Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игра на автоматизацию звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях «Путешествие в страну Звуков с Минни и Микки».
Логопедия
Автор: Кархалёва Евгения Николаевна   
05.02.2024 18:10

Игра на автоматизацию звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях «Путешествие в страну Звуков с Минни и Микки».Игра на автоматизацию звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях «Путешествие в страну Звуков с Минни и Микки».

Учитель – логопед первой квалификационной категории Кархалёва Евгения Николаевна Уфа-2024 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №84 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Пояснительная записка:

Презентацию «Автоматизация звука [Р] «Путешествие в страну Звуков с Минни и Микки» можно использовать на индивидуальных и фронтальных занятиях по развитию правильного звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий. Презентация, дидактические игры и упражнения разработаны в программе PowerPoint в соответствии с задачами коррекционно-развивающей программы.

 

Скачать презентацию

Игровые упражнения направлены на закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах (прямых и обратных), в словах, во фразах. Упражнения «Заведи мотор самолёта», «Заведи мотор автомобиля» (слайды № 4, 5) помогут закрепить у ребёнка правильное произношение изолированного звука [Р].

Игры «Жадина» (№ 13), «Один – много» (№ 14), «Посчитай» (№ 15-16) развивают навык произношения звука [Р] в начале слов.

Автоматизировать произношение [Р] в середине слова можно, используя упражнения «Живое – неживое» (№ 17), «Узнай и назови» (№ 18), «Громко назови, запомни, повтори» (№ 19), «Назови ласково» (№ 20), «Скажи правильно» (№ 21-22), «Собери урожай» (№ 23).

Задания «Проговори чистоговорки» (№ 24), «Составь предложение» (№ 25-28) закрепляют правильное произношение звука [Р] во фразах.

Необходимо учитывать правила и требования к организации занятий. Включать игру лучше к концу занятия, так как она поможет сконцентрировать угасающее внимание ребенка. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером – не более 10 минут.

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, фразах; совершенствование лексико-грамматических конструкций у детей.

Задачи:

  1. развитие произносительных навыков;
  2. развитие фонематического восприятия;
  3. развитие навыка согласования имен существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои;
  4. развитие навыка согласования имен существительных с числительными;
  5. развитие навыка образования множественного числа имен существительных;
  6. развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  7. развитие навыка образования Род. п. имен существительных;
  8. развитие навыка составления предложений по двум заданным картинкам;
  9. уточнение, обогащение и активизация словаря детей;
  10. развитие внимания, мышления, памяти.

Содержание презентации (игровые упражнения и задания):

  1. «Заведи мотор самолёта» (№ 4)
  2. «Заведи мотор автомобиля» (№ 5)
  3. Повтори слоги (№ 6 – 10)
  4. Назови картинки (№ 11-12)
  5. «Жадина» (№ 13)
  6. «Один – много» (№ 14)
  7. «Посчитай» (Звук [Р] в начале слова). (№ 15 – 16)
  8. «Живое – неживое». (Звук [Р] в середине слова). (№ 17)
  9. «Узнай и назови» (Звук [Р] в середине слова). (№ 18)
  10. «Громко назови, запомни, повтори» (Звук [Р] в середине слова). (№ 19)
  11. «Назови ласково» (Звук [Р] в конце слова). (№ 20)
  12. «Скажи правильно». (Звук [Р] в начале, в середине, в конце). (№ 21 – 22)
  13. «Собери урожай». (Звук [Р] в середине, в конце). (№ 23)
  14. Проговори чистоговорки (№ 24)
  15. Составь предложение (№ 25 – 28)

Основные направления коррекции и описание слайдов

Слайды № 4-5

«Заведи мотор»

Задачи:

  • Развитие правильного произношения изолированного звука [Р];
  • Развитие зрительного восприятия и воображения.

Описание: На слайдах изображения Микки, самолёта и автомобилей. Можно предложить ребёнку следить за движением предметов глазами или вести пальчик по экрану.

Логопед: – Помоги Микки завести мотор самолёта (автомобиля), произнося длительно звук [Р].

Ребёнок длительно произносит звук [Р].

Слайды № 6-10

«Повтори слоги»

Задачи:

  • развитие правильного произношения звука [Р] в слогах (прямых и обратных);
  • развитие навыка чтения;
  • развитие слухового внимания, памяти.

Описание: На слайдах изображения Минни и Микки, таблиц со слогами.

Логопед: –Давай поможем нашим героям, будем произносить слоги (читать), выделяя звук [Р].

Ребёнок проговаривает слоги со звуком [Р].

Слайд № 11

«Назови картинки»

Задачи:

  • развитие правильного произношения звука [Р] в словах (в начале, со слогом РА);
  • расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
  • развитие зрительного внимания.

Описание: На слайде изображениеМинни и разных предметов со звуком [Р] в начале слова.

Логопед: – Минни учится проговаривать звук [Р] в словах. Давай поможем ей – будем называть предметы, выделяя звук [Р].

Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в начале.

Слайд № 12

«Назови картинки»

Задачи:

  • развитие правильного произношения звука [Р] в словах (в начале);
  • расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
  • развитие зрительного внимания.

Описание: На слайде изображение Минни и разных предметов (со звуком [Р] в начале слова).

Логопед: – Минни просит тебя назвать предметы, которые изображены на слайде. Назови предметы, выделяя звук [Р].

Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в начале.

Слайд № 13

«Жадина»

Задачи:

  • развитие умения правильно произносить звук [Р] в начале слова;
  • развитие навыка согласования имен существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои;
  • активизация словаря;
  • развитие зрительного восприятия, внимания.

Описание: На слайдах изображения Минни и Микки, разных предметов и слово «мой» (моя, моё, мои).

Логопед: – Помоги нашим героям правильно подобрать предметы к слову «мой», «моя», «моё», «мои». Называя их, проговаривай звук [Р].

Ребёнок рассматривает предметы и называет те слова, которые подходят к слову «мой», «моя», «моё», «мои» (мой рот, мои руки).

Слайд № 14

«Один – много»

Задачи:

  • развитие умения правильно произносить звук [Р] в начале слова;
  • развитие умения образовывать множественное число имён существительных;
  • уточнение и активизация словарного запаса;
  • развитие внимания, мышления.

Описание: На слайде изображение Минни и предметов.

Логопед: – Минни показывает один предмет, а ты назови много.

Ребёнок образует множественное число и говорит: «ракета – ракеты», «рубашка – рубашки», «рубин – рубины», «рыбак – рыбаки».

Слайды № 15-16

«Посчитай»

Задачи:

  • развитие умения правильно произносить звук [Р] в начале слова;
  • практическое усвоение навыка согласования имен существительных с числительными.

Описание: На слайдах изображения Минни и предметов (ромашек, рыб).

Логопед: – Минни собрала ромашки. Посчитай их, выделяя звук [Р] (слайд 15).

– Минни поймала много рыбы. Посчитай, выделяя звук [Р] (слайд 16).

Ребёнок считает, согласовывая числительные с существительными: «Одна ромашка, две ромашки, …, …, пять ромашек», «Одна рыба, две рыбы, …, …, пять рыб».

Слайд № 17

«Живое – неживое»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] в середине слова;
  • расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
  • развитие внимания и мышления.

Описание: На слайде изображения разных предметов (со звуком [Р] в середине). По щелчку появляется табличка «Кто это?».

Логопед: –назови предметы, к которым можно поставить вопрос «Кто это?». Называй предметы, выделяя звук [Р].

По щелчку появляется табличка «Что это?»

Логопед: – А теперь назови слова, к которым можно поставить вопрос «Что это?»

Ребёнок подбирает слова, проговаривая звук [Р].

Слайд № 18

«Узнай и назови»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] во фразах;
  • развитие зрительного восприятия и воображения;
  • закрепление навыков согласования личных местоимений с глаголами;
  • развитие умения образовывать винительный падеж имен существительных.

Описание: На слайде изображение Микки и «спрятанных под зонтики» предметов.

Логопед: – Пошёл дождь, Микки спрятал все предметы под зонтики. Узнай и назови их.

Ребёнок говорит: «Я узнал жирафа». «Я узнал барана» и т.д.

Слайд № 19

«Громко назови, запомни, повтори»

Задачи:

  • развитие правильного произношения звука [Р] в середине слова (в безударном положении);
  • расширение и активизация словарного запаса;
  • развитие силы голоса;
  • развитие зрительного внимания, памяти.

Описание: На слайде изображения разных предметов со звуком [Р] в середине слова.

Логопед: – Назови эти картинки правильно, выделяя звук [Р], говори громко и чётко.

Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в середине.

Ребёнок закрывает глаза и называет предметы по памяти.

Слайд № 20

«Назови ласково»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] в середине и конце слова;
  • развитие умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • развитие внимания и мышления.

Описание: На слайде изображения предметов.

Логопед — назови эти предметы ласково.

Ребенок выбирает любой предмет, называет его ласково: «шарик», «комарик», «заборчик», «помидорчик» и т. д.

Слайды № 21-22

«Скажи правильно»

Задачи:

  • закрепление правильного произношения звука [Р] в словах;
  • активизация словаря признаков;
  • развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными;
  • развитие зрительного восприятия, внимания.

Описание: На слайдах изображения различных предметов оранжевого цвета и табличка «Оранжевый».

Логопед: – Микки любит рисовать. Посмотри, как много предметов он нарисовал и раскрасил их оранжевым цветом. Назови только те предметы, к которым подходит слово «оранжевый», «оранжевая», «оранжевые».

Ребёнок рассматривает картинки и называет слова мужского, женского и среднего рода.

Аналогичная работа проводится по слайдом № 23.

Слайд № 23

«Собери урожай»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] в начале и в середине слова;
  • активизация словаря;
  • развитие умения классифицировать и обобщать предметы;
  • развитие восприятия, мышления.

Описание: На слайдах изображение Минни, овощей, фруктов, ягод и корзин. Под каждой корзиной табличка с надписями «Фрукты», «Овощи», «Ягоды».

Логопед: – Минни просит «разложить» урожай по корзинам. В первую корзину надо положить фрукты, во вторую – овощи, а в третью – ягоды.

Ребёнок называет слова и определяет, в какую корзинку нужно положить предмет (со звуком Р в середине и в конце слова).

Слайд № 24

«Проговори чистоговорки»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] во фразах;
  • расширение и активизация словарного запаса;
  • развитие слухового внимания, памяти.

Описание: На слайде изображения Минни и Микки, чистоговорки на автоматизацию [Р].

Логопед: – Микки сочинил стихи для Минни. Давай проговорим их чётко.

Ребёнок проговаривает чистоговорки со звуком [Р].

Слайды № 25-28

«Составь предложения»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] во фразах;
  • развитие умения составлять предложения по сюжетным картинкам;
  • расширение, уточнение и активизация словарного запаса.

Описание: На слайдах изображение Минни и Микки и картинки.

Логопед: –составь предложение с двумя данными словами. Составив эти предложения, ты узнаешь, чем любят заниматься Минни и Микки.

Ребёнок рассматривает картинки и составляет предложение с двумя заданными словами. (Например: «Микки играет на барабане», «Минни любит сыр»).

Слайд № 29

Молодец! До встречи!

Список использованной литературы

  1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие, – М.; ТЦ Сфера, 2009.
  2. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.: Издательство: «ГНОМ» 2016.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №7 для закрепления произношения звука «Р» у детей 5-7 лет. – М.: Издательство: «ГНОМ» 2018.
  4. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь М.: Вентана-граф, 2007.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год