Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игра на автоматизацию звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях «Путешествие в страну Звуков с Минни и Микки».
Логопедия
Автор: Кархалёва Евгения Николаевна   
05.02.2024 18:10

Игра на автоматизацию звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях «Путешествие в страну Звуков с Минни и Микки».Игра на автоматизацию звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях «Путешествие в страну Звуков с Минни и Микки».

Учитель – логопед первой квалификационной категории Кархалёва Евгения Николаевна Уфа-2024 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №84 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Пояснительная записка:

Презентацию «Автоматизация звука [Р] «Путешествие в страну Звуков с Минни и Микки» можно использовать на индивидуальных и фронтальных занятиях по развитию правильного звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий. Презентация, дидактические игры и упражнения разработаны в программе PowerPoint в соответствии с задачами коррекционно-развивающей программы.

 

Скачать презентацию

Игровые упражнения направлены на закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах (прямых и обратных), в словах, во фразах. Упражнения «Заведи мотор самолёта», «Заведи мотор автомобиля» (слайды № 4, 5) помогут закрепить у ребёнка правильное произношение изолированного звука [Р].

Игры «Жадина» (№ 13), «Один – много» (№ 14), «Посчитай» (№ 15-16) развивают навык произношения звука [Р] в начале слов.

Автоматизировать произношение [Р] в середине слова можно, используя упражнения «Живое – неживое» (№ 17), «Узнай и назови» (№ 18), «Громко назови, запомни, повтори» (№ 19), «Назови ласково» (№ 20), «Скажи правильно» (№ 21-22), «Собери урожай» (№ 23).

Задания «Проговори чистоговорки» (№ 24), «Составь предложение» (№ 25-28) закрепляют правильное произношение звука [Р] во фразах.

Необходимо учитывать правила и требования к организации занятий. Включать игру лучше к концу занятия, так как она поможет сконцентрировать угасающее внимание ребенка. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером – не более 10 минут.

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, фразах; совершенствование лексико-грамматических конструкций у детей.

Задачи:

  1. развитие произносительных навыков;
  2. развитие фонематического восприятия;
  3. развитие навыка согласования имен существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои;
  4. развитие навыка согласования имен существительных с числительными;
  5. развитие навыка образования множественного числа имен существительных;
  6. развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  7. развитие навыка образования Род. п. имен существительных;
  8. развитие навыка составления предложений по двум заданным картинкам;
  9. уточнение, обогащение и активизация словаря детей;
  10. развитие внимания, мышления, памяти.

Содержание презентации (игровые упражнения и задания):

  1. «Заведи мотор самолёта» (№ 4)
  2. «Заведи мотор автомобиля» (№ 5)
  3. Повтори слоги (№ 6 – 10)
  4. Назови картинки (№ 11-12)
  5. «Жадина» (№ 13)
  6. «Один – много» (№ 14)
  7. «Посчитай» (Звук [Р] в начале слова). (№ 15 – 16)
  8. «Живое – неживое». (Звук [Р] в середине слова). (№ 17)
  9. «Узнай и назови» (Звук [Р] в середине слова). (№ 18)
  10. «Громко назови, запомни, повтори» (Звук [Р] в середине слова). (№ 19)
  11. «Назови ласково» (Звук [Р] в конце слова). (№ 20)
  12. «Скажи правильно». (Звук [Р] в начале, в середине, в конце). (№ 21 – 22)
  13. «Собери урожай». (Звук [Р] в середине, в конце). (№ 23)
  14. Проговори чистоговорки (№ 24)
  15. Составь предложение (№ 25 – 28)

Основные направления коррекции и описание слайдов

Слайды № 4-5

«Заведи мотор»

Задачи:

  • Развитие правильного произношения изолированного звука [Р];
  • Развитие зрительного восприятия и воображения.

Описание: На слайдах изображения Микки, самолёта и автомобилей. Можно предложить ребёнку следить за движением предметов глазами или вести пальчик по экрану.

Логопед: – Помоги Микки завести мотор самолёта (автомобиля), произнося длительно звук [Р].

Ребёнок длительно произносит звук [Р].

Слайды № 6-10

«Повтори слоги»

Задачи:

  • развитие правильного произношения звука [Р] в слогах (прямых и обратных);
  • развитие навыка чтения;
  • развитие слухового внимания, памяти.

Описание: На слайдах изображения Минни и Микки, таблиц со слогами.

Логопед: –Давай поможем нашим героям, будем произносить слоги (читать), выделяя звук [Р].

Ребёнок проговаривает слоги со звуком [Р].

Слайд № 11

«Назови картинки»

Задачи:

  • развитие правильного произношения звука [Р] в словах (в начале, со слогом РА);
  • расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
  • развитие зрительного внимания.

Описание: На слайде изображениеМинни и разных предметов со звуком [Р] в начале слова.

Логопед: – Минни учится проговаривать звук [Р] в словах. Давай поможем ей – будем называть предметы, выделяя звук [Р].

Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в начале.

Слайд № 12

«Назови картинки»

Задачи:

  • развитие правильного произношения звука [Р] в словах (в начале);
  • расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
  • развитие зрительного внимания.

Описание: На слайде изображение Минни и разных предметов (со звуком [Р] в начале слова).

Логопед: – Минни просит тебя назвать предметы, которые изображены на слайде. Назови предметы, выделяя звук [Р].

Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в начале.

Слайд № 13

«Жадина»

Задачи:

  • развитие умения правильно произносить звук [Р] в начале слова;
  • развитие навыка согласования имен существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои;
  • активизация словаря;
  • развитие зрительного восприятия, внимания.

Описание: На слайдах изображения Минни и Микки, разных предметов и слово «мой» (моя, моё, мои).

Логопед: – Помоги нашим героям правильно подобрать предметы к слову «мой», «моя», «моё», «мои». Называя их, проговаривай звук [Р].

Ребёнок рассматривает предметы и называет те слова, которые подходят к слову «мой», «моя», «моё», «мои» (мой рот, мои руки).

Слайд № 14

«Один – много»

Задачи:

  • развитие умения правильно произносить звук [Р] в начале слова;
  • развитие умения образовывать множественное число имён существительных;
  • уточнение и активизация словарного запаса;
  • развитие внимания, мышления.

Описание: На слайде изображение Минни и предметов.

Логопед: – Минни показывает один предмет, а ты назови много.

Ребёнок образует множественное число и говорит: «ракета – ракеты», «рубашка – рубашки», «рубин – рубины», «рыбак – рыбаки».

Слайды № 15-16

«Посчитай»

Задачи:

  • развитие умения правильно произносить звук [Р] в начале слова;
  • практическое усвоение навыка согласования имен существительных с числительными.

Описание: На слайдах изображения Минни и предметов (ромашек, рыб).

Логопед: – Минни собрала ромашки. Посчитай их, выделяя звук [Р] (слайд 15).

– Минни поймала много рыбы. Посчитай, выделяя звук [Р] (слайд 16).

Ребёнок считает, согласовывая числительные с существительными: «Одна ромашка, две ромашки, …, …, пять ромашек», «Одна рыба, две рыбы, …, …, пять рыб».

Слайд № 17

«Живое – неживое»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] в середине слова;
  • расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
  • развитие внимания и мышления.

Описание: На слайде изображения разных предметов (со звуком [Р] в середине). По щелчку появляется табличка «Кто это?».

Логопед: –назови предметы, к которым можно поставить вопрос «Кто это?». Называй предметы, выделяя звук [Р].

По щелчку появляется табличка «Что это?»

Логопед: – А теперь назови слова, к которым можно поставить вопрос «Что это?»

Ребёнок подбирает слова, проговаривая звук [Р].

Слайд № 18

«Узнай и назови»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] во фразах;
  • развитие зрительного восприятия и воображения;
  • закрепление навыков согласования личных местоимений с глаголами;
  • развитие умения образовывать винительный падеж имен существительных.

Описание: На слайде изображение Микки и «спрятанных под зонтики» предметов.

Логопед: – Пошёл дождь, Микки спрятал все предметы под зонтики. Узнай и назови их.

Ребёнок говорит: «Я узнал жирафа». «Я узнал барана» и т.д.

Слайд № 19

«Громко назови, запомни, повтори»

Задачи:

  • развитие правильного произношения звука [Р] в середине слова (в безударном положении);
  • расширение и активизация словарного запаса;
  • развитие силы голоса;
  • развитие зрительного внимания, памяти.

Описание: На слайде изображения разных предметов со звуком [Р] в середине слова.

Логопед: – Назови эти картинки правильно, выделяя звук [Р], говори громко и чётко.

Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в середине.

Ребёнок закрывает глаза и называет предметы по памяти.

Слайд № 20

«Назови ласково»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] в середине и конце слова;
  • развитие умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • развитие внимания и мышления.

Описание: На слайде изображения предметов.

Логопед — назови эти предметы ласково.

Ребенок выбирает любой предмет, называет его ласково: «шарик», «комарик», «заборчик», «помидорчик» и т. д.

Слайды № 21-22

«Скажи правильно»

Задачи:

  • закрепление правильного произношения звука [Р] в словах;
  • активизация словаря признаков;
  • развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными;
  • развитие зрительного восприятия, внимания.

Описание: На слайдах изображения различных предметов оранжевого цвета и табличка «Оранжевый».

Логопед: – Микки любит рисовать. Посмотри, как много предметов он нарисовал и раскрасил их оранжевым цветом. Назови только те предметы, к которым подходит слово «оранжевый», «оранжевая», «оранжевые».

Ребёнок рассматривает картинки и называет слова мужского, женского и среднего рода.

Аналогичная работа проводится по слайдом № 23.

Слайд № 23

«Собери урожай»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] в начале и в середине слова;
  • активизация словаря;
  • развитие умения классифицировать и обобщать предметы;
  • развитие восприятия, мышления.

Описание: На слайдах изображение Минни, овощей, фруктов, ягод и корзин. Под каждой корзиной табличка с надписями «Фрукты», «Овощи», «Ягоды».

Логопед: – Минни просит «разложить» урожай по корзинам. В первую корзину надо положить фрукты, во вторую – овощи, а в третью – ягоды.

Ребёнок называет слова и определяет, в какую корзинку нужно положить предмет (со звуком Р в середине и в конце слова).

Слайд № 24

«Проговори чистоговорки»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] во фразах;
  • расширение и активизация словарного запаса;
  • развитие слухового внимания, памяти.

Описание: На слайде изображения Минни и Микки, чистоговорки на автоматизацию [Р].

Логопед: – Микки сочинил стихи для Минни. Давай проговорим их чётко.

Ребёнок проговаривает чистоговорки со звуком [Р].

Слайды № 25-28

«Составь предложения»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] во фразах;
  • развитие умения составлять предложения по сюжетным картинкам;
  • расширение, уточнение и активизация словарного запаса.

Описание: На слайдах изображение Минни и Микки и картинки.

Логопед: –составь предложение с двумя данными словами. Составив эти предложения, ты узнаешь, чем любят заниматься Минни и Микки.

Ребёнок рассматривает картинки и составляет предложение с двумя заданными словами. (Например: «Микки играет на барабане», «Минни любит сыр»).

Слайд № 29

Молодец! До встречи!

Список использованной литературы

  1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие, – М.; ТЦ Сфера, 2009.
  2. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.: Издательство: «ГНОМ» 2016.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №7 для закрепления произношения звука «Р» у детей 5-7 лет. – М.: Издательство: «ГНОМ» 2018.
  4. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь М.: Вентана-граф, 2007.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год