Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков [Ш] и [С] в словах, словосочетаниях, предложениях. |
Логопедия | |||
Автор: Кархалёва Евгения Николаевна | |||
05.02.2024 18:00 | |||
Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков [Ш] и [С] в словах, словосочетаниях, предложениях. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №84 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Подготовила и провела учитель-логопед Кархалёва Евгения Николаевна. Коррекционно-образовательные цели: дифференциация звуков [Ш] и [С] в словах, словосочетаниях, предложениях. Коррекционно-развивающие цели:
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков самостоятельности, ответственности, взаимодействия.
Оборудование: ноутбук, куклы (мальчик и девочка), предметные карточки, декоративныеакриловые камешки, игрушечные продукты, наклейки. Предварительная работа. Постановка звука [Ш], его автоматизация в слогах и словах отраженно, определение первого и последнего звука в словах, наличия-отсутствия звука в слове. Ход занятия 1. Организационный момент. Приветствие. Создание эмоционально-положительного фона. Логопед: Здравствуйте, ребята! Логопед и дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза с улыбкой: Возьмёмся за руки, друзья! Друг другу улыбнёмся. Мы пожелаем всем добра И скажем: «Здравствуй, солнце!» Объявление темы занятия. Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в мир звуков, и в этом нам помогут Шумелочка и Свисток (логопед представляет вниманию детей кукол – девочку и мальчика). Они приготовили для вас загадки. Новенькие шины у моей… (машины). Бел, да не сахар, Ног нет, а идет. (снег). Логопед: Какие звуки мы выделяли в словах-отгадках? Дети: Звуки [Ш] и [С]. Логопед: правильно! Сегодня мы будем учиться различать звуки [Ш] — [С] на слух и учиться правильно их произносить. 2. Артикуляционная гимнастика. Логопед: чтобы язычку размяться, нужно потренироваться! Шумелочка и Свисток приглашают наши язычки на гимнастику! На ноутбуке демонстрируется презентация «Артикуляционная гимнастика». «Заборчик». Улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы. Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. А сейчас раздвинем губки И покажем наши зубки. «Дудочка». С напряжением вытянуть вперед губы. Мои губы – трубочка Превратились в дудочку. Громко я дудеть могу: Ду-ду-ду, ду-ду-ду. «Лопаточка» (Блинчик). Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд. Язык широкий покажи И лопатку подержи. «Вкусное варенье». Широким языком облизать сверху вниз верхнюю губу. Банку вкусного варенья Мы съедим на День рожденья. Чтоб ни капли не пропало, Мы все губки облизали. «Чашечка». Сделав «Лопаточку», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10. Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5. Чашку мы в шкафу возьмем Чая сладкого нальем. Вкусный чай мы будем пить, Чашку не забудь помыть. «Чистим зубки». «Почистить» кончиком языка внутреннюю и внешнюю поверхности верхних зубов слева-направо, вверх-вниз. Сначала выполнить с открытым ртом, затем с закрытым. Мягкой щёткою с утра Чистит зубы детвора. Будут зубки сильные, Белые, красивые. «Лошадка». Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. Едем-едем на лошадке По дорожке гладкой-гладкой. «Грибочек». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.) На тонкой ножке вырос гриб, Он не мал и не велик. Присосался язычок, Несколько секунд – молчок! 3. Развитие фонематического слуха. Логопед: наши друзья Шумелочка и Свисток захотели поиграть в прятки и спрятались в словах. Ваша задача – найти их. Как только вы услышите звук С в слове – хлопните в ладоши, а когда Ш- топните ногой. -уши-усы, шутки-сутки, кашка-каска, мишка-миска, вас-ваш, мыс-мышь. Логопед: молодцы, ребята, вы прекрасно справились! 4. Дифференциация звуков [Ш] и [С] в словах. Логопед выкладывает на стол визуально-ритмические ряды из картинок с изображениями предметов: Усы-уши, усы-уши, усы-уши, усы-уши Миска-мишка, миска-мишка, миска-мишка, миска-мишка. Логопед: ребята, Шумелочка и Свисток предлагают сыграть в игру. Проговори ряд слов, и рядом с картинкой, в названии которой мы слышим звук [Ш], положи красный камешек, а рядом с картинкой, в названии которой мы слышим звук [С]- синий камешек. Логопед: отличная работа! А сейчас наши друзья приглашают нас на веселую зарядку! 5. Физкультминутка. Встанем в круг и по порядку вместе делаем зарядку. Дружно руки поднимаем, а потом их опускаем, Повороты вправо-влево делает сосед мой слева. Вместе мы бежим трусцой, и качаем головой. 6. Дифференциация звуков [Ш] и [С] в словосочетаниях. Логопед выкладывает на стол фигуры-жесты из дерева (кулак, ладонь, «коза», «класс», указательный палец вверх, «кольцо») и картинки: шесть шишек, соломенная сумка, шерстяной носок, высокая башня, собачий ошейник, широкий мост. Логопед: после разминки мы переходим на следующий уровень игры с нашими друзьями. Проговори словосочетание и покажи предложенный жест. 7. Дифференциация звуков [Ш] и [С] в предложениях. Игра «Магазин». Логопед: Шумелочка и Свисток решили пойти в магазин за продуктами. Шумелочка взяла с собой мешок, а Свисток сумку. Вот только они не знают, что куда положить. Ребята, давайте поможем нашим друзьям правильно разложить и назвать продукты, выделяя звуки [Ш] и [С] в словах, например: в сумке сок, в мешке груша. Логопед выставляет рядом с куклами сумку с изображением С, мешок с изображениемШ, и игрушечные продукты: ананас, кокос, шоколад, вишня, капуста, груша, сосиска, шампиньон, сок, горошек, чеснок, картошка-фри. Дети делятся на две команды, раскладывают продукты в мешок и сумку в соответствии с обозначенным звуком, составляя при этом предложения. 8. Итог занятия. Логопед: наше путешествие в мир звуков подходит к концу. Ребята, вам понравилось? Дети: да! Логопед: с какими звуками мы сегодня играли? Дети: со звуками С и Ш. Логопед: какие задания были самыми интересными для вас? Дети: …… Логопед: молодцы, ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями! Шумелочка и Свисток подготовили для вас наклейки на память о нашем путешествии.
|