Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игры с мячом в логопедической работе.
Логопедия
Автор: Борздых Наталья Александровна   
06.01.2024 21:40

Игры с мячом в логопедической работе.Игры с мячом в логопедической работе.

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.

В России в старину в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.

скачать конспект

Сейчас в продаже огромный выбор мячей: пластмассовые, резиновые гладкие и колючие, надувные и т.д.

Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества. Лучший мяч для них – это мяч яркий, легкий и прыгучий.

Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.

Между тем логопедам хорошо известно, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом, поскольку игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Все игры и упражнения с мячом, используемые в логопедической работе, можно разделить на следующие виды:

  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
  • игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запасаи развитие грамматического строя речи.

1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики

Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движением пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон.

Детям предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом. Можно:

  • использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука;
  • подбирать их по цвету;
  • вводить с их использованием элементы самомассажа.

Упражнения:

  • сжимание мячика;
  • обхват пальцами;
  • прокатывание;
  • прокатывание между пальцами;
  • разминание между ладонями.

Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений можно использовать теннисные мячики и колючие шарики су-джок:

  1. «Разноцветные шары» — прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.
  2. «Дождик» — прокатывание шариков
  3. «Парашютисты» — прокатывание шариков с пропеванием гласных
  4. «Плывет, едет, скачет» — прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации
  5. «Спираль»
  6. «Кто быстрее?»
  7. «Снежинки»
  8. «Время года» — закрепление лексики по теме «Календарь»
  9. «Перевертыши» — прокатывание шариков с чтением слов
  10. «Угощение» — использование съемных картинок
  11. «Машина и стрекоза»
  12. «Путешествие колобка» — закрепление навыков пространственной ориентировки.
  13. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

Для детей характерны нарушения пространственного восприятия, что создаёт значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.

Игры с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле.

Упражнения:

  • прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении
  • выполнение инструкций ( «В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)
  • попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях
  • рисование мячом фигур на полу.

Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»

Цель: закрепление ориентированности ребёнка в собственном теле и в пространстве (справа-слева, впереди-сзади), закрепление предлогов.

Оборудование: мячи, сшитые из ткани.

Ход игры: дети выполняют задания по инструкции логопеда.

Логопед:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и друзьям улыбнись.

Правого плечика мячик коснётся

И ненадолго за спину вернётся.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне.

Игра «Попади в ворота»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа-слева, впереди сзади, прямо), развитие моторики.

Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.

Ход игры: по заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребёнка).

Логопед:

От ворот – поворот Вправо и наоборот.

Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа-слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход игры: дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»

3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Упражнения и игры:

  • «Повторяем дружно звук» — услышишь звук А, стукни мячом об пол
  • «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» — услышишь звук А, подбрось мяч вверх
  • «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» — развитие длительного речевого выдоха
  • «Разноцветные мячики» — дифференциация гласных и согласных – назови слово
  • «Тихо – громко»
  • Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»
  • Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А — и только с этой» — все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» — добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».

4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения и игры:

  • «Мяч бросай и животных называй»
  • «Я знаю пять названий животных»
  • «Животные и их детеныши»
  • «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»
  • «Подскажи словечко»
  • «Скажи ласково»
  • «Составь предложение»
  • «Горячий – холодный» (антонимы)
  • «Из чего сделано»
  • «Лови да бросай – цвета называй»
  • «Третий лишний»
  • «Какой по форме»
  • «Один – много» (множественное число),
  • «Один – много – Чего нет»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год