Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Доклад на тему «Реализация коррекционно — развивающей деятельности учителя – логопеда по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ».
Логопедия
Автор: Пряхина Валентина Игоревна   
18.01.2024 17:58

Доклад на тему «Реализация коррекционно — развивающей деятельности учителя – логопеда по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ».Доклад на тему «Реализация коррекционно — развивающей деятельности учителя – логопеда по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ».

«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

В.А. Сухомлинский.

Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны. Нравственно – патриотическое воспитание закладывается в дошкольном детстве и красной нитью следует через всю его жизнь.

 

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива.

Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение/.

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с нарушениями речи, служит средством в коррекционно-развивающей работе.

Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности.

Я, как учитель – логопед также ставлю перед собой задачи патриотического воспитания обучающихся: пробудить в ребёнке любовь к родной земле, формировать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к самым близким людям, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Хочу обратить Ваше внимание на последнюю задачу, которую мы, ксожалению, сужаем, и зачастую сводим лишь к воспитанию уважения к близким людям, к родному дому, улице, городу… А ведь так важно уделять особое внимание детей к стержневым вопросам. Так в теме «Труд» главное – это взаимосвязь людей разных профессий и значение труда каждого для общества в целом. Только совместный труд людей, позволяет получать хороший результат.

Коррекционную работу с детьми на логопедических занятиях я выстраиваю согласно календарю тематических недель. Материал лексических тем позволяет не только решать логопедические задачи: развивать связную речь, формировать лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, звукопроизношение, слоговую структуру, развивать и совершенствовать психологическую базу речи, но и воспитывать чувство патриотизма у детей.

На индивидуальных/подгрупповых занятиях для детей с нарушениями речи, я использую различные формы работы: тематические презентации, ситуативные разговоры и беседы; дидактические игры и упражнения.

В ходе изучения всех тематических недель, я также решаю задачи по ранней профориентации обучающихся, знакомимся и закрепляем профессии, согласно лексической теме.

В сентябре, при прохождении темы «Здравствуй, детский сад!» на логопедических занятиях активизировала предметный словарь детей, используя названия профессий сотрудников, работающих в детском саду. Беседовали о важности труда всех сотрудников нашего учреждения. Все это способствовало формированию и обретению у детей привязанности к детскому саду, воспитания уважения к сотрудникам, работающих в учреждении и их труду. Для закрепления материала детьми воспитателям задания для детей, картотеки речевых игр по теме недели. Родителям воспитанников рекомендуем, например, полезную ссылку на сайт учреждения, где они совместно с детьми могут ознакомиться, вспомнить сотрудников нашего учреждения, создающих комфорт, благоприятные условия детям, в их счастливый период детства.

В октябре дети изучают тематические недели: «Народная культура и традиции», «Мой дом, мой город, моя страна». Мы с детьми с детьми домашний адрес, место работы родителей, значимость их труда; место проживания: улица, город; крупные предприятия, здания культуры, памятные места родного города и их значимость;

Совместно с воспитателями рекомендуем родителям совершить прогулку с ребёнком, изучая достопримечательности города; На занятиях также изучаем, закрепляем символику страны, герб города; свою национальность, язык, традиции (дети должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (герб, гимн России); представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции); природу родных мест (необходимо помочь ребёнку научитьсялюбоваться природой, бережно относиться к ней); изучать народы, живущие в России, их быт, традиции.

Применяю следующие игры (например):

«Букет красивых слов» — словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному городу.

«Угадай места, достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город» – закрепляем знания родного города и страны.

«ГЕРБ родного края» — закрепляем знаний детей о гербе родного края.

  • В ходе реализации тематической недели «Мой дом, мой город, моя страна» особое внимание уделяется теме «Семья». Используются следующие дидактические /словесные игры (к примеру):

Подбираем с детьми признаки: Какая у вас семья? — большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др.

Подбираем с детьми глаголы (обязанности членов семьи): что делает папа? что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата? и т.п.

«Составь рассказ по картинкам» — дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам, по плану.

В феврале дети знакомятся с темой «Защитники Отечества».

Применяю следующие игры (например):

«Защитники Отечества», «Разные войска» «Назови военную профессию» — словарь детей пополняется новыми словами — синонимами — Отечество — Отчизна — Родина;

Защитник Отечества — боец, воин, солдат; защищать Родину — охранять, беречь.

Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий: граница -пограничник, артиллерия – артиллерист, танк – танкист, море — моряк, космос – космонавт.

На занятиях воспитываю чувства уважения, благодарности и любви к людям, защищающим Родину от врагов.

Первый весенний месяц всегда посвящен теме Женщины, Матери, в рамках тематической недели:

На занятиях прививаю чувство уважения и любви к маме, бабушке, сестренке, дошкольники узнают много нового о женских профессиях.

Использую дидактические игры (например):

«Подбери признак»: мама – какая? бабушка – какая? сестренка, воспитатель и др.;

«Назови ласково» — мамочка, мамуля, матушка и др.; «Кому что нужно для работы?» повару – кастрюля, поварешка; учителю – учебник, тетради, ручка, мел и т.д.

В конце учебного года – тематическая неделя великого праздника – «День Победы».

На своих занятиях воспитываю уважение к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашизмом, глубокой благодарности к Ветеранам войны.

Использую игры (например):

«Подбери слово» (синоним) /смелый — храбрый, отважный, геройский/;

«Подбери родственное слово» /герой — геройский, героический, героиня/.

Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война — разрушает» и др.

Работу в данном направлении провожу в тесном взаимодействии с воспитателями групп (тетрадь взаимодействия) и родителями/ законными представителями (выдаются папки с домашними заданиями по каждой тематической неделе).

В завершении хочу отметить, что можно бесконечно долго беседовать, о патриотизме и любви к Родине, но, если ребенок не видит личного примера взрослых, которые его окружают, все это напрасно.

Наш патриотизм очень прост: это фантик, брошенный в урну, из уважения к своей Земле, это посаженной дерево, с заботой о будущем поколении, это добрые слова о своей Родине.

Благодарю за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год