Доклад на тему «Реализация коррекционно — развивающей деятельности учителя – логопеда по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ». |
Логопедия | |||
Автор: Пряхина Валентина Игоревна | |||
18.01.2024 17:58 | |||
Доклад на тему «Реализация коррекционно — развивающей деятельности учителя – логопеда по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ». «Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». В.А. Сухомлинский. Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны. Нравственно – патриотическое воспитание закладывается в дошкольном детстве и красной нитью следует через всю его жизнь.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение/. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с нарушениями речи, служит средством в коррекционно-развивающей работе. Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Я, как учитель – логопед также ставлю перед собой задачи патриотического воспитания обучающихся: пробудить в ребёнке любовь к родной земле, формировать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к самым близким людям, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Хочу обратить Ваше внимание на последнюю задачу, которую мы, ксожалению, сужаем, и зачастую сводим лишь к воспитанию уважения к близким людям, к родному дому, улице, городу… А ведь так важно уделять особое внимание детей к стержневым вопросам. Так в теме «Труд» главное – это взаимосвязь людей разных профессий и значение труда каждого для общества в целом. Только совместный труд людей, позволяет получать хороший результат. Коррекционную работу с детьми на логопедических занятиях я выстраиваю согласно календарю тематических недель. Материал лексических тем позволяет не только решать логопедические задачи: развивать связную речь, формировать лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, звукопроизношение, слоговую структуру, развивать и совершенствовать психологическую базу речи, но и воспитывать чувство патриотизма у детей. На индивидуальных/подгрупповых занятиях для детей с нарушениями речи, я использую различные формы работы: тематические презентации, ситуативные разговоры и беседы; дидактические игры и упражнения. В ходе изучения всех тематических недель, я также решаю задачи по ранней профориентации обучающихся, знакомимся и закрепляем профессии, согласно лексической теме. В сентябре, при прохождении темы «Здравствуй, детский сад!» на логопедических занятиях активизировала предметный словарь детей, используя названия профессий сотрудников, работающих в детском саду. Беседовали о важности труда всех сотрудников нашего учреждения. Все это способствовало формированию и обретению у детей привязанности к детскому саду, воспитания уважения к сотрудникам, работающих в учреждении и их труду. Для закрепления материала детьми воспитателям задания для детей, картотеки речевых игр по теме недели. Родителям воспитанников рекомендуем, например, полезную ссылку на сайт учреждения, где они совместно с детьми могут ознакомиться, вспомнить сотрудников нашего учреждения, создающих комфорт, благоприятные условия детям, в их счастливый период детства. В октябре дети изучают тематические недели: «Народная культура и традиции», «Мой дом, мой город, моя страна». Мы с детьми с детьми домашний адрес, место работы родителей, значимость их труда; место проживания: улица, город; крупные предприятия, здания культуры, памятные места родного города и их значимость; Совместно с воспитателями рекомендуем родителям совершить прогулку с ребёнком, изучая достопримечательности города; На занятиях также изучаем, закрепляем символику страны, герб города; свою национальность, язык, традиции (дети должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (герб, гимн России); представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции); природу родных мест (необходимо помочь ребёнку научитьсялюбоваться природой, бережно относиться к ней); изучать народы, живущие в России, их быт, традиции. Применяю следующие игры (например): «Букет красивых слов» — словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному городу. «Угадай места, достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город» – закрепляем знания родного города и страны. «ГЕРБ родного края» — закрепляем знаний детей о гербе родного края.
Подбираем с детьми признаки: Какая у вас семья? — большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др. Подбираем с детьми глаголы (обязанности членов семьи): что делает папа? что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата? и т.п. «Составь рассказ по картинкам» — дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам, по плану. В феврале дети знакомятся с темой «Защитники Отечества». Применяю следующие игры (например): «Защитники Отечества», «Разные войска» «Назови военную профессию» — словарь детей пополняется новыми словами — синонимами — Отечество — Отчизна — Родина; Защитник Отечества — боец, воин, солдат; защищать Родину — охранять, беречь. Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий: граница -пограничник, артиллерия – артиллерист, танк – танкист, море — моряк, космос – космонавт. На занятиях воспитываю чувства уважения, благодарности и любви к людям, защищающим Родину от врагов. Первый весенний месяц всегда посвящен теме Женщины, Матери, в рамках тематической недели: На занятиях прививаю чувство уважения и любви к маме, бабушке, сестренке, дошкольники узнают много нового о женских профессиях. Использую дидактические игры (например): «Подбери признак»: мама – какая? бабушка – какая? сестренка, воспитатель и др.; «Назови ласково» — мамочка, мамуля, матушка и др.; «Кому что нужно для работы?» повару – кастрюля, поварешка; учителю – учебник, тетради, ручка, мел и т.д. В конце учебного года – тематическая неделя великого праздника – «День Победы». На своих занятиях воспитываю уважение к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашизмом, глубокой благодарности к Ветеранам войны. Использую игры (например): «Подбери слово» (синоним) /смелый — храбрый, отважный, геройский/; «Подбери родственное слово» /герой — геройский, героический, героиня/. Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война — разрушает» и др. Работу в данном направлении провожу в тесном взаимодействии с воспитателями групп (тетрадь взаимодействия) и родителями/ законными представителями (выдаются папки с домашними заданиями по каждой тематической неделе). В завершении хочу отметить, что можно бесконечно долго беседовать, о патриотизме и любви к Родине, но, если ребенок не видит личного примера взрослых, которые его окружают, все это напрасно. Наш патриотизм очень прост: это фантик, брошенный в урну, из уважения к своей Земле, это посаженной дерево, с заботой о будущем поколении, это добрые слова о своей Родине. Благодарю за внимание!
|