходимо посещать группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи основными задачами коррекционной- педагогической работы которой являются:
В течение учебного года учитель-логопед в рамках группы компенсирующей направленности может использовать следующие формы работы с родителями: Родительское собрание, групповая консультация. К преимуществам данной формы работы можно отнести групповой характер взаимодействия. Индивидуальные консультации, беседы. На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушений конкретного ребенка, познакомить родителя с приёмами, методами и формами работы по преодолению дефекта т. е. обучить родителей практическим приёмам работы (артикуляционная гимнастика и т.д.), которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе, объяснить необходимость систематической работы дома. Недостатки: Родители редко планируют эти встречи. Открытые занятия, дни открытых дверей, досуги. «Открытое занятие» является познавательной и полезной формой взаимодействия. Теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему. Но здесь есть и определенные минусы. Это и занятость родителей в утреннее время будних дней, и то, что ребёнок может отвлекаться на открытом занятии на своих родителей. При проведении подобных занятий в вечернее время имеет фактор усталости детей в конце рабочего дня и противоречит принципу охраны здоровья детей. Папки-передвижки, памятки для родителей. Это форма работы предполагает 100% охват семей, наглядность преподнесения методического материала, возможность для родителей самостоятельно вернуться к данной проблеме в домашних условиях. Логопедические тетради воспитанников с рекомендациями для родителей. В тетрадях, записываются или вклеиваются рекомендации и отмечается работа ребёнка дома. Плюсы данной формы работы в том, что практические задания положительно работают на коррекцию речевых дефектов. К минусам можно отнести желание некоторых родителей не помогать своим детям в выполнении заданий учителя-логопеда, а полная замена действий ребенка своими. Индивидуальные аудиозадания. Эту форму работы учитель-логопед может использовать, когда необходимо дать образец четкой и правильной речи, с требующейся силой голоса, интонацией, выделением главного. Записав слова для произношения, стихи, скороговорки, музыку к логоритмическим песенкам, тематические артикуляционные гимнастики, учитель-логопед отдает электронный носитель (флеш-карту, диск) с заданием ребенку домой среди недели или на выходные дни. Дома ребенок под руководством родителей прослушивает, заучивает или повторяет нужный материал в качественном произношении. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями через интернет/WhatsApp, личную электронную почту. Использование интернет-ресурса — это огромный потенциал современных технологий. Можно пересылать родителям презентации, ссылки на информационные ресурсы, статьи и тд. Эту форму работы можно применять с родителями – активными пользователями сети Интернет. Бесспорным преимуществом его является доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на нужный сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим. Очень удобно отправлять на электронную почту родителей презентации по артикуляционной гимнастике или материал по автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов. Положительные стороны: Родитель имеет возможность пообщаться сразу со всеми специалистами работающими с его ребёнком, узнать сильные и слабые стороны, специфические образовательные потребности ребёнка, наметить дальнейшие пути его развития. К минусам можно отнести то, что бывает очень трудно договориться организовать это мероприятие в удобное для всех время. При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы необходимо сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребёнку. Все перечисленные формы работы с родителями приносят свои результаты, позволяют поддерживать взаимопонимание в вопросах воспитания и обучения детей, сохранять в глазах семьи ценность детского сада как источника взаимодействия детей и взрослых. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с ТНР является неотъемлемой составляющей коррекционного процесса, так как это важнейшее условие эффективности коррекционной работы. В связи, с чем в любой из форм работы с родителями необходимо найти те пути взаимодействия, которые смогут способствовать большей продуктивности всего коррекционного процесса. При этом целесообразно выбирать наиболее удобные, доступные и интересные для родителей формы работы которые будут способствовать повышению осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях их ребёнка.
|