Конспект занятия в старшей логопедической группе с использованием сенсорных пособий «Дикие животные» |
Логопедия | |||
Автор: Глинка Елена Александровна | |||
29.12.2023 11:20 | |||
Конспект занятия в старшей логопедической группе с использованием сенсорных пособий «Дикие животные» Коррекционно-образовательные задачи: закрепление представлений о диких животных, образе жизни; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь; глагольного словаря – пищит, квакает, воет, рычит, скулит, бежит, скачет, рыщет, крадётся, прыгает). Закрепление названий частей дома: пол, потолок, стена, крыша и т.д. Уточнение словаря антонимов: узкий – широкий, короткий – длинный, прозрачный – не прозрачный. Закрепление названий цветов и их оттенков, геометрических фигур. Автоматизация поставленных звуков в речи. Совершенствование грамматического строя речи. Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной речи, интонационной выразительности, зрительного, слухового внимания и восприятия, обоняния и осязания, тактильных ощущений, конструктивного праксиса, координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: звуковоспроизводящее устройство: куклы би-ба-бо (мышь, лягушка, заяц, медведь); мягкие игрушки (лиса, волк); бочонок с мёдом, одноразовые ложки, влажные салфетки; мнемотаблица с обозначением цвета, размера, геометрической формы и твёрдости. Сенсорные пособия. Набор разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона. Куб с отверстиями, из которых видны края разных лент. Набор прозрачных пластиковых бутылочек с водой, в которых плавают разные предметы. Морковь, сшитая из ткани, внутри которой крупа (по количеству детей, разные крупы). Коробка с прорезями по бокам для рук; внутри карточки, на каждой наклеено верёвкой контур геометрической фигуры. Набор баночек с разными ароматными наполнителями (мята, лимон, хвоя и т.д Ход занятия: - Здравствуйте, дети! Сегодня нас ждут необычные приключения! Послушайте музыку и слова. (Дети слушают аудиозапись зачина сказки «Теремок») - О чём эта песенка? (Эта песенка про теремок.) Правильно. Стоит в поле – теремок. Он … (Дети договаривают … не низок, не высок; логопед показывает рукой «низко», «высоко») - Как по-другому можно назвать теремок? (Дом, домик.) А давайте мы с вами построим теремок! Будет он разноцветный, из разных геометрических фигур. Вам нужно выбрать любую фигуру, назвать её, определить цвет и сказать какую часть дома вы строите. Например: у меня розовый прямоугольник, я построю из него левую стену. (Логопед выстраивает на коврографе левую стену домика розовым прямоугольником. Затем дети по очереди конструируют дом, озвучивая свои действия.) Какой чудесный теремок у вас получился! Может быть в нём тоже кто – нибудь захочет поселиться, как в сказке… Ой, кажется, кто-то идёт… (Логопед одевает куклу би-ба-бо «Мышку», пищит.) Кто это? (Это мышка.) Как мышка подаёт голос, что она делает? (Мышь пищит). - Пи-пи-пи, какой хороший домик, и пустой… Может мне в нём поселиться? Но как (тонким голосом)? — Мышка, а ты дёрни за верёвочку, дверь и откроется. - Пи-пи-пи, не могу (тонким голосом). Давайте поможем мышке справиться с необычным замком. (Логопед демонстрирует «Пёстрый куб»). Необходимо вытянуть из куба разноцветные ленты, назвав все цвета, и сравнить их по длине, ширине и прозрачности. (Дети вытягивают две ленты, называют цвета, сравнивают, употребляя слова: длинная, короткая, широкая, узкая, прозрачная, непрозрачная). Молодцы! Справились с заданием. Вот дверь и открылась. Мышка забежала в теремок и стала там жить. Слышит звуки какие-то. (Звучит фонограмма кваканья лягушки). - Дети, чьи это звуки? (Это звуки лягушки). Лягушка что делает? Как голос подаёт? (Лягушка квакает). А как она передвигается? (Лягушка прыгает). Да, лягушка прыгает к теремку. (Логопед одевает куклу би-ба-бо «Лягушку»). Увидела его и говорит… Что говорит лягушка? (Ребёнок, подражая лягушке, изменённым голосом говорит: «Кто, кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?») А что ей мышка отвечает? (Ребёнок тоненьким голосом говорит: «Это я – мышка-норушка, а ты кто?») А лягушка отвечает: «Это я – лягушка-квакушка, пусти меня к себе жить. Мышь: «Пущу, если научишь меня какой – нибудь игре. Лягушка: «Я раньше в водоёмах жила и сводой игру принесла. Ребята, давайте и мы поиграем в такую игру. А ты, лягушка, посмотри какие дети наши догадливые. Каждый из вас получает по бутылочке, а в ней что-то плавает. Вам нужно отгадать — что там, чётко и правильно назвать эти предметы. (Логопед раздаёт бутылочки, внутри которых в воде плавают предметы, названия которых содержат автоматизируемый ребёнком звук (и). Каждый ребёнок называет свои предметы, остальные контролируют правильность ответа.) Понравилась мышке лягушкина игра и пустила она её в теремок. А следующим должен прибежать к домику… (Логопед пантомимой изображает зайца, а дети догадываются… «Заяц!») А мы знаем игру про зайца Егорку. (Дети занимают свободное пространство и играют в подвижную игру). Заяц Егорка (Дети быстро идут по кругу, взявшись за руки; в Свалился в озёрко. центре на корточках сидит один ребёнок) Бегите под горку! (Дети подбегают к сидящему ребёнку и помогают Спасайте Егорку! ему встать). (Дети возвращаются на места. Логопед одевает куклу би-ба-бо «Зайца», который держит морковь). Прибегает к теремку зайка, и говорит пугливо, трясущимся голоском… что? (Ребёнок говорит, подражая зайцу: — «Кто в тереме живет, кто в невысоком живет?) А мышка ей отвечает… (Ребенок: — «Я мышка норушка), и лягушка… (Другой ребёнок: — «Я — лягушка- квакушка, а ты кто?») Логопед: — А я зайка – побегайка, хочу с вами жить, я интересную игру знаю. Давайте и мы в зайкину игру поиграем, а он посмотрит. У зайчика – побегайчика морковь: внутри нее какая-то крупа. Нам нужно ощупать морковь, определить какая крупа, и не называя ее вслух, загадать детям загадку; например, в моей моркови крупа желтая, очень мелкая, круглая, твердая. Что это? Поможет задать вопрос маленькая подсказка- схема (поместить перед детьми мнемотаблицу). Каждый ребенок описывает, опираясь на схему, содержимое своей моркови, остальные отгадывают. Очень понравилась зайчику как вы загадки загадывали. И жителям теремка игра зайца тоже понравилась, пустили они его к себе жить. Долго ли, коротко ли, появляется у терема лиса. Как лиса может передвигаться? (Лиса может бежать, красться, ползти, идти). И спрашивает хитрым голосом… Что? Ребёнок: — «Кто в тереме живет, кто в невысоком живет?»). Лиса тоже захотела в теремок. – «Пустите меня в теремок, я научу вас игре новой». Давайте мы тоже поиграем в игру лисы. Здесь в коробке она что-то спрятала, определите на ощупь, что там. (Логопед предлагает ребёнку ощупать содержимое «Волшебной коробки». Он обнаруживает в ней ещё коробку. Достаем содержимое.) А теперь каждый завязывает глаза и не подглядывая определит какая геометрическая фигура выложена шнурочком на карточке. (Дети ощупывают и проговаривают: — «У меня круг». «Намоей карточке квадрат» и т.д.) Открываем глаза — проверяем себя. Логопед, беря в руку лису: — «Хорошо справились с моей хитрой игрой. Мышке, лягушке и зайцу эта игра тоже понравилась, они меня уже в теремок пригласили». Стали жить звери впятером. Вдруг приближается к терему волчок- серый бочок (Логопед демонстрирует куклу волка). Как волк может передвигаться? (Дети отвечают) А как он голос подаёт? (Скулит, рычит, воет). Говорит волк грубымголосом… (Ребёнок, грубо: — «Кто в тереме живет, кто в невысоком живет?») Логопед продолжает грубым голосом: Носом чувствую (вдыхает) — много зверей в теремочке живет. А ведь я лучше всех в запахи различаю, а вы, ребята, справитесь? Давайте и мы попробуем угадать, что у волка в баночках. (Детям завязывают глаза и дают в руки открытую банку с ароматам). Вдыхаем аромат и отгадываем, кто отгадает – поднимите руку. (Дети отвечают, затем все открывают глаза и сверяют правильность предположений с помощью зрения). Логопед, волком: — «Молодцы, справились с заданием» И жителям теремка понравилась игра, они позвали к себе волчонка. Только волк в терем вошел, тут мишка косолапый пришел. (логопед демонстрирует куклу би-ба-бо «Медведя). Как медведь голос подаёт? (Медведь рычит). В терем я пришел проситься Мед принес я вам в гостинец. Вас, ребята, угощу Про него все расспрошу. Мишка не спустыми руками пришел, он мед принес. Давайте его понюхаем, ложечкой попробуем и скажем какой мед. (Дети нюхают, пробуют, говорят: мед ароматный, сладкий, вкусный…) А теперь дотроньтесь до меда пальцем, испачкайте соседний палец (логопед показывает), что происходит? (Пальцы слипаются). Значит, мед какой? (Мед очень липкий). А ещё он очень полезный и лечебный. Когда вы болели, мама обязательно давала вам мёд, чтобы вы побыстрее выздоровили. Так что же мы узнали омишкином любимом лакомстве? (Мёд ароматный, сладкий, вкусный, липкий, полезный, лечебный). Влажной салфеткой вытрите руки. Мишка, нами оставайся И на терем не взбирайся! Будем все с тобой дружить, Будешь в гости заходить. Мишка: Хорошо, только расскажите мне, какие игры вам понравились, в которые вас играть жители теремка? (Дети вспоминают во что они играли на занятии, что больше понравилось). Мишка: До свидания, ребятки. До новых встреч. (Логопед убирает куклу). Наши приключения закончились. Спасибо. Встретимся с Вами в другой раз. Глинка Елена Александровна учитель — логопед, ГБОУ Школа №1368, г. Москва
|