Шалости для радости. (Нетрадиционные приемы артикуляционной гимнастики). |
Логопедия | |||
Автор: Якуничева Анна Игоревна | |||
21.01.2024 10:10 | |||
Шалости для радости. (Нетрадиционные приемы артикуляционной гимнастики). Хочу представить вашему вниманию мастер-класс по артикуляционной гимнастике. Как часто логопед слышит от родителей, что ребёнку надоели однообразные упражнения? Предлагаем Вашему вниманию нетрадиционное выполнение артикуляционных упражнений. Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Выполнять артикуляционные упражнения надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4 — 5. При выборе упражнений надо учитывать степень их сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику желательно эмоционально. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Я вам отвечаю – весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях. Задачи:
-расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми. Для их выполнения упражнений вам понадобятся: 1. Посуда:
2. Продукты:
3. Влажные или бумажные салфетки на ваш выбор. Итак, приступаем к выполнению упражнений.
Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку) на языке, языком на губе, на щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.
Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.
Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.
Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.
Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки
Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.
Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.
Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку или жевательную конфету в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни т. д., т. е. активизировать подвижные органы артикуляции.
Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.
Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.
Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.
Неожиданно, но круглый сладкий чупа-чупс — прекрасный логопедический тренажер. Лучше всего подходит мини размер этих леденцов. Разверните конфетку и давайте немного поиграем. Во время упражнений, обязательно, находитесь рядом с ребенком! Итак: - сжать чупа-чупс губами и попробовать его удержать 5-10 секунд. - удерживая чупа-чупс губами, попробовать подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону. - приоткрыть рот, губы разведены в улыбку, сделать чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком. - поднять широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу. - двигать леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
Упражнение с ванильными сушками. Подвесь сушку на высунутый язык и удерживай под счет (до 5 – 10).
В небольшую ванильную, гладкую сушку поместить губы полностью. Губы – птенчик, а сушка – гнездо. Забавно будет, если получится подвигать губами, изображая голодного птенца. После «вкусных упражнений» у вас наверняка останутся несъедобные фантики, трубочки, коробочки и прочее. А ведь и их можно использовать для гимнастики!
Сначала при выполнении упражнений у детей наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата, могут напрягаться даже пальцы рук. Таким образом, малыши пытаются сконцентрироваться и, в некоторой степени, скомпенсировать мимические несовершенства. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Это значит, что речь становится более внятной, чёткой и красивой! А сколько радости и приятных впечатлений останется у детей, если мама и папа, а с ними и все члены семьи станут выполнять эти весёлые, а главное полезные для всех упражнения! Желаем Вам радости и красивой речи!
|