Развитие фонематического восприятия старших дошкольников с помощью авторских интерактивных презентаций |
Логопедия | |||
Автор: Кузьмина Анна Анатольевна | |||
05.02.2024 13:32 | |||
Развитие фонематического восприятия старших дошкольников с помощью авторских интерактивных презентаций Учитель-логопед Кузьмина Анна Анатольевна МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» г.Югорск Развитие фонетико-фонематического восприятия является одной из главных задач современной логопедии. Несформированность фонетико-фонематического восприятия отрицательно влияет на состояние звукопроизношения, понимание речи и звуко-слоговую структуру слова. В последствии несформированность фонетико-фонемати-ческого восприятия оказывает негативное влияние на овладение грамотным чтением и письмом. Актуальность данной инновационной темы обусловлена возрастающим количеством детей, имеющих нарушение фонетико-фонематического восприятия и поиском новых путей преодоления данного нарушения.
Под фонематическим восприятием понимаются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова. Т.е., фонематическое восприятие — это способность различать смыслоразличительные единицы языка (фонемы) и понимать звуковой состав родного языка. Формирование фонетико-фонематического восприятия в норме заканчивается к четырехлетнему возрасту, к этому же возрасту все дети должны иметь сформированное звукопроизношение. На сегодняшний день посещают логопедический кабинет 20 воспитанников подготовительной и 8 воспитанников старшей группы. Все они имеют нарушения фонематического восприятия различной степени. Выделяют три степени недоразвития фонетико-фонематического восприятия:
Основные этапы развития фонематического восприятия: 1. Развитие неречевого слуха. Хочется отметить слова профессора Визель Татьяны Григорьевны, доктора психологических наук, профессора, академика, что без развития неречевого восприятия невозможно дальнейшее развитие фонематического восприятия, и тем более навыков звукового анализа и синтеза. На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. Применяются упражнения на распознаваниезвучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка); звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги); действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на узнавание друзей, голосов других людей, мелодий. 2. Развитие речевого слуха. Различение одинаковых слов, фраз, и звуков по высоте, силе и тембру. Различение слов, близких по звуковому составу. Дифференциация слогов. Дифференциация фонем. 3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Определение количества слогов в словах разной структуры. Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука. Выделение из слога гласного, затем согласного звука. Выделение первого и последнего звука в слове. Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения. Определение места, количества, последовательности звуков в слове. Придумывание слова с заданными звуками. В настоящее время существует много логопедических компьютерных программ. К сожалению, данные игрыне всегда могут быть использованы в стенах ДОУ. Интерактивных игр, предназначенных решать задачу коррекции и развития фонематического восприятия, крайне мало. Поэтому я решила разработать свои собственные авторские игры, которые будут способствовать развитию фонематического восприятия. Для оказания коррекционной помощи дошкольникам мной разработаны авторские интерактивные игры, которые направлены на развитие неречевого и речевого слуха, навыков звукового анализа и синтеза. Ценность этих игр в том, что они развивают различные сферы психического развития ребёнка: зрительное восприятие и внимание, память, мышление. Интерактивные игры — признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. К сожалению, в этой области очень мало систематических исследований и широких наблюдений. Одна из главных задач интерактивных игр- способствовать ребёнку стать активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического и родительского воздействия. Это позволяет ребёнку осознанно усваивать знания. Из плюсов использования интерактивных презентаций хочется отметить следующие:
Таким образом, главная задача, которая решается – это создание у детей мотивации, направленной на активную деятельность для получения результата и как следствие, повышение качества образовательного процесса. При создании презентаций должны учитываться требования ФГОС:
Применение данных интерактивных презентаций работы помогает эффективно работать над развитием фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, что имеет огромное значение в логопедической практике, так как способствует коррекции звукопроизношения и слоговой структуры слова, оказывает благотворное влияние на овладение в дальнейшем навыками чтения и письма. При творческом подходе к созданию интерактивных презентаций в результате можно получить очень интересные обучающие ресурсы в виде игровых дидактических материалов, что будет способствовать повышению мотивации и активизации познавательной деятельности детей, лучшему пониманию, запоминанию изучаемого материала, тем самым будет достигнута цель повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения. Список литературы:
|