Игры с мячом в логопедической работе. |
Логопедия | |||
Автор: Борздых Наталья Александровна | |||
06.01.2024 21:40 | |||
Игры с мячом в логопедической работе. Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира. В России в старину в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому. Сейчас в продаже огромный выбор мячей: пластмассовые, резиновые гладкие и колючие, надувные и т.д. Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества. Лучший мяч для них – это мяч яркий, легкий и прыгучий. Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол. Между тем логопедам хорошо известно, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом, поскольку игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Все игры и упражнения с мячом, используемые в логопедической работе, можно разделить на следующие виды:
1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движением пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон. Детям предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом. Можно:
Упражнения:
Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений можно использовать теннисные мячики и колючие шарики су-джок:
Для детей характерны нарушения пространственного восприятия, что создаёт значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Игры с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Упражнения:
Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине» Цель: закрепление ориентированности ребёнка в собственном теле и в пространстве (справа-слева, впереди-сзади), закрепление предлогов. Оборудование: мячи, сшитые из ткани. Ход игры: дети выполняют задания по инструкции логопеда. Логопед: В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и друзьям улыбнись. Правого плечика мячик коснётся И ненадолго за спину вернётся. С голени правой да к левой ступне, Да на живот – не запутаться б мне. Игра «Попади в ворота» Цель: закрепление умения ориентирования (справа-слева, впереди сзади, прямо), развитие моторики. Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков. Ход игры: по заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребёнка). Логопед: От ворот – поворот Вправо и наоборот. Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг» Цель: закрепление умения ориентирования (справа-слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия. Ход игры: дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!» 3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов Упражнения и игры:
4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи Упражнения и игры:
|