Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация логопеда для воспитателей «Развитие словарного запаса и грамматического строя детей старшего дошкольного возраста»
Логопедия
Автор: Борзунова Оксана Сергеевна Ионина Инга Борисовна   
11.04.2024 22:07

Консультация логопеда для воспитателей «Развитие словарного запаса и грамматического строя детей старшего дошкольного возраста»Консультация логопеда для воспитателей «Развитие словарного запаса и грамматического строя детей старшего дошкольного возраста»

Практическая часть.

Воспитатели достаточно подкованные и знают достаточно много игр для расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Мы хотели предложить вашему вниманию некоторые игры, которые, возможно, будут для вас новы и интересны.

  • Всем известная игра «Скажи наоборот» или «Слова-противоположности» и в нее можно играть по-разному. Это может быть игра с мячом, карточка, стихи и другое. Существуют развивающие мультики, которые можно использовать для ознакомления и закрепления с антонимами.

Скачать конспект

После просмотра мультфильма можно задать вопрос: какие еще слова, кроме слов-противоположностей, вы заметили?

  • Эффективными в работе с детьми являются схемы. Схемы хороши и в работе по обогащению словаря прилагательных. Мы предлагаем вам познакомиться со схемой, которая значительно упрощает детям подбирать слова-признаки к словам –предметам. При работе со схемой мы опираемся на 5 органов чувств. Назовите их по порядку. Данную схему можно совместить с игрой «Чудесный мешочек». Но сегодня мы возьмем свежий фрукт и предварительно разрежем его на части. Попробуем его на вкус, понюхаем, посмотрим, потрогаем.
  • Частой ошибкой у дошкольников является изменения существительных по родам. Предлагаем вам пополнить свою педагогическую копилку игрой «Он, она, оно». Нам понадобятся три домика и карточки со словами -предметами. В первом живет мальчик, во втором — девочка, а третий домик пустой. Надо расселить предметы по домикам.

Зонт — он (мой), поселю его в домик к мальчику.

  • Для расширения семантического поля, очень полезно учить подбирать к предмету слова – родственники. Предлагаем познакомиться с пособием «Дерево родственных слов». У основания дерева располагаем картинку-предмет, к которой сейчас подберем однокоренные слова. Для большего интереса используем стихи.
  • К сожалению такие прилагательные как притяжательные неверно используются даже взрослыми. Что же говорить о детях. Поиграв с ними в игру «Чья, чей, чье», можно закрепить умение образовывать «трудные» прилагательные.
  • Конечно, есть много других игр и упражнений на подбор обобщающих слов, название малознакомых предметов, называние слов близких по значению, глаголов, глаголов близких по значению, синонимов, качественных и относительных прилагательных и конечно же наречий, но наша консультация не смогла бы вместить все. Кое что, вы сможете увидеть в презентациях, которые мы для вас подобрали. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними.

Теоретическая часть

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание Значение речи в становлении личности ребенка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.

Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребенок познает природное и предметное окружение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Словарь- это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объём активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.

Развитие словарного запаса при нормальном развитии ребенка проводится в таблице

Из данных таблицы видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте.

По мере развития речи и мышление постепенно словарь пополняется, систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля и образования слов, объедененных по смыслу.

Раисой Ивановной Лалаевой выделены следующие направления развития словаря:

  1. Расширение объема словаря
  2. Уточнение значение слова
  3. Развитие структуры значения слова
  4. Формирование семантических полей и лексической системности
  5. Расширение связей между словами в лексиконе.

Методика развития речи предлагает такой тип занятий, который построен в форме игры. Цель подобных занятий одна: пополнение словарного запаса.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год