Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие фонематического восприятия старших дошкольников с помощью авторских интерактивных презентаций
Логопедия
Автор: Кузьмина Анна Анатольевна   
05.02.2024 13:32

Развитие фонематического восприятия старших дошкольников с помощью авторских интерактивных презентацийРазвитие фонематического восприятия старших дошкольников с помощью авторских интерактивных презентаций

Учитель-логопед Кузьмина Анна Анатольевна МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» г.Югорск

Развитие фонетико-фонематического восприятия является одной из главных задач современной логопедии. Несформированность фонетико-фонематического восприятия отрицательно влияет на состояние звукопроизношения, понимание речи и звуко-слоговую структуру слова. В последствии несформированность фонетико-фонемати-ческого восприятия оказывает негативное влияние на овладение грамотным чтением и письмом.

Актуальность данной инновационной темы обусловлена возрастающим количеством детей, имеющих нарушение фонетико-фонематического восприятия и поиском новых путей преодоления данного нарушения.

 

Скачать конспект

Под фонематическим восприятием понимаются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова. Т.е., фонематическое восприятие — это способность различать смыслоразличительные единицы языка (фонемы) и понимать звуковой состав родного языка.

Формирование фонетико-фонематического восприятия в норме заканчивается к четырехлетнему возрасту, к этому же возрасту все дети должны иметь сформированное звукопроизношение.

На сегодняшний день посещают логопедический кабинет 20 воспитанников подготовительной и 8 воспитанников старшей группы. Все они имеют нарушения фонематического восприятия различной степени.

Выделяют три степени недоразвития фонетико-фонематического восприятия:

  1. Легкая степень нарушения. Данная степень характеризуется нарушением фонематического слуха и фонематического анализа на уровне одной фонетической группы.
  2. Средняя степень нарушения. Характеризуется нарушением фонематического слуха на уровне двух или трех фонетических групп.
  3. Тяжелая степень нарушения (грубая степень фонематического недоразвития). Характеризуется нарушением фонематического слуха на уровне четырех и более фонетических групп и полной несформированностью фонематического анализа и синтеза.

Основные этапы развития фонематического восприятия:

1. Развитие неречевого слуха. Хочется отметить слова профессора Визель Татьяны Григорьевны, доктора психологических наук, профессора, академика, что без развития неречевого восприятия невозможно дальнейшее развитие фонематического восприятия, и тем более навыков звукового анализа и синтеза.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.

Применяются упражнения на распознаваниезвучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка); звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги); действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на узнавание друзей, голосов других людей, мелодий.

2. Развитие речевого слуха. Различение одинаковых слов, фраз, и звуков по высоте, силе и тембру. Различение слов, близких по звуковому составу. Дифференциация слогов. Дифференциация фонем.

3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Определение количества слогов в словах разной структуры. Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука. Выделение из слога гласного, затем согласного звука. Выделение первого и последнего звука в слове. Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения. Определение места, количества, последовательности звуков в слове. Придумывание слова с заданными звуками.

В настоящее время существует много логопедических компьютерных программ. К сожалению, данные игрыне всегда могут быть использованы в стенах ДОУ. Интерактивных игр, предназначенных решать задачу коррекции и развития фонематического восприятия, крайне мало. Поэтому я решила разработать свои собственные авторские игры, которые будут способствовать развитию фонематического восприятия.

Для оказания коррекционной помощи дошкольникам мной разработаны авторские интерактивные игры, которые направлены на развитие неречевого и речевого слуха, навыков звукового анализа и синтеза. Ценность этих игр в том, что они развивают различные сферы психического развития ребёнка: зрительное восприятие и внимание, память, мышление.

Интерактивные игры — признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. К сожалению, в этой области очень мало систематических исследований и широких наблюдений.

Одна из главных задач интерактивных игр- способствовать ребёнку стать активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического и родительского воздействия. Это позволяет ребёнку осознанно усваивать знания. Из плюсов использования интерактивных презентаций хочется отметить следующие:

  1. Компьютер на занятии выступает средством, активизирующим коррекционную работу (количественно усиливает функцию учителя-логопеда, повышает скорость обмена информацией между ребенком и педагогом, оперативности принятия решения);
  2. Позволяет создать учебную ситуацию, в которой деятельность детей реализуется в игровой форме;
  3. Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход;
  4. Возможность формирования обобщенных приемов умственной и речевой деятельности для решения большего круга учебных задач;
  5. Высокая скорость обновления дидактического материала на экране экономит время на занятии;
  6. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
  7. Расширение творческих способностей педагога;
  8. Ну и, конечно, в наш век компьютеров и сотовых телефонов, дети испытывают огромное желание прикоснуться к информационным технологиям, они с огромным желанием выполняют задания, уходят с занятия довольные и с желанием возвращаются.

Таким образом, главная задача, которая решается – это создание у детей мотивации, направленной на активную деятельность для получения результата и как следствие, повышение качества образовательного процесса.

При создании презентаций должны учитываться требования ФГОС:

  • соответствие возрастным особенностям;
  • занимательность;
  • грамотность;
  • создание ситуации успеха;
  • достижение цели;
  • стимулировать познавательно-речевое развитие детей;
  • объекты, воспроизводимые на экране должны быть достаточными по размеру, знакомы детям;
  • текст задания должен озвучиваться взрослым;
  • задания должны быть интересны, понятны, просты в управлении;
  • соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме
  • должны носить исследовательский характер;
  • задания должны развивать широкий спектр навыков и представлений.

Применение данных интерактивных презентаций работы помогает эффективно работать над развитием фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, что имеет огромное значение в логопедической практике, так как способствует коррекции звукопроизношения и слоговой структуры слова, оказывает благотворное влияние на овладение в дальнейшем навыками чтения и письма. При творческом подходе к созданию интерактивных презентаций в результате можно получить очень интересные обучающие ресурсы в виде игровых дидактических материалов, что будет способствовать повышению мотивации и активизации познавательной деятельности детей, лучшему пониманию, запоминанию изучаемого материала, тем самым будет достигнута цель повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения.

Список литературы:

  1. Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучениестудентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.
  2. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2013. – № 6 (13).
  3. Федорович Л. А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2015. – № 5-6 (8-9).
  4. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск, 2014.
  5. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 2011.
  6. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2014. № 2.
  7. Ликитина М. Ребенок за компьютером. — М., Эксмо, 2016.
  8. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 2013.
  9. Интерактивные технологии в образовании// учебно-методический ком-плекс// Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2015.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год