Формирование правильного дыхания как залог чистой речи
Чернецова Наталья Юрьевна, учитель-логопед высшей категории, Почетный работник общего образования РФ
При обследовании детей выявлено: более чем у половины нарушено носовое дыхание – аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия небных миндалин 2 – 4 степеней. Все это осложняет и нарушает правильное носовое дыхание. Дети, с подобными проявлениями, дышат с приоткрытым ртом, делая вдох и выдох через рот.
Дышать надо через нос. Нет правила проще этого. Ученые напрямую установили связь между способом дыхания и успешностью в развитии. От того, как правильно дышит ребенок, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.
На дефекты родители, как правило, не обращают внимания. Но даже незначительная неисправность носового дыхания вредно отражается на всем организме ребенка.
В 1 минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов. Весь этот выдыхаемый воздух должен пройти через нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, каким он необходим организму. Дышать через рот вредно!
Во – первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше. Работают только верхние отделы легких. Организм не получает достаточно кислорода.
Во – вторых, изменяется голос, нарушается речь, появляется гнусавость голоса, монотонность речи. Ребенку трудно прожевывать пищу. Из – за «плохого носа» притупляется обоняние. У ребенка пропадает аппетит. В процесс вовлекаются зубы. Может развиться кариес.
В — третьих, Застаивается жидкость, омывающая мозг. В ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеяны, вялы, быстро истощаемы.
Понаблюдайте за ребенком, если у него постоянно обветрены губы, покрыты трещинами – это первый признак того, что ребенок дышит неправильно. Дыхание можно и нужно тренировать. Вот несколько несложных для ежедневного применения упражнений, которые разовьют навыки правильного дыхания у вашего ребенка и, соответственно, укрепят его здоровье.
Упражнения:
№ 1. Закрыть рот на «замок». Дышать через нос.
№ 2. Громко произносить звуки: Б, В, Ж, М, П, Т, Ф, Ш. (поочередно).
№ 3. Предложите ребенку 5 – 6 раз вдохнуть и медленно выдыхать, закрыв рот, при этом кисти рук положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.
№ 4. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно вдохнуть через левую и наоборот.
Упражнение после аденотомии:
№ 5. Перед сном приготовить стакан теплой воды. При полоскании произносить АААААА…… затем звук ОООО… Упражнение произносить до тех пор, пока не закончится вода в стакане.
№ 6. Контрастное умывание: температура воды: от +34 до + 40 градусов – от +19 до + 20 градусов.
Воздух.
Ежедневно ребенок пропускает через свой легкий воздух больше, чем масса потребляемой воды и пищи ребенком.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу, что загрязнение воздуха является главным фактором риска для здоровья населения, тем более для детей.
Воздух в помещениях в 4 – 6 раз грязнее наружного и 8 – 10 раз токсичнее.
В воздухе помещений содержатся естественные аллергены: бактериальные, грибковые и т.д. табачный дым, органические и неорганические вещества. Поэтому дыхательные упражнения лучше всего проводить на свежем воздухе или в хорошо проветренной комнате.
Комплексы упражнений
при нарушении носового дыхания:
Комплекс №1:
- Встать, закрыть рот. Одну половину носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочередно 4 – 5 раз через каждую половину носа.
- Встать, ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вперед и вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох. До 5 раз.
- Встать. Вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую. 5 – 5 раз через каждую половину носа.
- Встать. Ноги поставить вместе. Зажать нос пальцами. Не спеша, громко считать до 10. Закрыть рот. Сделать глубокий вдох и полный выдох. Повторить 5 – 6 раз.
- Закрыть рот Сделать вдох. На удлиненном выдохе произносить звук М. (до 8 раз).
- Встать. Подняться на носки – вдох. Присесть – выдох.
- Встать. Поднять руки вверх и отставить одну ногу назад – вдох. Вернуться в исходное положение — выдох. То же самое повторить, отставив другую ногу.
- Ходить в течение 2 – 3 минут, постепенно удлиняя фазу выдоха. Раз, два – вдох. Три, четыре, пять, шесть – выдох. И т.д. Дышать через нос.
Комплекс №2.
Во время упражнений дышать только через нос.
- Стоя, глубоко вдохнуть носом. Ноздри раздуты и напряжены. Живот выпятить, выдыхать медленно через рот, живот втянуть.
- Стоя, глубоко вдохнуть носом. Ноздри раздуты и напряжены. Живот выпятить. Затем наклониться вперед, руки опустить – выдох.
- Сидя, глубоко вдыхать носом. Выдох через нос.
- Раскрыть рот, напряженный кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по небу, в направлении маленького язычка «маляр».
- Раскрыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончиком языка скользить по к нижним зубам, затем поднять на альвеолы, скользить по небу к маленькому язычку
- Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
- Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, накрыв им горло.
- Осторожно выдвигать вперед нижнюю челюсть, губы напряжены, верхняя губа приподнята.
- Двигать нижней челюстью влево – вправо.
- Вытянуть губы как можно дальше «Трубочка».
- Оскалиться, губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы «Улыбка».
- Надуть обе щеки, плотно сомкнув зубы. Размыкать щеки с причмокиванием.
- Надуть щеки поочередно: правую, левую.
- Надуть верхнюю губу.
Комплекс №3.
Во время упражнений дышать только через нос.
- Широко раскрыть рот – зевание. Затем «глотнуть» — верхнее небо смыкается с задней частью языка.
- Широко раскрыть рот, глубокий вдох, закрыть рот, проглотить.
- Широко раскрыть рот.
- Рот закрыт, язык оттянут назад к гортани. Кончик языка скользит к нижним зубам, затем поднять его на альвеолы, скользит по небу к маленькому язычку.
- Кончик языка поставить на нижние передние зубы, упираясь в них, выгнуть переднюю часть языка.
- Рот раскрыть. Загнуть кончик языка за верхние альвеолы – не касаясь верхних зубов.
- Смыкать и размыкать челюсти. Руками контролировать движение челюстей.
- Губы вытянуть вперед, как можно дальше. «Трубочка».
- Губы и мышцы шеи напрячь. Показать зубы. «Улыбка» Чередовать.
- Выполнять «кривую» улыбку влево – вправо.
- Втягивать щеки.
- Надувать и втягивать щеки, не открывая рта.
- Как можно шире открыть рот.
- Набрать воздух, «задуть» его в уши – само продувание.
Органы дыхания, наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразующую и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается приблизительно к 10 годам.
Речевое дыхание – система произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи.
Формирование речевого дыхания предполагает выработку воздушной струи, что считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Система логопедической работы по формированию воздушной струи базируется на выработке у детей основных противопоставлений воздушной струи:
- Широкая воздушная струя (шипящие) – Узкая (свистящие);
- Теплая (шипящая) – Холодная (свистящие);
- Слабая – Сильная;
- Рассеянная – Направленная.
Известно, что звуки произносятся на фазе выдоха.
При произнесении одних воздушная струя слабая, звуки произносятся коротко (смычные взрывные и смычные щелевые).
Сонорные звуки и щелевые требуют сильной, длительной воздушной струи.
При произнесении звуков позднего онтогенеза требуется направленная воздушная струя.
Три основных направления воздушной струи.
1 -я воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения звуков губно-губных (в – вь, ф — фь), заднеязычных (к — кь, г — гь, х — хь) переднеязычных (т – ть, д – дь) и свистящих.
2-я воздушная струя направлена по центру языка вверх, что характерно для произношения шипящих и вибрантов.
3-я воздушная струя направлена по боковым краям языка, что характерно для произношения смычно-проходных –л, ль.
Выработка воздушной струи может проводится до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. А артикуляционные упражнения выполняются на выдохе «Непослушный язычок», «Болтушка», «Заведи мотор» и другие.
В системе логопедической работы по воспитанию правильной воздушной струи можно выделить основные направления:
- – Дутьё при сомкнутых губах;
- – Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой;
- – Дутьё сквозь губы, растянутые в улыбке;
- – Дутьё на язык.
- Дутьё при сомкнутых губах.
Цель: Укрепление мышц щек.
- «Надуть два шарика» — надувать щеки и удерживать в них воздух.
- «Перекатывание шаров» — поочередное надувание щек.
- «Худенький малыш» — втягивание щек при сомкнутых губах и при разомкнутых зубах.
2. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
Цель: Активизировать напряжение круговой мышцы рта.
- Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».
- «Сдуй снежинку» — сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет, привязанный к нитке. Можно дуть снизу-вверх, стараясь как можно дольше удержать предмет парящим в воздухе.
- «Парус» — дуть на парусник, флюгер, лист-парус, прикрепленный к основанию «лодочки».
- Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы он покатился.
- «Задуй свечи на торте»
- Надуть воздушные шарики, резиновые надувные игрушки.
- Пускание мыльных пузырей.
- «Свисток» — дуть в свисток, дудочку, губную гармошку.
- «Гонки» по воде или на столе. Поочередно дуть на легкие бумажные кораблики, на рыбок, плавающих в ёмкости с водой. Или также дуть на легкие бумажные машинки, на бумажных лыжников, лошадок на поверхности стола.
- «Буря» — с силой дуть на воду, налитую в плоскую ёмкость, до образования брызг.
- «Птички и ветерок» Натянуть горизонтальную нить, к ней на вертикально висящих нитках привязать легких бумажных птичек, листики, цветочки. Дуть на них плавно и длительно, чтобы они как можно дольше парили от дуновения «ветерка».
- «Горка». Дуть на легкие игрушки, спускающиеся или поднимающиеся по желобку.
3. Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.
Цель: Формировать плавную, сильную, целенаправленную воздушную струю, удерживая губы в положении «улыбка».
- «Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в улыбке сближенными губами. Углы рта прижать к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, рассеивать движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, то звук от рассекаемого пальцами воздуха хорошо слышен и напоминает шум пропеллера.
- «Подуй на кончик языка». Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Широкий кончик языка положить между губами и подуть на него.
- «Непослушный язычок»
4. Дутьё на язык.
Цель: Научить целенаправленному выдоху через язык в форме «желобка» или на кончик языка.
- «Ветерок». Посередине языка, вдоль его переднего края сделать «дорожку» — желобок, можно положить спичечную палочку, и подуть – пустить «ветерок», сдувая бумажные листочки, снежинки и т.п.
- «Теплый ветерок». Удерживая широкий кончик языка поднятым за верхние зубы, а боковые края языка сомкнуть с верхними коренными зубами, подуть на кончик языка.
- «Желобок». Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко и плавно дуть сквозь желобок, контролируя воздушную струю ладонью, поднесенной ко рту.
- «Сдуй снежинки с горки». Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы. Кончик языка удерживать за нижними зубами. Среднюю часть языка приподнять горкой и подуть на язык.
Требования к проведению занятий по формированию воздушной струи.
- Упражнения проводят в хорошо проветренном помещении.
- Упражнения лучше выполнять стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.
- Обращать внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным и без напряжения.
- Следить за точностью направления воздушной струи.
- Кратковременность упражнений от 30 до 90 секунд. При более длительном выполнении упражнений происходит гипервентиляция легких, которая ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, что может вызвать головокружение.
- Дозировка количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводится не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд.
- Во время дутья нельзя надувать щеки.
- Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щеки руками, используя тактильный контроль.
- На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.
- Контроль за выдыхаемой струей воздуха можно осуществлять с помощью ватки, поднесенной ко рту.
- Упражнения выполняются в игровой ситуации под музыку, счет или стихотворную форму.
|