Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровые упражнения для отработки речевого дыхания
Логопедия
Автор: Морозова Елена Викторовна   
06.01.2024 23:45

Игровые упражнения для отработки речевого дыханияИгровые упражнения для отработки речевого дыхания

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). В отличие от физиологического дыхания, речевое – во многом управляемый процесс.

Речевое дыхание оказывает прямое воздействие на быстрое освоение детьми навыков связной речи. Если оно развито хорошо, дети могут правильно произносить звуки, говорить не торопясь, отчетливо, выразительно, выдерживать необходимые паузы при произнесении длинных предложений, договаривать фразу до конца.

 

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний, миофункциональных нарушений.

Понять, что ребёнок нуждается в формировании речевого дыхания, достаточно просто. Об этом свидетельствуют следующие признаки:

  • Многие слова произносятся на выдохе и на вдохе.
  • Преобладает поверхностное (грудное) дыхание.
  • Во время произнесения фразы постоянно срывается голос, возникают неуместные паузы. Причина – перед началом речи заглатывается слишком мало воздуха.
  • Неустойчивый ритм дыхания, который легко нарушается даже при минимальных физических нагрузках или эмоциональной реакции.
  • Логоневроз.

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Девочки поют

Цель: развитие правильного речевого дыхания — пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных — АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.

Оборудование: картинки с изображением поющих девочек — четко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И.

Ход игры: подготовьте картинки с изображением лиц поющих девочек. Такие картинки легко нарисовать, главное условие — артикуляция должна быть четко прорисована.

В игре могут участвовать 2-4 ребенка. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая девочка какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.

После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд, держа в руках свои картинки, поет тот, на кого покажет взрослый.

- Теперь будем петъ общую песенку. Петъ будет тот, на кого я покажу палочкой. Старайтесь, чтобы песенки были длинными.

Следующий этап игры — пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:

- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха — песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"

Постепенно количество и варианты "песенок" можно увеличивать. Затем эта же игра повторяется с использованием изображений поющих девочек. Педагог ставит рядом две картинки: девочка поет И, девочка поет А, и предлагает угадать, какую песенку поют девочки — ИА — и повторить ее. Такую игру сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар гласных звуков могут быть самыми разными.

Весёлое путешествие

Цель: развитие правильного речевого дыхания — произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов — БИ-БИ, ТУ-ТУ.

Ход игры: предложите малышам подвижную игру.

- Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки — машина едет и сигналит "БИ-БИ!" А теперь превратимся в паровозики — "ТУ-ТУ!"

Покажите, как едет машинка, — походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.

Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Птицы разговаривают

Цель: развитие правильного речевого дыхания — произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов — КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК.

Ход игры: предложите малышам поиграть в птичек.

- Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. "КО-КО-КО" — говорит курочка. "КУ-КУ! КУ-КУ!" — кричит кукушка. "КРЯ-КРЯ-КРЯ!" — крякает утка. "КУ-КА-РЕ-КУ!"- заливается петушок. "ЧИК-ЧИРИК", — чирикает воробышек.

Побуждайте детей повторять за вами "разговор" птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.

Сдуй шарик

Цель: развитие правильного речевого дыхания — длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны — получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой — шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи — шарик сдулся.

- Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны — вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

Весёлая песенка

Цель: развитие правильного речевого дыхания — произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов — ЛЯ-ЛЯ.

Оборудование: кукла или матрешка.

Ход игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.

- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!

Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки — подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Морозова Елена Викторовна

Учитель-логопед, МБОУ «Гимназия №17» до «Золотая рыбка»,

г.о. Мытищи, Московская обл.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год