Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Веселое путешествие» |
Логопедия | |||
Автор: Розенбаум Елена Владимировна | |||
09.04.2024 16:26 | |||
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Веселое путешествие» Цель: создание условий для актуализации знаний, полученных в течение года. Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи:
Оборудование: магнитофон с записью; мультимедийная презентация, звуковые схемы слов; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; игра «Подбери схему»; счётные палочки для составления схемы предложений. Ход деятельности: 1. Вводная часть. Учитель-логопед: кем-то придумано просто и мудро, при встрече здороваться: Доброе утро! Давайте за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! У нас сегодня хорошее настроение, давайте им поделимся и с другими, надуем красивые воздушные шары (надувают) и отпустим их (имитируем), пусть летят и радуют всех вокруг (Слайд). Учитель-логопед: — ребята, вы любите путешествовать? Дети: да. Учитель-логопед: я приглашаю вас в путешествие в удивительную страну. А как называется эта страна, мы узнаем на последней станции. Путешествовать мы будем на веселом паровозе (Слайд). Дорога в удивительную страну очень длинная и трудная. А во время путешествия проверим знания, которые вы получили в детском саду. Учитель-логопед: отправляемся в путь. Звучит музыка. Дети встают друг за другом, маршируя, поют. Мы едем, едем, едем, В далёкие края. В страну, где много звуков И букв от А до Я. Звучит музыка. Учитель-логопед: паровоз отправляется. 2. Основная часть. Станция «ЗВУКИ» (слайд. Звуковой поезд) Учитель-логопед: первая станция. Как вы думаете, кто здесь живет? Дети: звуки. Учитель-логопед: один мягкий и свистит Другой твёрдый и шипит Третий вовсе запоёт Хоть кто его произнесёт… (звук) Учитель-логопед: какие бывают звуки? Дети: гласные и согласные Учитель-логопед: какими бывают согласные звуки? Дети: согласные твердые и согласные мягкие, звонкие и глухие. Учитель-логопед: здесь живут наши знакомые гномики Звуковички – Том, Тим и Ау (Слайд). Игра «Звуковой поезд» (определение первого звука в слове) Учитель-логопед: на столе у вас картинки, это подарки Звуковичкам, но кому и что подарить определите сами. Определите, с какого звука начинается название вашей картинки. Учитель-логопед: покажите картинки и объясните свой выбор, подарите красному гномику Ау… Зелёному гномику… Синему гномику… (Дети относят картинки в поезд, каждый в нужный кармашек). Учитель-логопед: а теперь Звуковички приготовили вам задание. Послушайте стихотворение. СОЛНЦЕ СЕЛО ЗА СЕЛОМ, СПЯТ СИНИЦЫ, СОЙКИ СПЯТ. СПИТ В РЕКЕ УСТАЛЫЙ СОМ, СПЯТ И ЛЕС, И САД. Учитель-логопед: какие звуки вы чаще всего слышали в этом стихотворении? Дети: [С, Сь] Игра «Где спрятался звук?» Определите место звука [С, Сь] в словах: САНКИ, СОМ, ЛЕС, КОСА, СЕЛО, КОЛЯСКА, АНАНАС, АВТОБУС, ЛЕСОК, ПАЛАС, КАСТРЮЛЯ, НОС, ОСА. Игра «Подбери картинку к схеме». Подойдите к столу, рассмотрите, что нарисовано на картинках. Произнесите слово и подберите к нему соответствующую схему, объясните свой выбор. СТАНЦИЯ «СЛОВО» (слайд) Учитель-логопед: паровоз отправляется и прибывает на следующую станцию. Отгадайте загадку. ОНО МОЖЕТ БЫТЬ ТИХИМ, А МОЖЕТ БЫТЬ ГРОМКИМ, ОНОМОЖЕТ БЫТЬ ЛАСКОВЫМ, МОЖЕТ БЫТЬ ГРУБЫМ. ОНО МОЖЕТ ОБИДЕТЬ И РАССМЕШИТЬ. ЕГО МОЖНО СКАЗАТЬ, А МОЖНО ВЗЯТЬ, НАПИСАТЬ. Дети: слово. Учитель-логопед: из чего состоят слова? Дети: из слогов. Учитель-логопед: как мы определяем количество слогов в слове? Дети: сколько в слове гласных, столько и слогов, а ещё прохлопать количество слогов в слове. Упражнение «Весёлый поезд». (Слайд) Учитель-логопед: — ребята, помогите пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Как вы думаете, кто в каком вагоне поедет? Объясните свой выбор. (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). СТАНЦИЯ «ОТДЫХАЙ-КА». Учитель-логопед: поезд прибывает на станцию «Отдыхай-ка». На станции «Отдыхай-ка» мы поиграем и погреемся под лучами весеннего солнышка. Возле речки детский сад // Дети стоят в кругу. На лугу ромашки. // Идут к центру круга. Сорок маленьких ребят // Расходятся. Бегают пятнашки. // Бегут друг за другом. Мы приехали сюда, // «Едут». Ходим за цветами. // «Ходят». Солнце, воздух и вода // Останавливаются и На прогулке с нами. // Подставляют лицо к солнцу. СТАНЦИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (Слайд) Звучит музыка. Учитель-логопед: поезд отправляется и прибывает на новую станцию. Как вы думаете, на какую? Ребята, что можно составить из слов? Дети: предложение. Учитель-логопед: мы прибыли на станцию «Предложение». Учитель-логопед: вспомните основные правила построения и написания предложения. (1-ое слово пишется с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка) Учитель-логопед: а теперь я вас попрошу придумать предложение с картинками, лежащими у вас на столе, и составить схему к этому предложению. (Дети составляют предложения и выкладывают схемы, проводится анализ). Станция «БУКВА». Учитель-логопед: крошки птички сели в ряд и словечки говорят. Дети: буквы. Учитель-логопед: наконец, мы прибыли на станцию «Буква». А теперь посмотрите внимательно и назовите, какие здесь спрятаны буквы. Назовите буквы, наложенные друг на друга «замаскированные». Учитель-логопед: — ребята, "Жук-буквоед" (жук съел часть буквы, допишите её). Возьмите простые карандаши и допишите один элемент так, чтобы получилась буква. Учитель-логопед: верно, справились с заданием. Сколько строк у вас получилось? Сколько букв в каждой строчке? Дидактическое упражнение «Какую букву я загадала». Станция «КОНЕЧНАЯ». Учитель-логопед: — ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, а название страны, в которую мы попали, узнаете, если разгадаете слово по первым буквам. Игра «Разгадай слово по 1-ым буквам». Учитель-логопед: прочитайте слова, а по первым буквам составьте слово. Какое слово у вас получилось? Дети: школа. 3. Итог занятия. Учитель-логопед: — ребята, вы молодцы. Много сегодня заданий нам досталось, что вам было сложно? Что запомнилось? Вы успешно справились с заданиями, потому что всё выполняли дружно. Вы готовы к школе. Помните, мы с вами поделились шариками с хорошим настроением? А теперь… они к нам снова вернулись! И будут нас радовать в группе! (вносятся воздушные шары)
|