Название этапа
|
Содержание этапа
|
Деятельность
учащихся
|
Деятельность
учителя
|
|
I.
Орг.
Момент
(мотивация учебной деятельности)
|
Здравствуйте, ребята!
-меня зовут Е.В. я приехала к вам с далекого села Питляр. Я, учитель-логопед.
- а вы знаете кто такой логопед?
- логопеды помогают деткам правильно произносить звуки, чтобы их речь была правильной и красивой.
-сегодня приглашаю вас на логопедическое занятие
-а начнем мы с улыбки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Психологическая настройка.
Много звуков есть на свете
Шелест листьев, шум волны,
А бывают звуки речи
Мы их четко знать должны.
-Для того чтобы четко и красиво произносить звуки, нам поможет зарядка для губ и язычка.
|
Приветствуют учителя, настраиваются на занятие.
Слушают учителя
|
Проверяю готовность к занятию.
Создаю эмоциональ-ный настрой на занятие
|
|
|
IIэтап
Актуализация и
целеполагание знаний по теме
(артикуляционная гимнастика)
|
Возьмите индивидуальные зеркала.
Для губ.
а) "улыбка"
б) "хоботок"
в) чередовать упражнения "улыбка" и "хоботок".
Для языка.
а) "лопаточка"
б) "иголочка"
в) "маляр"
г) "почистить верхние зубки"
д)"почистить нижние зубки".
|
Выполнение упражнений на артикуляцию
по образцу.
|
Организую деятельность учащихся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.
|
|
Дыхательная гимнастика
|
И.п. руки на коленях, спина прямая, ладонь на животе.
1. Вдох – животик как шарик надувается, Выдох – шарик сдувается. 2. Вдох через рот, выдох через нос.
3. Вдох через нос, выдох через рот.
Наша гимнастика окончена
|
Выполнение упражнений
по образцу
|
Организую деятельность учащихся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.
|
|
III. Актуализация и
целеполагание знаний по теме.
(постановки цели и задачи)
|
-Ребята, сегодня утром я получила видеописьмо с просьбой о помощи?
-хотите узнать, кто его прислал?
- а какой звук в слове шишка Снеговик не может произнести?
-а каким звуком он его заменяет??
-ЗВУК ссс
Прежде чем помочь Снеговику, давайте определим тему и цель нашего занятия.
Ответы детей:
-тема: звук Ши С
-цель: научить выговаривать звук Ш
-Совершенно верно, сегодня на занятии мы будем учить Снеговика различать и звуки С-Ш
-Как я уже говорила в начале -правильно произносить звуки детям помогает логопед, предлагаю вам сегодня побывать в роли логопеда и отправится в путешествие по городам нашей большой страны в которых живут наши коллеги- логопеды.
Они уже в курсе нашей проблемы и подготовили задания, чтобы мы совместными усилиями научили снеговика выговаривать звук ш.
Обратите внимание, у вас на партах лежат карты ,которые покажут нам в каком направлении двигаться
-а передвигаться с одного города на другой мы будем на автобусе
Маршрутная карта.
-Вы готовы?
|
Сюрпризный момент
Дети слушают учителя и выполняют движения
Выделяют звуки
|
Выделяют услышанные звуки в речи
|
|
|
Высказывают свои предложения. Формулируют учебную задачу.
|
Уточняю понимание учащимися поставленных целей занятия.
|
|
IV.
Этап
Дифференциация звуков
|
4.Сравнительная характеристика звуков.
Начнем с замечательного города Санкт-Петербург, где логопедпредлагает нам сравнить два звука.
-Возьмите зеркало.
-Произнесите звук С.
-Опишите положение губ. ( Губы улыбаются)
-Опишите положение языка. ( Язык упирается в нижние зубы)
-Дайте характеристику звука С.
(С - согласный, глухой, бывает твердый и мягкий.)
-Произнесите звук Ш.
-Опишите положение губ.(губы окошечком)
-Опишите положение языка.(язык поднят к небу)
-Дайте характеристику звука Ш.
(Ш - согласный, глухой, всегда твердый.)
-Чем же различаются эти звуки?
Звук Ш-шипит, язык поднимается вверх к небу.
Звук С-свистит, язык упирается в нижние зубы
-Чем отличается звук от буквы?
Вывод: звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем.
-следуем дальше
|
Дети слушают, выполняют по инструкции
Сравнивают артикуляцию звуков, дают характеристику звуков с опорой на зеркало.
|
Организую работу учащихся
|
|
Формирование фонематических процессов
|
5.Развитие внимания
Следующий логопед ждет нас в городе Москва.
-предлагает задание -расшифровать радиограмму
-Стрелочка вверх указывает, что язык находится за верхними зубами и нужно произносить звук [ш], а стрелочка вниз означает, что язык находится за нижними зубами, и произносим звук [с].
Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д.
- Молодцы, ребята!
|
Расшифровывают радиограмму
карточки:
|
Объясняю задание
Слежу за правильностью выполнения.
|
|
Дифференциация в слогах
Упражнение на развитие мимики.
|
6.
-Следуем дальше город Омск, где нас приглашают поиграть в игру. Покажем снеговику, какие мы внимательные.
Дидактическое упражнение:
Игра «Скажи наоборот».
Ша-… Са-…
Шу-… Су-…
Шо-… Со - …
|
7.
- Ребята, а теперь усложним задание, повторите цепочки слогов с эмоцией.
-
Удивленно
|
Са-ша-са
|
Грустно
|
Си-ши-си
|
Весело
|
Шо-со-шо
|
Громко и сердито
|
Шу-су-шу
|
Тоненьким голоском
|
Ше–се-ше
|
-молодцы,
|
Дети выполняют задание на внимание
|
Объясняю задание
Слежу за правильностью выполнения
|
|
V этап
Гимнастика для глаз
|
8.
-следующий логопед ждёт нас в городе Иркутск, он считает что нам и Снеговикунужно отдохнуть, выполнив задание «Кувшин».
-Снеговик без нашей помощи не справится, его необходимо научить, а учить его будете вы!
|
Выполняют упражнения для снятия утомления
|
Организую физкультминутку
|
|
VI.Этап. Первичное закрепление изученного материала
Согласование числительного со словосочетанием.
|
- перед вами конверты с разбитыми кувшинами, ваша задача их собрать.
9. Игра «Кувшин».
Дети подбирают недостающие части.
- после того, как соберете, нужно будет посчитать кувшины.
-А считать мыбудем правильно проговаривая звуки [с], [ш]: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т.д.
Дети считают
-Теперь посмотрим, смогли ли вы научить снеговика собирать, считать кувшины и проговаривать звуки [с], [ш]
-Молодцы, ребята!
-Снеговик пробует считать кувшины…(озвучка в презентации)
Смогли ли вы научить Снеговика?
|
Выполняют задание индивидуально
|
Слежу за правильным выполнением заданий
|
|
Логоритмическое упражнение.
|
10. Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в город Магадан, где нас ждет необычное упражнение…
Прочитайте по цепочке чистоговорку:
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша, Са – са – са – голубые небеса, Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу, Су – су – су – и водички принесу, Ши – ши – ши – наши детки хороши, Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы, Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
Выполнение движений в соответствии с текстом.
Молодцы! Как хорошо вы владеете попитом
|
Выполняют упражнения в движении для снятия утомления с помощью игрушки поп-ит
|
Слежу за правильным и четким произноше-нием звуков в речи
|
|
VII этап
Динамическая пауза
|
11.
-нашему Снеговику очень нравится путешествовать по городам России, и сейчас он приглашает нас немного повеселиться.
Танцевальная физминуткас Снеговиком
|
Выполняют упражнения для снятия утомления
|
Организуюфизкульт-минутку
|
|
VIII.
Закрепление изученного материала
Дифференциация в предложении.
|
12.
Двигаемся дальше. Следующая остановка в городе Норильск, гделюбят играть с мячом.«Доскажи словечко».
- Я предлагаю вам выстроится в круг и поиграть в игру «Доскажи словечко». Ваша задача поймать мяч – и закончить предложение, а Снеговик понаблюдает за нами.
1.Как – то вечером старушки.
Пили чай и грызли …сушки.
|
4.Кошка на подушке Лапкой моет ...ушки.
|
2.Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски надел я планки.
Дайте снег! Готовы …. санки
|
5.Ложится спать, кряхтя, старушка, Кладёт под голову … подушку.
|
3.Жил был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
А взрослая … собака
|
6. Сегодня все ликуют В руках у детворы От радости танцуют Воздушные…(шары)
|
|
Отвечают на вопросы учителя.
Восстанавливают предложения
в игре: «Доскажи словечко»
|
Объяснение задания
|
|
|
Отлично! Можете занять свои места в автобусе.
Обратите внимание на карту, мы с вами следуем на последнююостановку.
-я как логопед , также подготовила для Снеговика задание, но мне нужна ваша помощь.
Сейчас я раздам вам карточки с заданием. Вам нужно прописать буквы С-Ш и вставить пропущенные буквы в словах.
Снеговик в это время тоже будет выполнять задание. А затем вы проверите, верно ли он его выполнил.
(У Снеговика ошибка в слове втруСка)
Давайте проверим всё ли получилось у Снеговика. Есть ли у него ошибки? Дааааа
В каком слове он допустил ошибку? (в слове ватрушка)
А почему он допустил эту ошибку? (потому что неправильно произнёс слово ватрушка)
Что нужно сделать чтобы правильно написать слово(нужно его правильно произнести)
Давайте произнесём это слово. (ВАТРУШШШШШКА)
Опишите положение губ и языка при произношении звука [Ш].
Снеговик, научили ли мы тебя произносить [Ш]?
Спасибо вам ребята, я научился говорить слово шишка.
Молодцы! Снеговик вам очень благодарен,
|
Дети выполняют письменную работу
Самостоятельная работа детей с последующей взаимопроверкой
|
Проверяю правильность выполнения задания
|
|
VIIII.
Итог занятия
X.
Рефлексия деятельности
|
13.Итог. Рефлексия.
Как вы считаете справились ли вы с ролью логопеда?
-давайте вспомнимО каких звуках мы сегодня говорили?
Понравилось ли вам занятие?
В предверие Нового года предлагаю и нам украсить елочку, а украшать мы будем шишками…
- Оцените свою работу на занятии
Шишка с красным бантом – если все было понятно на занятие, занятие вам понравилось, и вы легко выполнили все задания;
Шишка с желтым бантом - если необходимо ещё поработать над данной темой;
В завершение занятия
-я бы хотела, ребята, вручить вам на память о нашем занятие медальки «Я дружу со звуком Ш» (вручение)
|
Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают состояние своего настроения (в конце занятия)
|
Подвожу учащихся к выводу
Организую
рефлексию, самооценку учебной деятельности
|
|
|
|
|
|
|