Обучающие сессии для родителей детей раннего возраста на основе моделирования. |
Логопедия | |||
Автор: Канаева Елена Григорьевна | |||
15.01.2024 17:05 | |||
Обучающие сессии для родителей детей раннего возраста на основе моделирования. Статья для логопедов Учитель-логопед ГБУСО «Центр Социальной помощи семье и детям Трубчевского района» Канаева Елена Григорьевна Ранний возраст – лучшее время для коррекционной работы логопеда. С каждым днём становится более популярно раннее развитие малышей. Многие мамы с рождения озабочены, к какому специалисту обратиться за помощью в обучении своего ребёнка. Никто не хочет слышать слова: «А почему так поздно пришли, надо было раньше». Исполняется ребёнку 5-6 лет, а у него буквально «каша» во рту. Приводят его к логопеду и просят подготовить к школе. Таким родителям хочется сказать: «Где же вы раньше были?! Время упущено!». Ведь на развитие речи могут повлиять проблемы со слухом, зрением, щитовидной железой и нервной системой. До наступления соответствующего возраста, родители могут даже не знать, что с их малышом что-то не так. Хотя период до 3 лет самый ценный и поддаются коррекции очень многие нарушения речи. Работа с детьми раннего возраста, позволяет использовать в полной мере возможности сензитивных периодов развития ребёнка, предупредить возникновение вторичных нарушений.
Чем раньше начать коррекционную работу, тем меньше риск возникновения серьёзных логопедических проблем, поскольку благоприятный период развития речи — возраст именно до 5 лет. В раннем возрасте работа логопеда с ребёнком строится иначе. 80 % нейронных связей формируется у ребёнка до 3 лет. Логопед может заниматься с ребёнком несколько раз в неделю, очень ограниченное время. При этом, даже если логопед потом объяснит маме, что нужно делать, как нужно делать – вероятность того, что у мамы получится очень мала. Поэтому, в раннем возрасте, работа строится не с ребёнком, работа строится с родителями. Родители способны самостоятельно помогать ребёнку овладевать речевыми навыками в повседневной жизни. Мама постоянно взаимодействует с ребёнком, и количество возможностей выстроить коммуникацию с ребёнком у неё намного больше. В работе логопеда важно взаимодействовать не только с малышами, но и выстраивать доверительные отношения с их родителями. Если мама не понимает, как это сделать, или у неё не получается, то мы упускаем драгоценное время, когда мы могли бы помочь ребёнку развить коммуникацию. Семьи разные, и к каждой нужен свой подход: важно дать им понять, что в развитии ребёнка они играют важнейшую роль. Поэтому нужно занятие не для ребёнка, а обучающие сессии для родителей, во время которых логопед объясняет родителям, что такое коммуникация, как её развивать не на специальных занятиях, а в повседневной жизни: во время приёма пищи, во время прогулки, во время одевания – раздевания, во время купания. Во время этих моментов, маленькими шагами даём маме приёмы, используя стратегию – моделирование. Моделирование, это когда, например, показывается на примере и объясняется, как можно использовать в ванне игры, которые будут способствовать развитию речи и коммуникации. Например, шлёпать по пене рукой и говорить: плюх-плюх-плюх. Что можно пену сдувать с руки; что можно спрятать руку и спросить: Где рука? — А вот она, рука! Вот твоя рука, вот моя рука. Во время моделирования, логопед ставит тазик с водой и играет, а потом говорит маме: «А теперь Вы поиграйте», чтобы освоить тот стиль взаимодействия с ребёнком, на основе которого мама будет дома с ребёнком общаться, и будет ребёнка дома учить. За время сессии нужно несколько раз пройти и повторить весь цикл. Нужно проговорить на каждом этапе развития ребёнка, что он уже умеет делать, какие следующие навыки ему нужно освоить, обсудить в каких повседневных ситуациях их можно освоить и применить. То есть, нужно показать, каким огромным потанцеалом обладают родители. Логопед в этих ситуациях является руководителем, помощником и наставником для родителей, для того, чтобы они чувствовали себя более компетентными, смелыми, уверенными и понимали что нужно их ребёнку. Только системный и комплексный подход к воспитанию и раннему развитию ребёнка даёт хорошие результаты. С уважением Канаева Е.Г.
|